Программа курса по краеведению «Мой край- Шолоховская земля»
рабочая программа по краеведению (7, 8, 9 класс)

Сетракова Светлана Александровна

Одним из важнейших видов работы в обучении и воспитании школьников является краеведение. Современная школа, поддерживая традиции, ведет систематическую работу по краеведческому направлению, совершенствованию краеведческого образования, формированию краеведческого мышления, выработке у обучающихся активной жизненной позиции. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, способствует практическому применению навыков, способствует фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности. Программа курса по краеведению "Мой край- Шолоховская земля" 7-9 класс реализовывает современные требования краеведческого образования в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса  «Население  и хозяйство Шолоховского района»

Учителю географии, работающему в 7-9 классах, для осуществления регионального компонента образования.

Авторы:  Овчелупова Вера Ивановна, учитель географии

МБОУ «Кружилинская СОШ»,

                Сетракова Светлана Александровна, учитель географии

МБОУ «Вешенская СОШ»

Пояснительная записка

       Одной из важнейших задач современной российской образовательной системы является формирование региональной образовательной политики и развития региональных программ образования. Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды.

     Краеведческая деятельность способствует повышению общего культурного уровня, расширяет краеведческие знания, активно способствует патриотическому воспитанию, приобретению навыков профессиональной работы, которые очень важны для многих потенциальных специальностей нынешних учащихся.

      Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь, каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

     Курс краеведения способствует активному участию учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

      Программу курса  можно варьировать и корректировать, учитывая возраст школьников, имеющихся у них знаний, возможности проведения практических работ, организации экскурсий.

       Курс «Население  и хозяйство Шолоховского района» рассчитан на 2 года обучения  в 8 и 9 классах, по 1 часу в неделю, итого 17 ч. на каждый год обучения. В 7 классе можно обращаться к краеведческому материалу при изучении населения и хозяйственной деятельности в странах, расположенных на континенте Евразия. На изучение курса можно использовать резервные часы, возможно выделение времени из школьного компонента за счет факультативов и как вариант проведения внеурочной деятельности учащихся.

    Изучая социальные аспекты жизни населения разных населённых пунктов района, актуальные для большинства жителей, в том числе и для самих школьников, учащиеся сами смогут сделать выводы о причинах и следствиях различных социальных проблем, что будет для них наиболее убедительным и  значимым.

 В данном курсе «Население  и хозяйство Шолоховского района» предполагается всестороннее изучение населения, сельского хозяйства, непроизводственной и производственной сфер Шолоховского района.  Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, здравоохранения, образования, промышленности. Учебная работа должна дополняться проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися.

Цель курса – всестороннее и комплексное изучение школьниками населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомить с историей и современной жизнью своего края;
  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории района и возникающие при этом экологические проблемы;
  • оценить особенности своей местности, её природно-ресурсный потенциал, достопримечательности.

Задачи воспитательные

  • способствовать воспитанию  гражданской позиции в ответственном отношении к природе и памятникам культуры Шолоховского района, традициям  и быту людей, живущих на донской земле;
  • создавать объективную основу патриотизма и любви  к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;
  • укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов;
  • изучение проблем развития района (населенного пункта),

Задачи развивающие:

  • развивать основы пространственного мышления учащихся;
  • продолжать развивать умения обрабатывать и анализировать информацию, пользоваться источниками краеведческого содержания
  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в социуме и экономике Шолоховского района;
  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Результаты изучения курса

Метапредметные результаты освоения учащимися курса «Население  и хозяйство Шолоховского района» заключаются в формировании и развитии:

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
  • умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи;
  • выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
  • оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Познавательные УУД:

        –    формирование и развитие посредством           краеведческого знания

           познавательных интересов, интеллектуальных и           творческих

           способностей учащихся;

     –   умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее

          преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

          технических средств и информационных технологий: анализировать,

          сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления;

  • осуществлять сравнение и классификацию;
  • строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей, составлять тезисы, различные виды планов.
  • уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
  •  представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

Коммуникативные УУД:

