Выпускная квалификационная работа
материал по географии

Соколова Наталья Васильевна

Выпускная квалификационная работа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota.docx150 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Соколова Наталья Васильевна

МБОУ  Тюменцевская средняя общеобразовательная школа

Тюменцевский район Алтайский край

                                 Выпускная квалификационная работа

«Особенности организации инклюзивного

 образовательного пространства

 в образовательной  организации»

по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий государственной программы «Доступная среда»

                         

2014

Структура  работы

        

I.  Введение

               1.Актуальность темы

2.Цель и задачи  программы «Доступная среда»

II.Основная часть

             1.Нормативно –правовое обеспечение интегрированного образования

             2.Теоритические аспекты  изучаемой проблемы

             2.1.Формы  реализации  интегрированного образования

             2.2. Проблемы  организации  образовательного  пространства в ОО,  

                     реализующей инклюзивное  образование

             2.3.Принципы реализации  инклюзивного образования  в ОО

             3. Практическая значимость   программы «Доступная среда»

             4. Из опыта работы  региона, образовательной организации

 III.Заключение

 IV. Список литературы

I.Введение

Цель работы: раскрыть возможность получения образования всеми детьми      

                          независимо от состояния их физического и психического здоровья

Задачи:

1.Изучить теоретические  аспекты   организации инклюзивного образования в    образовательной  организации.

2.Отразить  существующий  опыт  по  реализации  программы

 «Доступная  среда» в регионе  и своей школе.

Актуальность проблемы.

       Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. В нашем  селе  проживает более 20  детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 82% - дети школьного возраста. Дети с проблемами здоровья часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников, государство создало для них пусть и хорошие, но особые условия существования в специальных школах, интернатах. В то же время каждый ребёнок вне зависимости от состояния своего здоровья имеет право жить в семье и получать качественное образование в среде своих сверстников. И именно в общеобразовательной школе ребёнок с нарушениями здоровья сможет получить не только учебную информацию, но и ощутить всю полноту и сложность жизни в обществе, то есть социализироваться. В этом и заключается идея инклюзивного образования. И она очень актуальна для нашей  школы.

      Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с

особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению

Образовательных программ в неспециальных условиях  обучения и воспитания.

Таким образом, создание  модели психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри общеобразовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направленных в специальные образовательные учреждения.

        В настоящее время в стране функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения  различных  категорий детей с ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ). Однако в Концепции модернизации  российского образования отмечается, что «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико- социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства».

       Актуальность проблемы  многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:

1Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.

2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (в специальных

учреждениях)  опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.

3Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги  улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в общеобразовательных школах общего типа, где учитываются их особые образовательные потребности и, где им оказывается необходимая специальная поддержка.

Инклюзивное обучение – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Цель  инклюзивного  образования: исключить  любую дискриминацию  детей,  обеспечить доступность образования для всех  обучающихся.

        Процесс включения, успешной интеграции и адаптации детей с ограниченными   возможностями здоровья в образовательно-воспитательную среду общеобразовательной школы будет в большей мере способствовать их успешной социализации, если:

  • сформирована необходимая мотивация у педагогического коллектива школы на решение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • в основу деятельности образовательного учреждения положена концепция, основанная на личностно-деятельностном, комплексном подходах к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • в результате педагогической деятельности будет создана система педагогических средств, направленных на поддержку адаптационных свойств личности и на успешное вхождение в ребенка в образовательное пространство общеобразовательной школы;
  • в ходе проектирования реализации и коррекции образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья будут приниматься во внимание результаты диагностики;
  • разработана дидактическая система (содержательно-целевой и технологический аспекты) поихолого-педагогического сопровождения с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. В образовательной  организации  создать  особые   условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
  2. Разработать модель  психолого-педагогического сопровождения ребенка  

    с   ограниченными возможностями здоровья.

  1. Определить   подходы  к преподаванию и обучению  детей  в общеобразовательной  школе, имеющих особые образовательные потребности.

