Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования
статья по географии (9, 11 класс)

Бондаренко  Оксана Витальевна

Доклад на педагогический совет "Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_ege_gia.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур (контрольных, проверочных работ, ОГЭ) для повышения качества образования

Система оценки качества образования является одной из главных преимуществ развития образования в Российской Федерации. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо  в первую очередь для повышения качества образования.

Что нужно делать, чтобы правильно использовать результаты оценочных процедур для повышения качества образования?

Проведение оценочных процедур позволяет:

1. Самое главное-обратить внимание на типичные ошибки, допущенные при выполнении работы, выяснить их причины и возможные пути устранения.

2. Повысить ответственность каждого учителя в результате работы по овладению обучающимися основными знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой и образовательными стандартами по географии.

3.Оценивать работы обучающихся, руководствуясь принятыми нормами и критериями оценивания.

4. Разработать индивидуальные программы для обучающихся, которые выполняют работы с очень низкими результатами, и для обучающихся, которые выполнили с достаточно высокими результатами.

5. Проводить контрольные работы по материалам открытого банка заданий ОГЭ с последующим анализом результатов (выявление динамики результатов обучения).

Контрольная работа-это всегда итог работы учителя с учащимися. Поэтому здесь важен  и сам результат, и его анализ, позволяющий увидеть и плюсы и минусы работы с классом.

Самый важный элемент системы оценки качества образования - государственная итоговая аттестация.

Результаты ОГЭ  являются средством подведения итогов, а также основой для ежегодного анализа качества образования. В протоколах с результатами ОГЭ  представлены индивидуальные предметные результаты, решаемость каждого задания, первичные и итоговые баллы. Учителя на протяжении всего периода обучения проводят предварительную подготовку к  сдаче экзаменов. Результаты ОГЭ предыдущих лет подвергаются всестороннему анализу. Темы, которые вызывают затруднения на экзамене, требуют более тщательного подхода со стороны учителя. Можно, например, систематизировать теоретический материал, представляя его в более удобном для ученика виде, а также сопровождая конкретными примерами из контрольно-измерительных материалов. И, конечно, индивидуальный подход, знание проблем каждого ребенка и их своевременное устранение-залог высокого качества образования ребенка и, как следствие, успешной сдачи государственного экзамена.

Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию.

 С целью вовлечения родителей в образовательный процесс нужно приглашать их на уроки, постоянно информировать о результатах оценочных процедур.

Результаты оценочных процедур важны для родителей обучающихся и самих обучающихся в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ и получения рекомендации по перспективам получения дальнейшего профессионального образования.

За всеми этими видами работ стоит система, которая совершенствуется из года в год на основе результатов оценочных процедур и дает свои результаты. А цель этой системы – дать учителю то, что необходимо для достижения обучающимися всех видов результатов, которые должны быть направлены на оптимизацию образовательного процесса.

Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении несколько лет изучения географии в школе.

Один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации – это поддержка учителя, поддержать - значит поверить в ученика.

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география - это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.

К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Дети стали гораздо прогматичнее и рациональнее. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.

В последнее время наметилась тенденция к сокращению востребованности географии при вступительных экзаменах. Соответственно многие ученики выделяют для себя основные предметы для углубленного изучения, в перечень которых география, к величайшему сожалению, не входит, это касается обучающихся в 11 классе.

Географию, как правило, выбирают большинство обучающихся 9 класса, потому что считают, что этот предмет легче сдать, чем остальные предметы.

Это в основном, тот контингент детей, которым трудно будет сдавать такие предметы, которые требуют специальных способностей. Поэтому география дает им шанс закончить девять классов. Хотя, я считаю, что лёгким предметом географию назвать нельзя.

Поэтому содержание контрольно-измерительных материалов охватывает с одной стороны базовое ядро (обязательный минимум содержания географического образования), а с другой стороны - наиболее актуальные процессы и явления современной жизни: демографические, этнические, экологические, социально- культурные и экономические.

Подготовка к основному государственному экзамену в 9 классе является одной из основных проблем и выпускников и учителя. По своей сути ОГЭ является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности.

Выпускники 9 класса должны обладать сформированными обще учебными умениями и навыками: наблюдением, отбором и генерализацией, анализом фактов, объяснением причин явлений, установлением причинно-следственных связей, синтезом. Именно эти приемы мыслительной деятельности и смогут помочь успешно сдать ОГЭ.

Подготовка к итоговой аттестации, как правило, должна идти на протяжении всего обучения, но на это не всегда хватает учебного времени, а дополнительными часами учителей географии, увы, не балуют. Учителя стараются подготовить школьников с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий и эту работу надо начинать как можно раньше. В своей работе я использую много форм проверки изученного материала, это не только тесты, это и географические диктанты, цифровые диктанты, задание на соответствие, решение географических задач по разным темам.