     –  отстаивать свою точку зрения, представлять аргументы,

         подтверждающие  факты;

     –  понимать позицию товарища в дискуссии, оценивать с позиций

         социальных норм собственные поступки и поступки других людей,

         уметь принимать нужное решение;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Предметные результататы  изучения курса «Население  и хозяйство Шолоховского района» в 7-9 х классах:

      – понимать роль различных источников краеведческой информации;

      – понимать связь между географическим положением, природными

         условиями, ресурсами и хозяйством Шолоховского района;

 – знать историю образования и заселения  Шолоховского района; численность населения и национальный состав;  выдающихся людей - уроженцев района;

      – определять причинно-следственные связи при анализе  

         экологических проблем, демографической и экономической ситуации в

        районе;

 приводить примеры закономерностей ведения хозяйства и размещения

   предприятий в Шолоховском районе;

     – работать со статистическими данными;

      – формулировать своё отношение к антропогенным причинам изменений,

        происходящих в окружающей среде;

      – формулировать своё отношение к культурному и природному наследию

        Шолоховского района.

Содержание курса

«Население  и хозяйство Шолоховского района»

Население  Шолоховского района.

Тема1.История заселения Шолоховского района.

Первые географические сведения о возникновении донских населенных пунктов. Образование Шолоховского района  и изменение границ с XVI – по ХIХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучение и исследование края.

Тема2. Численность и воспроизводство населения Шолоховского района. Миграции.

Динамика численности населения. Размещение населения по территории.

Естественный прирост   (убыль)  населения. Миграции, их основные формы и направления на территории района.

Практическая работа 1. Построение графика  изменения естественного прироста населения Шолоховского района по годам.

Тема3. Структура населения. Половозрастной состав населения.

Тема4. Трудовой потенциал. Структура занятости населения Шолоховского района.

Практическая работа 2. Структура занятости родителей класса в экономике, по итогам анкетирования.

Тема5. Национальный состав населения Шолоховского района.

    Праздники на Дону.

Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей. Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории района.

Практическая работа 3. Определение народов по характерным признакам. Написание сочинения « Праздники и традиции в твоей семье».

Тема 6. Культура народов Дона. Жизнь и быт донских казаков.

Традиции, быт, фольклор жителей района в давнее и настоящее время.

Практическая работа 4.  Составление терминологического и словаря.

Тема 7. Станица Вешенская.

 Станицы  Вёшенская и Еланская от истоков образования до наших дней.

Хозяйство Шолоховского района.

Тема 1. Понятие хозяйства.

Понятие хозяйства.

Практическая работа 1. Определение  доли предприятий

сельского хозяйства по видам экономической деятельности на основе статистических данных.

Тема 2. Общая характеристика хозяйства Шолоховского района.

Предпосылки  для ведения хозяйства. Сельское хозяйство-основа экономики района.

Тема 3. Промышленность Шолоховского района.

Промышленная деятельность и сфера услуг.

Практическая работа 2. Анализ статистических данных по  производству важнейших видов продукции в натуральном выражении в Шолоховском районе.

Тема 4. Сельское хозяйство.

Растениеводство и животноводство Шолоховского района. Сельскохозяйственные предприятия.

Практическая работа 3. Определение  доли  пахотных земель в общем объеме сельскохозяйственных угодий в Шолоховском районе на основе статистических данных.

Практическая работа 4. Определение  доли  продукции растениеводства и животноводства  в общем объеме продукции сельского хозяйства в Шолоховском районе.

Тема 5. Малое и среднее предпринимательство.

Предпринимательство и предприятия района.

Практическая работа 5.  Определение  доли  земель занятых под озимые культуры  в ООО «Гарант» от  общего объема  озимых  по району  на основе статистических данных.

Тема 6. Инженерная инфраструктура.

 Инфраструктура Шолоховского района. Транспорт. Связь. Здравоохранение и образование. Культура.

 Вопросы и задания после изучения тем                                                                                                                                    

Календарно-тематическое планирование

8 класс (17 ч)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1.История заселения Шолоховского района.

1

Первые географические сведения о возникновении донских населенных пунктов.