II.Основная часть

Нормативно – правовое обеспечение инклюзивного образования

       Инклюзивное образование – это международно-признанный инструмент  

реализации права  каждого  человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развитии инклюзивных подходов в образовании лежат прежде всего важнейшие международно-правовые акты по правам человека Организации Объединенных Наций (ООН) и Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Инклюзивное образование, по своей сути противодействующее дискриминационным воззрениям на образование детей, принадлежащих к различным группам социальных меньшинств, оказывается единственной возможной нормой всеобъемлющего выполнения этих международных правовых актов.

Саламанкская декларация провозгласила   принципы, политическую и практическую деятельность в сфере образования лиц с особыми потребностями

В настоящее время РФ приняты, действуют или рассматриваются ряд  программ

и стратегий, направленных на развитие инклюзии в образовании:

  • Конвенция по правам ребёнка
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010);
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы;
  • Национальная стратегия в интересах детей (2012–2017);
  •  Государственная  программа  Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы;
  • Федеральный  Закон «Об образовании в РФ», 2012г;
  • Федеральная  целевая  программа «Доступная среда»
  • Постановление Администрации Алтайского края от 20.12.2011 No753 «Об утверждении краевой  программы «Доступная среда» на 2012 -2015 годы.
  • Постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 No37«Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в ОУ Алтайского края…» (от 3.02.2014 внесены изменения).
  • Приказ Администрации Алтайского края, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 № 6072 «Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Алтайском крае на 2014-2017 годы».
  • Приказ Администрации Алтайского края, Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.01.2014 № 307 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Алтайском крае на 2014-2015 годы».
  • Приказ комитета по образованию г. Барнаула от 14.03.2014 № 343-осн «Об утверждении перечня ресурсных базовых школ совместного обучения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития в городе Барнауле»

Теоритические аспекты  изучаемой проблемы

В современном социально  философском смысле  интеграция понимается как форма совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которое поддерживает и развивает (или не поддерживает) общество и его подсистемы (в том числе подсистема институтов образования),

и по отношению к участию в котором все члены общества имеют право свободного выбора. Интеграция как форма социального бытия предусматривает для человека с особыми потребностями неограничиваемое участие  и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в

процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций.

В истории  становления  инклюзивного образования  существуют  модели, которые по разному трактуют эти понятия  «дети – инвалиды», «дети с ОВЗ».

Медицинская модель понимания инвалидности определяет инвалидность через наличие нарушений состояния здоровья человека. Основное направление деятельности в рамках медицинской модели – минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию.

Человек с инвалидностью при таком подходе является проблемой, его следует

в обязательном порядке «лечить», а для этого – поместить в специальный институт, что, зачастую, ведёт к изоляции человека от остального общества. Что и происходило в прошлом. Иногда у таких детей даже отнималось их право на жизнь. Сегодня высокотехнологичные решения, лекарства и методы терапии носят куда более конструктивный характер, к примеру, слуховые аппараты для людей с нарушениями слуха.

От детей с инвалидностью в рамках этой модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Зачастую их пытаются интегрировать в существующую среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой «интеграции» проблема все еще рассматривается внутри ребенка, а не в школе или детском саду, который этот ребенок посещает.

       Если ребенок не может выполнять некое функциональное действие из-за своего нарушения, проблема вновь ищется не в том, как организованно это действие и как его лучше организовать, а в самом ребенке, который не может это действие произвести. Ребенок фактически вбрасывается в школу или в другое образовательное учреждение, где тратится много сил и времени на адаптацию к существующей среде, которая позволяла бы ему наравне с другими участвовать в общей жизни.

Социальная модель

В современном обществе на смену медицинской модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает:

причина инвалидности – это не само заболевание, как таковое;

причина инвалидности – это барьеры вокруг человека.

В рамках социальной модели люди с инвалидностью – это тоже люди с нарушениями, однако они являются инвалидами из-за существующих в обществе физических, организационных или отношенческих барьеров, предрассудков и стереотипов.