Фундаментом географической подготовки я считаю работу с географической картой. При выполнении заданий на экзамене разрешается пользоваться географическими атласами, но чтобы они стали помощниками, необходимо научить обучающихся с ними работать, научить читать карты. Потому знание номенклатуры и умение читать карты разного содержания, представление о положении на карте географических объектов – это моё главное требование к обучающимся на протяжении изучения всего курса географии.

 Начиная с 5 класса мы работаем с географической номеклатурой. Ребята сдают зачёты на знание географической номенклатуры на протяжении всего курса географии: на настенных картах показывают географические объекты. Очень важна работа на контурной карте, она закрепляет не только знание географической номенклатуры, но и тренирует зрительную память, обучающиеся запоминают местонахождение географических объектов.

Ещё одним ключевым навыком в географии является определение географических координат карте, это тоже отрабатывается при непосредственной работе с картами.


Успешное выполнение многих заданий зависит от умения работать с топографическими планами, картосхемами, статистическими материалами, рисунками, таблицами, диаграммами, графиками.

Свою работу по подготовке к ОГЭ начинаю с того, что знакомлю обучающихся с особенностями проведения экзамена, с системой оценивания экзаменационной работы, со спецификацией и кодификатором КИМ. Они должны чётко знать, что от них требуется на экзамене и что они должны сделать, чтобы получить как можно больше баллов.

Затем обучающиеся выполняют пробную версию ОГЭ. Эта работа даёт возможность определить каков уровень знаний ученика, выявить область «знания/не знания». Понять, что умеет обучающийся, какие пробелы в знаниях есть, на какие задания обратить особенное внимание.

Сначала я показываю образец выполнения заданий и образец рассуждений при выполнении задания, а затем требую этого от обучающихся.

Для работы над пробными вариантами предлагаю инструкции решения типовых тестовых заданий по разным темам.

Если использовать предлагаемые алгоритмы в системе по всем разделам, то учащиеся научатся более грамотно самостоятельно находить, систематизировать и применять на практике нужный материал. 

Необходимо вспомнить приемы работы по топографической карте и плану местности. Особое внимание уделяем построению профиля рельефа местности, так как в школьном курсе географии этому уделяется мало внимания. Да и ученики 9 класса забывают материал 6 класса и без подготовки и повторения этого материала, эти задания выполнить не могут.

Я всегда говорю своим детям, что хорошо сдать ОГЭ можно только выполнив очень много тестовых тренировочных заданий.

Для этого мы используем разные сайты в интернете, прежде всего сайт ФИПИ, также сайты «Решу ОГЭ, ЕГЭ», другие сайты, где можно решать задания онлайн, с последующей проверкой правильности выполнения работы.

Основные приёмы подготовки к ГИА:

  • групповые и индивидуальные консультации;
  • знакомство со структурой работы; с умениями заполнять бланки;
  • решение вариантов демоверсии; вариантов в разных источниках;
  • разбор теоретического материала по основным разделам курса географии, входящим в работу;
  • практические занятия с географической, топографической картами, планом и профилем местности, статистическими материалами;
  • самостоятельная работа обучающихся по решению различных заданий.

В подготовке обучающихся к ЕГЭ и ОГЭ мне также помогают обучающие вебинары по географии разных издательств в интернете. Особенно содержательными мне показались вебинары издательства «Легион», которые вела Анна Борисовна Эртель, автор методических пособий, очень подробно разбирая задания, которые в виде презентаций можно использовать и с обучающимися при разборе заданий.

При подготовке к ОГЭ и ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка обучающихся дома, а этому тоже должен научить учитель.

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» (писал Александр Пятигорский, русский философ).

Учитель должен организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для всех обучающихся.

А закончить своё выступление я хочу китайской пословицей:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя по использованию результатов оценочных процедур для повышения качества математического образования».

В статье рассматриваются приемы формирующего оценивания, используемые в практике обучения математике....

Использование результатов оценочных процедур в управлении качеством образования

В презентации представлены основные подходы использования результатов оценочных процедур...

«Использование результатов оценочных процедур для совершенствования методики преподавания русского языка и литературы»

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что данная проблема ...

«Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»

laquo;Использование результатов оценочных процедур (ГИА, ВПР) в повышении качества образования, в совершенствовании основных образовательных программ»...

"Использование результатов оценочных процедур (ЕГЗ, ОГЭ, Всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сопоставительных исследований и других) в повышении качества образования".

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации. Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебны...

Практика использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования

С учетом основной цели проведения оценочных процедур – управление качеством образования – под интерпретацией результатов процедур оценки качества образования следует понимать процесс обраб...