1

2

Образование Шолоховского района  и изменение границ с XVI – по ХIХ вв.

1

3

Наиболее известные исследователи, их вклад в изучение и исследование края.

1

2.Численность и воспроизводство населения Шолоховского района. Миграции.

4

Динамика численности населения. Размещение населения по территории.

1

5

Естественный прирост   (убыль)  населения.

1

6

Миграции, их основные формы и направления на территории района.

1

7

Практическая работа 1. Построение графика  изменения естественного прироста населения Шолоховского района по годам.

1

8

Половозрастной состав населения.

1

9

Структура занятости населения Шолоховского района.

1

10

Практическая работа 2. Структура занятости родителей класса в экономике, по итогам анкетирования.

1

3. Национальный состав населения Шолоховского района.

Праздники на Дону.

11

Современный многонациональный состав населения. География расселения крупнейших национальностей.

1

12

Межнациональные отношения, сосуществование и взаимообогащение различных национальных культур на территории района.

1

13

Практическая работа 3. Определение народов по характерным признакам.

1

4.Культура народов Дона. Жизнь и быт донских казаков.

14

Традиции, быт, фольклор жителей района в давнее и настоящее время.

1

15

Практическая работа 4.  Составление терминологического словаря.

1

5. Станица Вешенская.

16

Станицы  Вёшенская и Еланская от истоков образования до наших дней.

1

17

Обобщающее занятие по курсу «Население Шолоховского района»

1

Календарно-тематическое планирование

9 класс (17 ч)

№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Примечание

1.Понятие хозяйства.

1

Понятие хозяйства.

1

2

Практическая работа 1. Определение  доли предприятий

сельского хозяйства по видам экономической деятельности на основе статистических данных.

1

2. Общая характеристика хозяйства Шолоховского района.

3

Предпосылки  для ведения хозяйства.

1

4

Сельское хозяйство-основа экономики района.

1

3. Промышленность Шолоховского района.

5

Промышленная деятельность и сфера услуг.

1

6

Практическая работа 2. Анализ статистических данных по  производству важнейших видов продукции в натуральном выражении в Шолоховском районе.

1

4.Сельское хозяйство.

7

Растениеводство и животноводство Шолоховского района.

1

8

Сельскохозяйственные предприятия.

1

9

Практическая работа 3. Определение  доли  пахотных земель в общем объеме сельскохозяйственных угодий в Шолоховском районе на основе статистических данных.

1

10

Практическая работа 4. Определение  доли  продукции растениеводства и животноводства  в общем объеме продукции сельского хозяйства в Шолоховском районе.

1

5.Малое и среднее предпринимательство.

11

Предпринимательство и предприятия района.

1

12

Практическая работа 5.  Определение  доли  земель занятых под озимые культуры  в ООО «Гарант» от  общего объема  озимых  по району  на основе статистических данных.

1

6.Инженерная инфраструктура.

13

Инфраструктура Шолоховского района.

1

14

Транспорт. Связь.

1

15

Здравоохранение и образование.

1

16

Культура.

1

17

Обобщающее занятие по курсу «Хозяйство Шолоховского района»

1

Учебно-методическое обеспечение.

Рабочая программа

Авторская программа Овчелупова В.И, Сетракова С.А. по учебно- методическому пособию «Население  и хозяйство Шолоховского района»

Учебно-методическое пособие для учащихся.

  1. Овчелупова В.И, Сетракова С.А. Население  и хозяйство Шолоховского района  7-9  класс. Учебно-методическое пособие / Овчелупова В.И, Сетракова С.А.– Ростов-на-Дону, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Мой край Шолоховская земля"

Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа курса "Духовное краеведение Подмосковья". 8 класс. 1 час в неделю...

Программа курса по краеведению: "Милютинский район-мой родной край"

Программа курса: "Милютинский район- мой родной край" предназначена для обучающихся 5-6 классов....

презентации к курсу "Духовное краеведение Коми края" (модуль ОДНКНР)

Данные презентации разработаны для модуля "Духовное краеведение Коми края", который можно вести в рамках предметной области "ОДНКНР"....