«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»
материал по географии

Киряева Наталья Николаевна

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление
учителя географии
Киряевой Н.Н.
по теме:

«Формирование ключевых компетенций через применение ИКТ на уроках географии и во внеурочное время»

2015 год

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным, сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Основное противоречие - недостаточно высокий уровень эффективности традиционных образовательных технологий при изучении географии в современном информационном пространстве. Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения. Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.

Формирование ключевых компетенций необходимо посредством информационно-коммуникативных технологий, как условие для дальнейшего образования и как условие социализации учащихся.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ОО основные задачи образования заключаются в том, чтобы  не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации, чему способствует системно-деятельностный подход, основная идея  которого заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А это возможно, если современный учитель будет грамотным, успешно владеющим не только спектром традиционных педагогических технологий, но и овладевающим современными технологиями. Информационно-коммуникативные технологии дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронные ресурсы, в частности, Интернет. Использование компьютерных технологий на уроках географии – это существенное обновление содержания географического образования.

Учитель географии должен хорошо: 

  • владеть современными операционными системами и прикладными программами;
  • владеть компьютерными программами.
  • Регулярно повышать квалификацию и самообразование.

Ресурсное обеспечение:

1.Курсовая подготовка по современным образовательным технологиям.

2.Материально-техническое обеспечение .

3.Кадровые ресурсы-педагог, прошедший курсовую подготовку по внедрению современных образовательных ресурсов.

4.Методическая литература.

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определили по сути основные глобальные компетентности.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности:

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

В «Федеральной концепции модернизации российского образования» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

ВИДЫ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.

КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.

КООПЕРАТИВНАЯ – готовность к сотрудничеству с людьми.

  • Самообразовательная – готовность к непрерывному самообразованию.
  • Валеологическая – понимание и социального, и биологического здоровья человека.
  • Информационно-технологическая – готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.
  • Гражданская – готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.

ПРОБЛЕМНАЯ – готовность к решению проблем.

Компетенция = знания + опыт.

Формирование компетенций:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ

а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, сеть Интернет, первоисточники в архивах, библиотеке и т.д.)

б) обработка информации

- составление планов к тексту

- составление вопросов

- анализ, обобщение

- составление диаграмм, схем, графиков

-работа с атласами, контурными картами.

в) передача информации

- доклады, сообщения

- информационные проекты

- сценарии

- выпуск печатных ученических изданий (газеты)

- научно-исследовательская работа

-презентации.

2. КОММУНИКАТИВНАЯ

а) методы устной коммуникации

- учебный диалог

- доклады, сообщения

- опросы, интервью

- диспуты, дискуссии

- участие в школьных спектаклях, постановках и др.

б) методы письменной коммуникации

- учебные проекты

- написание заметок и статей в СМИ

- рецензирование заметок и исследовательских статей

3. КООПЕРАТИВНАЯ

- работа в парах и группах

- исследовательская и проектная работа (вне урока)

- групповые мини-проекты на уроке.

Что можно использовать на уроках географии:

1. Создание презентаций

2. Деловая игра.

3. Использование электронных учебных изданий (ЭУИ): электронные уроки и тесты издательства "Просвещение".

4. Показ географических процессов. 

5. Работа с интерактивными картами.  

6. Использование редакторов Microsoft Word.  Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение, презентацию и т.д. В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.), информация может быть представлена графиками, таблицами и пр.

7. Использование Интернет. Одним из преимуществ,  применения ИКТ в учебном процессе, является оперативность, которую обеспечивает использование глобальной сети Интернет. Интернет является хранилищем обширной информации о различных странах и народах. Информация, представленная в сети актуальна и интересна с точки зрения перспективы ее использования в учебном процессе – при подготовке к урокам, при проведении уроков, во внеклассной деятельности по предмету. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира. Помимо статистики, из Интернете имеется огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли.

8. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Программы тестирования: «Репетитор по географии Кирилла и Мефодия»; «Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. География»; создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания.

9. Формирование информационно - коммуникационной компетенции через метод проектов. Информационные и коммуникативные технологии в полной мере позволяют  использовать на уроках метод проектов. В ходе работы приходится обращаться к различным носителям информации, перерабатывать её и создавать новые носители. Мини-проекты разрабатываются детьми  на уроках географии и дома. Они готовят презентации, создают ролики. Учащиеся, разрабатывая проект, используют разные источники информации при представлении   достопримечательности, страны, материка или другого объекта. Затем учащиеся защищают свои объекты. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.

10.Одно из направлений работы – научные исследовательские работы (внеурочная деятельность).

  «Откуда на карте берутся географические названия?».

1) Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. 

2)Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, т.е. это опыт деятельности, который учащиеся накапливают и учебные достижения, которые учащиеся демонстрируют.

3)На уроках географии мы формируем информационно-коммуникативную компетенцию.

ИНФОРМАЦИОННАЯ – готовность к работе с информацией.

КОММУНИКАТИВНАЯ – готовность к общению с другими людьми.

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство в процессе обучении географии, способствующее повышению качества обучения, позволяющее эффективно рассматривать географические объекты и явления, обеспечивающее полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход. В конечном итоге все это служит развитию личности учащихся, формированию их индивидуальности, развитию у них умений и навыков универсального характера, т.е. ключевых компетенций. На данный момент, использование ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности – это необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Предложенные формы и методы работы на уроках географии и во внеурочной деятельности будут способствовать формированию информационно-коммуникативной компетенции, направлены на решение поставленных цели и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИХ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 В настоящее время возросла  роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, о...

Развитие ключевых компетенций через применение технологии проблемного обучения на уроках биологии и географии.

Данный маетриал поможет учителю с легкостью применять элементы проблемного обучения на своих уроках...