Рабочая программа эллективного курса "По просторам России"
рабочая программа по географии (8, 9 класс)

Москалева Елена Сергеевна

рабочая программа составлена для учащихся 8-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

   РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на педагогическом совете    

Протокол от 30.08.2016 № 1

УТВЕРЖДАЮ:

директор____________/Г.М.Петракова/

Приказ от 30.08.2016 № 32-ОД

Рабочая программа

элективного курса

«По просторам России» 8 класс

срок реализации 2016-2017 учебный год

                                 

Составитель рабочей программы

                                                                                                      Москалева Елена Сергеевна

                                                                                                  учитель первой категории

        

Оглавление

1.Пояснительная записка.

2.Общая характеристика учебного предмета.

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

4.Содержание учебного предмета, курса

5.Календарно – тематическое планирование.

6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

7.Приложение.

1.Пояснительная записка

       Рабочая программа элективного курса по географии для 8 класса разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения и требованиями к оснащению образовательного процесса. Программа элективного курса «По просторам России» построена на основе программы кандидата педагогических наук, доцента Курганского государственного университета Шатных А.В. Программа элективного курса «По просторам России» предназначена для учащихся 8 классов.     Курс рассчитан на 34 часа и является дополнением к учебному курсу географии России за 8 класс. Программа элективного курса ориентирована на расширение и углубление географического образования, развития познавательного интереса, воспитания любви к своей Родине-России.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Вопросы изучения природного и культурного наследия России и родного края становятся все более актуальными для современного географического образования. Это связано с тем, что объекты природного и культурного наследия обладают значительным культуротворческим потенциалом и способствуют целостному развитию всех сфер сознания личности: когнитивной, аффективной, волевой. Изучение природного и культурного наследия обеспечивает диалог культур — настоящего с прошлым и будущим на конкретной территории, а значит, выполняет важную функцию воспитания духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Уникальная природа России, культура наших предков приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них патриотизма и гражданской позиции.

Вопросы, касающиеся природного и культурного наследия, имеют междисциплинарное, личностно-значимое содержание, поэтому могут рассматриваться как факторы, влияющие на самоопределение школьников. Данный элективный курс способствует развитию знаний школьников о природном и культурном наследии на добровольной основе, учитывая их интересы, склонности и способности. Он обеспечивает преемственность в изучении природного и культурного наследия России, создает познавательную, ценностную, деятельностную основу для его последующего рассмотрения в рамках различных профильных курсов старшей школы.

3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель курса «Природное и культурное наследие России» — формирование у подростков знаний о природном и культурном наследии России, развитие их гражданственности и патриотизма.

Спецификой содержания является взаимосвязь научного, ценностного и деятельностного компонентов. В соответствии с этим задачами курса являются:

—        углубление знаний учащихся о природном и культурном наследии России;

—        ознакомление школьников с методами организации познавательно-исследовательской деятельности по изучению и сохранению природного и культурного наследия России;

—        обогащение эмоционально-ценностной сферы учащихся за счет непосредственного взаимодействия с объектами природного и культурного наследия России;

—        формирование у учащихся нравственного отношения к природному и культурному наследию России;

—        включение учащихся в социально значимую практическую деятельность по изучению, восстановлению и охране объектов природного и культурного наследия России.

Особенностью курса является изучение природного и культурного наследия России, обладающие ценностью для всего мира (т. е. объекты всемирного наследия). Именно они формируют уникальные, самобытные черты России, отличающие ее от других стран мира.». В целом программа элективного курса включает три содержательные линии. Первая представлена вводным занятием, цель которого — мотивировать учащихся и способствовать осознанию ими своей причастности к проблемам сохранения природного и культурного наследия. Вторая содержательная линия — «Природное наследие России» — раскрывает специфику и особенности природного наследия родной страны. Третья содержательная линия – «Культурное наследие России» раскрывает специфику культурного наследия родной страны, а также знакомит с объектами наследия России общемирового значения..