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплен в Конвенции о правах  инвалидов: «Инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».

     Человек с инвалидностью при такой модели не является «носителем проблемы», требующим специального обучения, напротив, проблемы и барьеры в жизни такого

человека создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, не готовой в условиях общеобразовательной школы общего типа соответствовать  разнообразным потребностям всех учащихся.

        Социальный подход предполагает, что обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в самой системе образования. Система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения.

        Следуя принципам социальной модели, обществу необходимо преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности, изжить их и предоставить  детям с инвалидностью равные возможности полноценного участия во всех сферах  школьной и внешкольной деятельности в системе общего образования.

       Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает  выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

       Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где  ученики и педагоги работают над общей целью — доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни.

Формы    организации  интегрированного  обучения

Интегрированное обучение детей с ОВЗ может быть организовано различными  путями:

  • Посредством открытия специального класса для  данной категории детей в общеобразовательном учреждении;
  • Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
  • Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.
  • Путем совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе  общеобразовательного учреждения.-  инклюзивное  образование.

Именно инклюзивное образование имеет сегодня  большую  актуальность по ряду причин, которые уже были обозначены. Но ОО сталкиваются с проблемами  организации  образовательного пространства в школе для реализации иклюзивного образования.

Проблемы организации образовательного пространства в ОО, реализующей

инклюзивное образование

В  нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка -инвалида в  школьное пространство по месту жительства:

  • наличие в школьной среде стереотипов и предрассудков по отношению к инвалидности;
  • недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников -инвалидов;
  • отсутствие доступной среды и технических  средств реабилитации, облегчающих образовательный  процесс для школьников с особыми образовательными   потребностями;
  •  отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые  образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде

           своих сверстников без инвалидности;

  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.

Поэтому для успешной  реализации  программы  инклюзивного образования  необходимо  разработать такие  подходы  к воспитанию и обучению, которые будут более гибкими  для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Принципы реализации  инклюзивного образования  в ОО

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • устранение барьеров на пути получения знаний и  полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров  и улучшения доступности школ для отдельных учеников, проведение реформ и изменений, направленных  на благо всех учеников школы в целом;

Результаты  реализации  перечисленных принципов  

  • Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения.
  • Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
  • Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.

Практическая значимость работы

   В настоящее  время  проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах (далее – ОУ) лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, материально-техническим обеспечением, реконструкцией  школьного помещения и пр.  Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОО, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Чем больше партнеров у ОО, тем более успешным будет ученик.  В нашем  случае  круг всех участников достаточно широк: муниципальные органы образования, региональное  управление образования, профессиональные центры повышения квалификации; дошкольные, общеобразовательные и коррекционные (специальные) учреждения; центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации, а также родительские и общественные организации. Тем не менее, существуют «барьеры»,  препятствующие  развитию инклюзивного  образования.

Барьеры, препятствующие развитию инклюзивного образования Использование термина «барьеры в образовании» является частью социальной модели инвалидности, важнейшим понятием того, что является основной причиной трудностей в обучении и социального отчуждения учащегося с инвалидностью. Барьеры на пути получения образования и полноценного участия в жизни общества очевидным образом являются частью «архитектурного» окружения ученика (например, физическая недоступность среды, отсутствие пандусов, подъёмников, субтитров в телепередачах и кинофильмах, звуковых светофоров на пешеходных переходах по пути в школу и т.д.), но, согласно социальной модели, это – «вторичные» барьеры. Их необходимо устранять, но, без ликвидации первопричин, борьба с такими барьерами оборачивается бесконечной борьбой с последствиями.   В первую очередь, барьеры в образовании формируются в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, таких, как люди, окружающие этих учеников, проводимая в стране социальная политика, существующие учреждения, культура, социальные и экономические факторы, оказывающие влияние на жизнь людей в этом обществе.    Для школы, выбравшей путь инклюзивной практики обучения, очень важно установить, что может быть конкретной причиной возникновения трудностей в обучении того или иного ученика.

