Использование учителем современных педагогических технологий в образовательной среде. Из опыта работы.
статья по географии

Грекова Наталия Викторовна

Что такое педагогическая технология? Это совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, приемов обучения. Это алгоритм деятельности учителя и ученика, направленный на достижение заранее запланированной цели. Классификаций педагогических технологий множество. Он могут основываться  на философской основе, на научной концепции, на личностной структуре, на позиции ребенка и т.д. Педагогические технологии могут использоваться с разной целью и на разных этапах урока. Использование  педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В данной работе представлен  опыт использования педагогических технологий, их методов и приемов на уроках географии в разных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование учителем современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде

В своей педагогической деятельности используются различные педагогические технологии в среднем и старшем звене, на разных этапах урока.

Технология критического мышления

Технология состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия. Технология позволяет не пользоваться готовыми знаниями, а конструировать свои, в ходе изучения материала.

Например, один из способов активизировать опорные знания и личный опыт используется такой прием  как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Его можно использовать в разных классах. В 6 классе, при изучении темы «Климат» основное понятие выписано на доску, учащимся предлагается  на каждую букву этого понятия подобрать слово или словосочетание, связанное по смыслу с этим понятием. Работу можно организовать индивидуально, фронтально или в группах.

В 8 классе при изучении темы «Внутренние воды» можно прием БИНАРНЫЙ ВОПРОС. Задается вопрос, например, Строительство ГЭС – это плохо или хорошо? Можно разбить класс на группы, можно  индивидуально. Учащиеся предполагают, выдвигают по одной версии.

Прием МОЗГОВЙ ШТУРМ используется в любом классе. Суть приема  постановка проблемы или вопроса, например:

  1. Почему есть течения холодные и теплые?  (Тема «Течения в океане», 6 класс)
  2. Почему южная часть Атлантического океана холоднее, чем его северная часть? (Тема «Атлантический океан», 7 класс)
  3. Почему «Полюс холода» находится не в Антарктиде, а в Якутии, в поселке Оймякон -71°? (Тема «Климат России» 8 класс)
  4. Почему в Чукотском АО расположена единственная атомная станция Билибинская? (Тема «Электроэнергетика» 9 класс)
  5. Почему политика Китая «Одна семья - один ребенок» спустя тридцать лет привела к демографическому кризису (Тема «Население мира» 10 класс)

Прием ВЕРНО – НЕВЕРНО 

Например, при изучении темы «Воздушные массы» в 6 классе ряд утверждений:

Муссоны – это:

  1. Постоянные ветры, меняющие свое направление два раза в сутки
  2. Теплые сухие ветры, дующие с гор в долины
  3. Сильные порывистые ветры, возникающие при столкновении теплого и холодного воздуха в горах.
  4. Постоянные ветры, меняющие свое направление два раза в год летом и зимой

Прием ОПОРНЫЕ СЛОВА

Используется при просмотре видеофильма. Перед началом просмотра на доску записываются слова или словосочетания. После просмотра идет работа с данными словами, выявляются причинно-следственные связи.

Прием СИНКВЕЙН используется на стадии рефлексии

При изучении природных  зон в 8 классе

Тундра

  1. Безлесная, суровая
  2. Приспосабливаются, пригибаются к земле, выживают
  3. Безжизненное пространство
  4. Вечная мерзлота

ИКТ – технологии

Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии облегчает усвоение учебного материала,  а также,  представляют новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся. Работа с таким источником информации расширяет кругозор учащихся, позволяет найти более точную и интересную информацию.

В 5 классе найти интересные факты о путешественниках и их открытиях.

В 6 классе с помощью интернет –источников создать термометр.

В 7 классе при изучении темы «Страны Зарубежной Европы» учащимся было предложено задание подобрать интересные факты о странах Европы: Великобритании, Ирландии, Швеции, Исландии и др.

В 8 классе при изучении темы «Природные зоны» с помощью иллюстраций в интернете определить приспособления животных и растений к условиям обитания в тайге, в степи, в пустыне и т.д.

В 9 классе при изучении темы «Северный экономический район» составить туристический  маршрут по городам Северного экономического района.

В 10 классе при изучении темы «Научно-Техническая революция» составить презентацию о достижениях науки и техники в 20 веке в эпоху НТР.

В 11 классе при изучении регионов мира составить презентацию или буклет о любой стране мира, в которой вы бы хотели побывать.

Технология проблемного обучения

Эта технология предполагает организацию учащихся на поиск новых знаний при взаимодействии с учителем. Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Например, в 6 классе при изучении темы «Свойства вод Мирового океана» при рассмотрении одного из свойств соленость, на примере Красного моря, как самого соленого, учащиеся с помощью карт атласа выявляют причинно-следственные связи разной солености в океане

В 7 классе при изучении темы «Южная Америка» перед учащимися стоит проблема в определении причинно-следственных связей расположения пустыни Атакама на берегу Тихого океана.

В 8 классе при изучении темы «Климат России» раскрываются причинно-следственные связи разных климатических условий на одной широте. Почему в умеренном поясе выделяется 5 климатических областей, указать причины.

В 9 классе рассматриваются вопросы факторов размещения предприятий по территории России. Например, почему в городе Братске размещено предприятие по производству алюминия, при отсутствии сырьевой базы?

Использование проблемных вопросов активизирует у учащихся мыслительные процессы, появляется интерес к самостоятельному процессу познания.

В работе над проблемными вопросами используются такие приемы как АКВАРИУМ – распределение проблемных вопросов по группам; ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ групповое обсуждение проблемы, в соответствии с заданными ролями; 1*2*4 – один из способов обсуждения проблемы. Каждый ученик пишет ответ на поставленный вопрос, затем в парах обсуждается ответ, затем в четверках также идет обсуждение ответа выбирается наиболее оптимальный….