4.Содержание учебного предмета, курса

Тема 1 Общее представление о природном и культурном наследии

Диалектика исторического развития природы и общества. Понятие о природном и культурном наследии; понятия, термины и их определения, сущность, классификация; исторические этапы становления данных понятий в географии. Познавательное, эстетическое, нравственное и практическое значение природного и культурного наследия.

Специфика категории «природно-культурное наследие»: понятие о культурном ландшафте как объекте наследия и уникальной территории сотворчества природы, культуры и человека. Культурные ландшафты прошлого и современности.

Территориальная значимость природного и культурного наследия. Наследие международное, общероссийское, региональное, локальное, частное. Наследие как общечеловеческая ценность. Концепция всемирного наследия. Роль международных организаций в сохранении наследия всемирного значения.

Природное и культурное наследие России

Тема 2.Природное наследие России

Природное наследие — основа культурно-исторического развития территории. Общая характеристика и особенности природного наследия России. Нормативно-правовая база сохранения российского природного наследия. Всемирное природное наследие — общемировое достояние и гордость России. Всемирное природное наследие на карте России. Характеристика и уникальность объектов всемирного наследия нашей родины: Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, вулканы Камчатки, озеро Байкал, девственные леса Коми, Куршская коса, природный комплекс центрального Сихотэ-Алиня, бассейн озера Убсу-Нур, остров Врангеля.

Особо охраняемые природные территории России как объекты природного наследия: виды и особенности размещения. Биосферные заповедники России в системе природного наследия России и мира: значение, характеристика, география.

Тема 3. Историко-культурное наследие России

Историко-культурное наследие — основа сближения культур многонациональной России и различных народов планеты. Отражение природных особенностей в национальных традициях, верованиях, обрядах россиян. Общая характеристика историко-культурного наследия России: материальные и духовные компоненты. Описание и уникальные черты культурных объектов России, входящих в престижный список всемирного наследия: Кремль и Красная площадь в Москве, белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли, церковь Вознесения в Коломенском, архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Центральный район); исторические памятники Новгорода и его окрестностей, исторический центр Санкт-Петербурга (Северо-Западный район и Калининградская область); исторический, культурный и природный комплекс Соловецких островов, погост Кижи, ансамбль Ферапонтова монастыря в Вологодской области (Европейский Север); цитадель, старый город и крепостные постройки Дербента (Северо-Кавказский район); историко-архитектурный комплекс Казанского кремля (Поволжье).

Всемирное историко-культурное наследие на карте России: исторические закономерности пространственной локализации культурных объектов. Особенности культурного наследия России различных исторических эпох: средневековье и новое время в «диалоге культур».

Места хранения и трансляции природного и культурного наследия: значение и функции библиотек, музеев, архивов. Проблемы, способы охраны и восстановления культурного наследия России. Нормативно-правовая основа сохранения культурного наследия России. Влияние поведения и общей культуры россиян на сохранение наследия. Природно-культурный каркас России: понятие, специфика, структура и возможности развития в будущем.

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

 ТЕМА 1Природное наследие России.  19ч.

1.Девственные леса Коми (1ч)
2.Байкал - жемчужина Сибири.(1ч)
3.Ленские столбы.(1ч)
4.Убсунурская котловина(1ч)
5.Вулканы Камчатки(1ч)
6.Долина гейзеров Камчатки.(1ч)
7.Золотые горы - Алтай.(1ч)
8.Плато Путорана(1ч)

 9.Кунгурская ледяная пещера. (1ч)
10.Остров Врангеля.(1ч)
11.Западный Кавказ.(1ч)
12.Центральный Сихотэ-Алинь.(1ч)
13.Реликтовое озеро Могильное.(1ч)
14. Памятники природы Русской равнины: Карелия, Валдай, водопад Кивач, озеро Селигер.(2ч)
15. Телецкое озеро.(1ч)
16. Капова пещера(1ч)
 