Ресурсные барьеры в образовании  возникают на разных уровнях

1.Макроуровень  связан с правовым и общественно-политическим подкреплением существования социальной проблемы

2.Мезоуровень  связан с уровнем идеологии, массовой культуры и социальных отношений в сфере образования.

3.Микроуровень  связан с деятельностью конкретных организаций, специалистов и отдельных людей. Для инклюзивного образования - это уровень психологического принятия учителями школ самой возможности совместного обучения детей с различными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к ученику с инвалидностью или с особенностями развития, а также позиция родительского сообщества школы.        Ребенок с интеллектуальной недостаточностью нуждается в такой социокультурной среде, которая  учитывала бы «своеобразие пути», использовала бы «иные способы» и «иные средства» (Л. С. Выготский) социального и личностного развития. Реабилитация  детей с интеллектуальной недостаточностью должна основываться на учете их потребностей в доступности общения и задач, ставящихся перед  ними, в возможности включения их в продуктивную  активность. Встает задача проектирования оптимальной среды — жизненного пространства, обеспечивающего повышение чувства собственной ценности и уверенности в себе Школьное оборудование для детей-инвалидов — одна из  необходимых составляющих инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками. Кроме того, остро стоит проблема кадрового  и материально – технического обеспечения.

Из опыта работы  региона по реализации программы «Доступная среда»

В Алтайском крае также реализуется  программа «Доступна среда» в  разных формах: получение образования в специализированных коррекционных школах, коррекционных классах в  общеобразовательных школах и в форме инклюзивного образования.  Мероприятия по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья проводились в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 года №175). С 2011 по 2014 годы в городе Барнауле проведены мероприятия в 13 общеобразовательных учреждениях. Объём финансирования  ежегодно в период с 2011 по 2014 годы составлял более 10 000,0 тыс. руб. из трёх источников (федеральный бюджет, краевой бюджет, муниципальный бюджет.

В соответствии с приказом Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края от 16.01.2014 №307 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014-2015

годы»  в городе Барнауле создано 13 ресурсных базовых школ совместного обучения детей – инвалидов, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих нарушений развития.

  • Цель деятельности - обеспечение  доступности образования детям – инвалидам, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в городском округе путем передачи имеющихся в ресурсной базовой школе специальных ресурсов школе совместного обучения; эффективное использование специальных ресурсов.
  • Основная задача - организация взаимодействия с образовательными организациями городского округа, в которых получают образовательные услуги дети – инвалиды, дети с ОВЗ, для обеспечения указанных организаций специальными ресурсами ресурсной базовой школы, методическим  сопровождением образовательного процесса детей данной категории.

В соответствие с Положением о ресурсном центре  в крае созданы ресурсные базовые школы, которые  располагают необходимыми условиями:

-ресурсная школа имеет необходимую  архитектурную доступность;

- обеспечена специальными материально-техническими  ресурсами;

-  обеспечена квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания детей – инвалидов, обучающихся с ОВЗ

      Основные направления деятельности    ресурсной школы

  • диагностика уровня соматического, психического развития ребёнка;
  • организация образовательной деятельности по индивидуальным и групповым коррекционно-развивающим программам;
  • проведение комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий;
  • оказание научно-методической, информационной и практической помощи всем участникам образовательного пространства;
  • предоставление услуг по организации развивающей работы с использованием специализированного оборудования
  • проведение методических мероприятий по вопросам функционирования и использования оборудования;
  • информирование участников взаимодействия о мероприятиях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ;
  • контрольные мероприятия по вопросу эффективного использования и охранности предоставленных школе совместного обучения специальных  ресурсов.

        По окончании учебного года ресурсная базовая  школа размещает на своём сайте в сети Интернет публичный отчет, включающий информацию о взаимодействии со школами совместного обучения.

