Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе
методическая разработка по географии (7 класс)

Использование ИКТ дает свои плюсы и минусы, к плюсам мы можем отнести:

1. индивидуальный подход к обучению;

2. повышение уровня саморазвития обучающихся;

3. увеличение объема проходимого материала;

4. появление новых источников, за счет Интернета;

5. увеличивается мотивация и активность познания, за счет различных форм видов деятельности;

6. ИКТ является помощником учителя, выполняя частично его работу, делая обучение интереснее;

7.  Тестирование, проводимое с помощью ИКТ, позволяет получать проверки незамедлительно, что не только вызывает доверие и интерес у учащихся в знании правильного ответа, но и помогает учителю видеть общий уровень класса и конкретно каждого ученика и вовремя его скорректировать;

8.  Ученики получают опыт применения компьютерной техники, которая используется сегодня везде.

Стоит отметить проблемы, которые возникают с использованием ИКТ:

1. Многие учителя до сих пор не компетентны в использовании компьютера, они попросту могут не использовать технологии, либо у них затрачивается много времени для подготовки современного урока;

2. Технические минусы, техника это не человек, если происходит сбой в системе, то ее использование уже не может быть задействовано в систему урока;

3. к сожалению не все школы модернизированы и имеют классы с новыми технологиями, хотя и тенденция растет к тому, чтобы все классы были оборудованы, но в реале может быть только один класс;

4. ИКТ применяется, но пособия к применению нет, нет основных приемов и методов;

5. не стоит забывать и о физическом здоровье ребенка, чрезмерное употребление техники на уроке, как минимум «сажает» зрение ребенка, поэтому важно помнить, что через какой-то промежуток времени стоит переключать вид деятельности ребенка на традиционный.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе

IT – технологии прочно устраиваются в современном процессе образования, сегодня это не что-то новое, а прочно устоявшийся вспомогательный метод. География одна из тех наук, которые нуждаются в красочных примерах изучаемого материала. Сегодня учитель может вести урок опираясь не только на традиционные оборудование (карты, атлас, изображения) и лекционный материал, сегодня стало доступным проводить разнообразные уроки, с помощью различных образовательных ресурсов в области географии, что значительно облегчило работу учителя и повысило интерес к предмету у школьников. Благодаря мультимедиа и IT технологиям возможно наглядно продемонстрировать редкие и необычные, масштабные явления природы, то что происходило когда-то и не происходит сейчас, все то, что дети могут не увидеть в реальной жизни, компьютер помогает приобщить большее количество детей к географии, вызывая интерес к ней. Можно смело заявлять – компьютер на географии неотъемлемая часть сегодня.

Наша педагогическая практика проходила в ЧОУ «Школа экономики и права», Красносельского района, г. Санкт-Петербурга.  На уроках мы  пытались активно использовать приемы информационно - коммуникационных технологий. В ходе работы  использовались компьютер, проектор, современные программы PowerPoint, Интернет ресурсы, а также традиционные средства обучения такие как: доска, карта, учебник, атлас.

 Приведем примеры уроков с использованием приемов ИКТ.

Урок 35 «Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования».

  1. Тип урока: комбинированный.
  2. Цели (задачи): - образовательная: сформировать понятие об открытие Америке, сформировать понятие о место нахождение континента;

                          - развивающая: развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память, наблюдательность;

                          - воспитательная: воспитание культуры учебного труда.

      3. Оборудование: компьютер, проектор, физическая  карта Южной Америки, доска, атлас, тетрадь, дидактические материалы.

Таблица 4.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы обучения

Оборудование

Организационный момент

Проверка д/з

6 мин.

-Представление себя, знакомство по журналу с учениками

-Проверка д/з

-Вопросы учащимся по пройденной теме

«перекличка» класса

Ответы на вопросы учителя

Тема урока «Южная Америка»

6 мин.

Фильм. Географическое положение Ю.А. История открытия и исследования.

Просмотр фильма

Проектор, компьютер

Закрепление материала из фильма. Конспект урока

12 мин.

Основные понятия об Ю.А. ГП, S материка, какими морями, океанами омывается, демонстрация на карте.

Запись материала в тетрадь

Работа с картой Ю.А. работа в тетради

Тетрадь, карта, доска

Береговая линия

6 мин.

-Найти на карте в атласе острова вдоль береговой линии континента

-Проверка островов

В атласе найти острова, записать в тетрадь

-Дописать в тетрадь

Работа с атласом, стр.- 25, работа в тетради

Атлас, тетрадь

Конспект

5 мин.

-Показ на карте заливы и проливы,

-Показ крайних точек

Запись проливов и заливов

Запись крайних точек

Работа в тетради

Тетрадь, карта

История

5 мин.

-Дата открытия Америки 12 октября 1492

-Рассказ о Х.Колумбе, А.Веспучче.

Запись в тетрадь дат

Работа в тетради, объяснительный рассказ

Доска, тетрадь

Закрепление пройденного материала

3 мин.

Подведение итога урока. Мини-тест на портале http://geo.koltyrin.ru/mtest_amerika.php

Ответы на вопросы теста

Тест

Компьютер, Интернет ресурс

Организационный момент, д/з.

2 мин.