17.Куршская коса. (1ч)

18.Творческая работа Достопримечательности России.(1ч)

 ТЕМА II Историко- культурное наследие России 14ч

19.Исторический центр Санкт- Петербурга. (1ч)

20.Погост Кижи.(1ч)

21.Московский Кремль и Красная площадь (1ч)

22.Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов». (1ч)

23.Исторические памятники Новгорода (1ч)

24. «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». (1ч)

25. «Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде».(1ч)

26.Ансамбль Ферапонтова монастыря. (Вологодская область).(1ч)

27.Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля. (1ч)

28.Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента.(1ч)

29.Ансамбль Новодевичьего монастыря. (1ч)

30.Исторический центр Ярославля. (1ч)

31.Творческая работа. Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России.(1ч)

32.Обобщающее занятие по курсу (1ч)

5.Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Кол-во часов

Тема занятия

Дата проведения

корректировка

1.

1

Введение. Что такое природное и культурное наследие

ТЕМА 1. Природное наследие России 18ч.

2.

1

Девственные леса Коми

3.

1

Байкал - жемчужина Сибири

4.

1

Ленские столбы.

5.

1

Убсунурская котловина

6.

1

Вулканы Камчатки

7.

1

Долина гейзеров Камчатки.

8.

1

Золотые горы - Алтай.

9.

1

Плато Путорана

10.

1

Кунгурская ледяная пещера.

11.

1

Остров Врангеля.

12.

1

Западный Кавказ.

13.

1

Центральный Сихотэ-Алинь.

14.

1

Реликтовое озеро Могильное.

15.

2

Памятники природы Русской равнины: Карелия, Валдай, водопад Кивач, озеро Селигер.

16.

1

Телецкое озеро.

17.

1

Капова пещера

18.

1.

Творческая работа Достопримечательности России.

ТЕМА II Историко- культурное наследие России

19.

1

Исторический центр Санкт- Петербурга.

20.

1

Погост Кижи.

21

1

Московский Кремль и Красная площадь

22.

1

Культурный и исторический ансамбль Соловецких островов».

23.

1

Исторические памятники Новгорода

24.

1

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

25.

1

«Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом посаде».

26.

1

Куршская коса.

27.

1

Ансамбль Ферапонтова монастыря. (Вологодская область).

28

1

Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля.

29.

1

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента.

30.

1

Ансамбль Новодевичьего монастыря.

31.

1

Исторический центр Ярославля.

32.

1

Творческая работа. Составление памятки туристу, путешествующему по уникальным местам России.

33.

1

Обобщающее занятие по курсу

6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

    Князев Ю.П. Всемирное природное и культурно-природное наследие ЮНЕСКО: учебно-справочное пособие.- Волгоград: Лицей, 2011.-258 с. (с иллюстр.)

  Лубченков Ю.Н., Города России. Издательство «Белый город»,2006 г.

Всемирное природное и культурное наследие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб., 2000.

Всемирное природное и культурное наследие в образовании. - СПб., 2001.

Максаковский В. П. Географическая культура. — М., 1998.

Максаковский В. П. Всемирное культурное наследие. — М., 2003.

Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. — М., 1997.

Интернет –ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Программа эллективного курса "Культура России"

Рассматриваются вопросы искусства и культуры России 15-20 век...

Рабочая программа эллективного курса

Программа элективного курса «Моя речь – моё достоинство» для учащихся 5-х классов...

Рабочая программа эллективного курса

Рабочая программа Элективного  курса«Индивидуальный  проект» для 10 класса...

Рабочая программа эллективного курса

Элективный курс по русскому языку  «Пишу правильно, грамотно»,  трудные случаи правописания....

Рабочие программы эллективных курсов

Программы эллективных курсов по алгебре...

Рабочие программы эллективных курсов

Программы эллективных курсов по геометрии...