Из  опыта организации образовательного пространства в МБОУ Тюменцевской СОШ

           В  Федеральном законе «Об образовании в РФ» пункт 12 ст. 34 «Основные права и меры социальной поддержки обучающихся» прописано:

«Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья органы государственной власти и местного  самоуправления создают специальные условия для  инклюзивного образования в образовательных организациях общего типа… При невозможности осуществлять воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общих или коррекционных образовательных организациях органы государственной власти обеспечивают  их обучение на дому или в лечебно-профилактических  учреждениях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».      

     В образовательном учреждении МБОУ Тюменцевской СОШ обучается 23 ребёнка с ограниченными возможностями  здоровья. Дети  с ДЦП  обучаются по общеобразовательной  программе дистанционно, учащиеся  с задержкой  психического  развития -  в  общеобразовательных  классах по индивидуальной  программе  в  соответствие  с заключением ПМПК.  

И только учащиеся с тяжёлыми нарушениями психического  и физического здоровья  обучаются на дому.

ОО МБОУ Тюменцевская СОШ  с 2014года  получила статус   базовой площадки по реализации государственной программы Российской Федерации

  «Доступная среда» на 2011 – 2015.

Цель  деятельности  ОО как базовой площадки:

  • разработка, апробация и внедрение технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи

  • вовлечение в образовательный процесс детей с ОВЗ, ранее не посещавших образовательные учреждения округа;
  • разработка алгоритма набора детей, определения их индивидуального образовательного маршрута;
  • разработка и апробация технологии психолого-педагогического сопровождения
  • организация курсовой подготовки педагогов и специалистов учреждения;
  • оформление и представление опыта учителей начальной школы и специалистов по данному направлению.

 Базовая школа  в рамках  реализации  программы  инклюзивного образования осуществляет сотрудничество с ПМПК района.

      Реализация  программы  позволит организовать более качественную    адаптацию   детей  с ОВЗ  в образовательном пространстве  школы. Выделенные  в рамках программы  материальные  средства, позволят  осуществить   архитектурную модернизацию  образовательного пространства, приобрести  технические средства  для обучения детей, страдающих тугоухостью, учебные  пособия  для учащихся с задержкой  психического развития, пройти переподготовку  педагогам.

Как  обстоит дело в настоящее время?   С целью качественной  реализации  существующих  форм  интегрированного образования педагоги  ОО, администрация  осуществляют  взаимодействие   с дошкольными  организациями (детский сад, ЦДТ). 

    Перед поступлением ребенка в школу специалисты дошкольных учреждений предоставляют педагогам и специалистам необходимую информацию о ребенке: диагностику и актуальный уровень его развития, потенциальные возможности. При необходимости определения более точного образовательного маршрута дошкольное учреждение направляет ребенка с родителями в ресурсный центр на психолого-медико-педагогическую комиссию. Администрация  ОО определяет учителя, набирающего 1-й класс. Педагоги знакомятся со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдают за ними в ходе занятий в дошкольном учреждении, продумывают и составляют вместе со специалистами дальнейший план индивидуальной работы с "особыми" учениками. Знакомство педагогов и детей до поступления в школу – залог успешности всего образовательного процесса.  

      Таким образом, тесный контакт между специалистами дошкольного и общеобразовательного учреждения позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для "особых" детей.