Технология модульного обучения

Основная идея технологии  состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Технология активно применяется в 10-11 классе. Например, при изучении темы «Япония» в 11 классе, можно составить следующие модули:

Модуль 1

Проанализировать карта атласа, выделить «+» и «-» в ЭГП страны.

Модуль 2

Природные условия:

а) рельеф, б) климат, в) природные зоны

Модуль 3

Население Японии: численность, национальный состав, религия, урбанизация, форма правления, административно-территориальное устройство.

Модуль 4

1.Японская модель экономики

2.Электроэнергетика.

Япония получает большую часть электроэнергии на тепловых – 60% и атомных – 30% электростанциях.

-На какое сырье ориентируется в основном электроэнергетика  Японии?

-Практически все АЭС Японии строятся на морском побережье, а не внутри страны, почему?

-Стоимость строительства АЭС в Японии выше, чем в других странах мира. С чем это связано?

-Большой интерес в Японии представляют альтернативные электростанции. Какие виды таких станций наиболее приемлемы для страны?

3. Черная металлургия

Динамика выплавки стали в этой стране падает, хотя страна является одним из лидеров по выплавке стали в мире. Выплавка стали в Японии происходит только кислородно-конвекторным способом (70%) и электросталеплавильным (30%). В Японии преобладают комбинаты полного цикла, самый большой из них находится Фукуяме. Большинство из них находятся на морском побережье. С чем это связано?

-Производственные связи Японии в черной металлургии. Определить :

а) откуда везут уголь

б) откуда везут железную руду

в) основные покупатели стали

4. Машиностроение

Машиностроение образует «сердце» японской промышленности. Особенно выделяют автомобилестроение. Судостроение, станкостроение, робототехника, бытовая электроника и оптика, производство часов.

-В Японии действуют крупнейшие в мире автомобильные компании. Назвать какие?

-В чем заключается японское чудо в автомобилестроении?

-Почему быстрыми темпами развиваются такие отрасли робототехника, электроника, производство компьютеров и телевизоров?

-Где в основном размещены центры машиностроения?

Модуль 5

Транспорт Японии

Пользуясь текстом учебника стр. 259, выписать особенности развития транспортной системы в Японии.

Модуль 6

Сельское хозяйство

Пользуясь текстом учебника стр. 258-259, найти черты особенности отраслевой структуры размещения сельского хозяйства

Модуль 7

Задание 7

Проанализировать текст учебника стр. 259-263, сравнить две части страны:

Тихоокеанский пояс

Периферийная зона

Вывод: Какая часть страны имеет большее значение в развитии экономики. Почему?

Модуль 8

По окончании изучения вопросов проводится небольшая абота на закрепление материала.

Технология проектного обучения

Суть этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. В результате работы над проектом школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую.

В качестве примера можно привести исследовательскую работу по географии в 5 классе на экологическую тему «Географическая оболочка. В природе все взаимосвязано»

Ребята разделились на группы по 5-6 человек. Каждая группа получила задание. В течение определенного времени шла активная подготовка к проекту: подбирался материал, фотографии, готовились рисунки. В назначенный день группам предстояло защитить проекты. В ходе защиты эксперты и ребята из других групп могли активно задавать вопросы по работе. Результатом работы стали обучающие плакаты по сохранению природы, составлены рекомендации.

Игровые технологии

Географические игры возникают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности при изучении географии. Кроме того, они являются действенным средством формирования интеллектуальных умений детей.

На разных этапах урока можно использовать игровые приемы. Поскольку карта – это очень важный элемент урока, поэтому много игровых моментов проводится на основе карт атласа.

Например, игра «Отыщи на карте». Класс делится на две команды, необходимо как  можно больше обозначить географических объектов с помощью сигнальных знаков.

Аналоги работы с картой игры «Города», «Кто знает больше», «Знатоки», «Составь карту»

Часто применяются географические загадки, шарады, анаграммы:

  1. Название какой реки на юге России  носит имя хищного животного? (медведица, приток реки Дон)
  2. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь. (Болото)
  3. Я – сибирская река, глубока и широка. Вместо «е» ты «у» возьми – стану спутником Земли. (Лена – луна)
  4. Переставь буквы: Дно (Дон), Игра (Рига), Веки (Киев)

Активно используются игры на развитие мышления, внимания, выявления взаимосвязи между географическими объектами.

Например, игра «Географические ассоциации». Дается логический ряд из  слов, учащимся необходимо угадать слово в конце этого логического ряда, применяя рассуждения:

Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

Игра «пять подсказок». Учитель предлагает с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Например:

  1. Площадь примерно 7 млн. км2
  2. Он расположен в Южной Америке
  3. Здесь собирается вода примерно с половины территории континента и.т.д.

Кроме того используются кроссворды, интеллектуальные игры, мини-викторины, мини – конференции и т.д.

Это наиболее часто применяемые технологии. Также иногда используются элементы кейс - технологий, педагогических мастерских, портфолио, активных методов обучения. Любая технология требует подготовки. В будущем планируется дальнейшее использование  технологий в учебных процесс обучающихся.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка

краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)

Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Современные педагогические технологии на уроках географии ( из опыта работы)

В данном материале освещается опыт использования современных педагогических технологий на уроках географии....

Статья на тему "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе (из опыта работы педагога дополнительного образования)"

В статье рассматриваются вопросы использования современных педагогических технологий при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности...

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы)

Моя главная педагогическая задача – пробудить интерес детей к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала. Новые о...