д/з.- § 35, вопросы в конце учебника,       доклады/презентации: Х.Колумб

А.Веспучче

Н.Бальбоа

Ф.Орельяно

А.Гумбольдт

Г.Лансдорф

Н.Вавилов

- Задание со * найдите произведения художественной литературы, которые перекликаются с Ю.А.

Запись д/з, распределение докладов

Работа с дневником

Дневник

В данном уроке, использовались средства ИКТ, такие как воспроизведение медиа материала, путем выведения видео через проектор, используя компьютер, а также подведение итога урока, путем он-лайн тестирования, через Интернет ресурс.

Стоит отметить некоторые сложности, возникающие в процессе использования ИКТ. При воспроизведении мультимедии не все дети способны быстро перестроится с одного вида деятельности с учителем на другой связанный с компьютером, некоторым нужно время на привыкание к голосу диктора, который, безусловно, имеет другую манера разговора, нежели учитель. Учитель подчеркивает важную информацию, готов повторить дважды, для лучшего усвоения и понимания информации, а так же, зная специфику класса, его особенности, строит индивидуальный урок, поэтому компьютер не заменит в полной мере учителя, он лишь может служить помощником, без которого не обойтись учителю в современном мире. Используя компьютерные ресурсы важно помнить об их качестве, а также важна его подача. В начале урока учителем оговаривается вид деятельности учеников, ставятся задачи, которые необходимо будет решить обучающимся и вопросы на которые нужно будет найти ответы при просмотре видеоматериала. Постановление таких задач изначально настраивает детей на работу, а не на «развлечение» на уроке. При просмотре фильма что-то записывается в тетрадь, видео приостанавливается и дети пишут, либо учитель делает акцент на нужную информацию, комментирую диктора. После просмотра, дети анализируют увиденное, если нужно, то задают вопросы и после совместно с учителем обсуждают. ИКТ в виде мультимедии вносят разнообразие в привычный урок, а также делает его интересным и познавательным.

После просмотра фильма, проводилась дублирование полученной информации, путем традиционных средств обучения, информация, полученная из видео ролика, проговаривалась учителем совместно с учениками и показами на физической карте. Так же детям была дана самостоятельная работа с атласом и картами, для нахождения островов, относящихся к береговой линии континента Южная Америка. Далее был воспроизведен рассказ истории открытия Нового Света. В совершении урока был проведен он-лайн мини-тест для закрепления и обобщения пройденного материала. Домашним заданием для детей стала подготовка докладов/презентаций на тему выдающихся личностей, внесших свой вклад в открытие Южной Америки.

Это пример только одного урока из 3-х проведенных, другие уроки строились подобным образом, где для «внедрения» ИК- технологий были выбраны средства проведения урока с использованием презентаций, в которых были приведены наглядные примеры из жизни, то как это выглядит в реальном мире . Был также проведен комбинированный урок, на освоение новой темы самостоятельно, путем решения кроссворда, по окончанию детям были выведены через проектор наглядные фото-картинки с правильными ответами. Стоит также отметить, что активное внедрение ИКТ проводились не только нами, но и нашими коллегами, которые проходили практику в ГБОУ Лицей №597 Приморского района г. Санкт-Петербурга, где также использовались обучающие, демонстрационные средства ИКТ.

Также нами были проведены исследование на выявление взаимосвязи познавательного интереса и поисковой активности  с применением ИКТ на уроках географии в ЧОУ «Школа экономики и права», Красносельского района Санкт-Петербурга у учащихся 7  класса, возраст которых составлял 12-13 лет.

Исследование проводились в два этапа, до проведения уроков с использованием ИКТ и непосредственно после активного внедрения современных моделей проведения уроков. Путем анкетирования и анализа данных, мы получили следующие результаты:

Таблица 5.

табл.5.png

Исследование показало, что мотивация, которая служит важным элементом в обучении, способствующая высокой успеваемости, сегодня напрямую связана с применение информационно-коммуникативных технологий на уроках.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", говорит о том, что необходимо ":создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:" [25].

Мы уже говорили, что важно помнить о качестве ресурсов, к которым прибегает учитель для модернизации своего урока. Для выполнения работы по географии можно использовать ряд интернет ресурсов, их можно условно разделить на две группы: первые это программы, ориентированные на педагогов; вторые, непосредственно, информативные сайты, ориентированные, как на преподавателей, так и на учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в 5-9 классах

Цель создания  разработки:   Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый...

Методические рекомендации по применению системно-деятельностного подхода на уроке физики в 10 классе

Урок разработан с учетом требований ФГОС второго покаления. Для определения учащимися цели и задач урока создается проблеммная ситуация. На уроке запланирована исследовательская работа учащихся. Приме...

Применение коммуникативных технологий на уроках географии. Мастер-класс

Мастер-класс "Карта-язык географии, а язык до Киева доведет" представляет развитие коммуникативных компетенций на уроках географии. Данная технология рассматривается на примере темы "Население А...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по применению цифровой лаборатории «Архимед» на уроках биологии и химии

Использование цифровой лаборатории «Архимед» на уроках химии и биологии....

Методические рекомендации по применению эффективных игровых технологий для формированию коммуникативных навыков на уроках социально-бытовой ориентировки

В данной работе раскрываются виды игр, которые можно применять на уроках СБО,  способствующие развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ. В приложениях приведены примеры применения игро...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...