       Если ребенок с особыми образовательными потребностями, в частности с ограниченными возможностями здоровья, не посещает детский сад, то для  исключения риска в неправильном   определении  его  образовательного маршрута , к работе  с семьёй подключаются  специалисты  муниципальной  ПМПК.  И перед поступлением  ребёнка  в школу  учитель  владеет информацией  как  о ребёнке, так и о его семье. Зная об особенностях  здоровья, педагог   не  предъявляет к нему те же требования по овладению образовательными стандартами, что и к другим детям. Для такого  ребёнка  выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, в котором  прописана  деятельность  учителя, всех  специалистов и родителей. Таким образом, не  возникают противоречия между требованиями школы и возможностями ребенка.   К сожалению, в детских поликлиниках часто не проводят полную и объективную диагностику психического развития ребенка, в лучшем случае, если записи в медицинской карте ребенка  соответствуют  уровню его физического развития. Часто сами родители скрывают от администрации школы и детских садов наличие инвалидности или проблем в здоровье ребенка. Чтобы  исключить  такую ситуацию, среди родителей детей дошкольного возраста школьный  психолог проводит  просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, и психического развития ребенка. К такой работе  подключаются  ведомства здравоохранения, социальной защиты и образования. В идеале  родители  дошкольников должны быть заинтересованы в том, чтобы процесс обучения в ОО соответствовал уровню развития их детей. Именно поэтому администрация и педагоги школ при беседе с родителями будущих первоклассников настаивают на раннем выявлении особенностей детей, чтобы затем совместными усилиями помочь ученику овладеть теми необходимыми умениями и навыками, которые помогут ему социализироваться и реализоваться в жизни. Кроме комплексной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития, краевые  центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации проводят  приемы родителей и детей для раннего выявления отклонений в развитии. Прием осуществляет педиатр, психолог и логопед-дефектолог. Специалисты определяют ведущую проблему в развитии ребенка, определяют систему мер по лечению заболеваний и общему развитию, помогают определить дальнейший образовательный маршрут: общеобразовательная школа, школа с инклюзивным образованием или специальное коррекционное учреждение.  

Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная среда формируется учителем, причем не просто учителем, а целой командой  специалистов, работающих в междисциплинарном сотрудничестве. В развитии инклюзивного образовательного пространства  МБОУ Тюменцевской СОШ   сегодня участвуют  учителя начальных классов, учителя-предметники, логопед, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования и тьютор.  Администрация школы и преподавательский состав при этом несут ответственность за организацию благоприятной среды для обучения и развития каждого ребенка.

В районе  создана  муниципальная  ПМПК, которая работает в тесном контакте с дошкольными и образовательными организациями:

  • проводит  комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику;
  • готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;
  • консультирует по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении;
  • направляет детей и подростков с отклонениями в развитии в    

     центральную ПМПК

      Для  выявления внутриучрежденческих  проблем  инклюзивного бразования  в ОО  создан   психолого-медико-педагогический  консилиум. Его важнейшая задача заключается в организации  комплексного, всестороннего,  диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям данного образовательного учреждения различной этиологии в связи с отклонениями в развитии. В результате включения ОО  в систему инклюзивного образования будет расширена  Программа развития  и Образовательная  программа  школы.  Работа  МБОУ  Тюменцевской СОШ  по реализации инклюзивного образования  будет  продолжена в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».  

III.Заключение

    Итак, несмотря на то, что уже сегодня много сделано на уровне государства  для  осуществления инклюзивного образования в общеобразователных школах, на уровне муниципалитетов остаются  трудно решаемые  проблемы, важнейшая из них – финансирование:  такой школе необходимо особое штатное расписание, в котором бы были заложены ставки тьютеров, педагогов сопровождения, а кроме соответствующих педагогических ставок были бы ставки медицинского работника, техника по обслуживанию специального оборудования, шофёра,  обеспечение этого автотранспорта расходными материалами.  Также  необходимо дополнительное финансирование, позволяющее привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение и расширение должностных обязанностей.

Соответствующим Положением должно определяться также то, какой документ получат ученики, имеющие нарушения здоровья по окончании школы. Понятно, что это не может быть аттестат общеобразовательной школы с соответствующим выставлением оценок. Это должен быть другой документ, который отражал бы определенную учебную успешность  таких  учащихся. Современная школа должна максимально использовать и технические достижения для обучения детей с ОВЗ, например, специальные программы, позволяющие детям с ОВЗ использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности  Интернет-пространства.

     Очень важной остаётся задача выстраивания вертикали инклюзивного образования, начиная с ДОУ и заканчивая колледжем или ВУЗом. При этом необходимо также развивать сеть профессиональных школ и трудовых центров, где бы ученики с ОВЗ по достижении определённого возраста могли бы реализовать знания и навыки, полученные ими при обучении в школе, в своей профессиональной деятельности. При этом они могли бы, выполняя посильную и полезную обществу работу, хотя бы частично себя обеспечивать и не быть иждивенцами у государства.

 На данной  схеме  отражена  основная концепция  реализации  инклюзивного образования в ОО.

http://www.netschools.ru/sch518/inklusiv/mexanizm.JPGВсем важно понимать, что сегодня необходимо формировать в обществе толерантное отношение к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить всем независимо от состояния здоровья. И начинать надо с классного  коллектива, с младших школьников, включать  всех детей с ОВЗ в образовательный процесс,  проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. Пока еще рано подводить итоги, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается.  Итак,  дети с различными  физическими и психическими нарушениями (незрячие, неслышащие  и дети, перемещающиеся при помощи, дети с ЗПР) должны иметь право выбора места получения образования, и это право закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики. Обучение этих детей в общей школе существенно облегчит их дальнейшую социальную интеграцию, а также повысит уровень мотивированности и комфорта при получении ими послешкольного образования, а также позитивным образом скажется на воспитании толерантного отношения к "инаковости" среди здоровых учеников. Уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга. Однако,  при всей важности идеи инклюзивного образования надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме является перспективной группой и если  они  способны, то  должны получать образование  в иных  формах  наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.   Хочется отметить также, что инклюзивное образование важно не только само по себе. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей. Образовательная среда инклюзивной школы должна формировать у всех детей убеждённость в ценности образования для достижения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отличающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качеств в конкретной повседневной практической деятельности.

Но справится  ли  с поставленными  задачами

  обшеобразовательная школа сегодня?

 

IV.Список литературы

1.Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:

Материалы международной научно - практической конференции

 (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол-.пед. ун-т; Редкол.:

 С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011

2.Информация для всех. Россия на пути к равным возможностям. // М.: Весь мир, 2012. URL: http://www.ifap.ru/pr/2009/n090415a.pdf

3.На пути к инклюзивной школе. (Пособие для учителей). // М.: РООИ «Перспектива», 2010. URL: http://obrazovanie.perspektiva nva.ru/files/Our_Publ/na_puti_k_ink_shkole.pdf

4.Развитие инклюзивного образования: сборник материалов. / Составители: С. Прушинский, Ю. Симонова. // М.: РООИ «Перспектива», 2012.

5. Лекции  преподавателей  Московского  городского  психолого- педагогического университета   в рамках дистанционного обучения на курсах по программе «Доступная среда».

6. Федеральный  Закон «Об образовании в РФ», 2012г;

7.Федеральная  целевая  программа «Доступная среда»

8.Постановление Администрации Алтайского края от 20.12.2011 No753 «Об утверждении краевой  программы «Доступная среда» на 2012 -2015 годы.

9.Постановление Администрации Алтайского края от 30.01.2013 No37«Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в ОУ Алтайского края…» (от 3.02.2014 внесены изменения).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»

Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать  как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - Тема: «Коррекция, как технология социальной работы»

Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы РФ, в связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной р...

Выпускная квалификационная работа на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»

Выпускная квалификационная работа  на тему «Организация работы в детском физкультурно- спортивном объединении «Кожаный мяч»...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускной квалификационной работе (дипломной работе)

В Положении прописала нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию дипломной работы обучающегося техникума....

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Выпускные квалификационные работы, курсовые работы

Выпускные квалификационные работы и курсовые работы по методике преподавания английского языка написаны студентами 4-5 курсов отделения "Иностранный язык" Мезенского педагогического колледжа, руководи...

Выпускная квалификационная работа “Как я работаю со своими учениками” По направлению: “Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС”

Статья написана как зачетная работа после прохождения курсов повышения квалификации (108 часов) по программе:“Коммуникативная компетентность преподавателя в свете ФГОС” ...