Конспекты уроков
план-конспект урока по географии (9 класс)

Лоскутова Тамара Александровна

                                                                                                                                   

Тема урока: Глобальные проблемы современности. Выживание человечества как главная проблема современности

Глобальные проблемы человечества (всеобщие, общечеловеческие, затрагивающие интересы всех народов и государств.)

  • Предотвращение мировой термоядерной войны
  • Прекращение гонки вооружения
  • Изучение космоса
  • Устранение неблагоприятных последствий НТР
  • Проблема энергетики
  • Преодоление экологического кризиса
  • Решение правовой проблемы
  • Охрана здоровья, ликвидация опасных заболеваний
  • Демографическая проблема
  • Север-Юг

Основные понятия:

- общество
- человек
- роль человека в обществе
- экология

«Человек – регулятор жизни на планете»
А. ПЕЧЧЕИ

Цели урока

знать

- что такое глобальные проблемы современности.
- что породило эти проблемы;
- когда появились проблемы;

уметь:

- обобщать материал по каждой проблеме ;
- свободно высказываться
- делать выводы

Воспитательная задача

- вызвать у учащихся чувство ответственности за судьбу Планеты ,Общества и Человека.

Оборудование

- таблицы по глобальным проблемам современности
- высказывания ученых о роли человека в  предотвращении глобальных проблем,
- слайды «Кандалакшский заповедник»
- приборы для химических опытов,
- магнитофон, подборка музыки, песен на данную тему.

Методы

- частично-поисковый
- выполнение творческих заданий,
- групповая работа,

Тип урока :- семинар с элементами интегрирования (химия, биология,).

 

Б. Коммонер (эколог): «…современный человек – «человек технологический» с углекислотой в тканях организма и свинцом в костях».

А. Яблоков (биолог): «… химизация сельскохозяйственного производства оказывает мутагенное влияние на живую природу и человека, отчего на этой основе возникает нейропсихологические нарушения».

А. Печчеи: «… любые новые достижения человечества, включая и то, что обычно подразумевается под «развитием», могут основываться только на совершенствовании человеческих качеств, если мы хотим действительно расти».

А. Печчеи: «… высшая цель человечества – «человеческое развитие». Человек – регулятор жизни на планете».

А. Сент-Экзюпери: «…человек – странник во вселенной, ищущий скрытый смысл вещей и собственной жизни. Он любит свою крошечную планету и свою привязанность к ней выражает в правиле: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок и свою планету».
_ «Маленький принц».

Ход урока

(звучит  музыка )

«Музыка всегда рождает определенные чувства в душе каждого человека».
Рождение жизни, жужжание пчелы, пение птиц, а по мере деятельности человека
нарастает  угроза всему живому. Звонят колокола,они предупреждают нас – ЛЮДИ
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫМИ.

Тема нашего урока – заключительного урока темы «Человек и общество» - «Глобальные проблемы современности».

Мы рассматривали с вами вопросы:

- Что такое общество? ( Дать определение).

(Общество – это часть мира, образованного совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми).   

- Организованная деятельность людей ,человеческих коллективов , способных собств6нными
усилиями производить все необходимые условия существования.    
Наверное,  первое определение больше всего подходит к нашему уроку.

Какова  роль человека в обществе? (Сознательно преобразующая ).

Почему же сегодня есть небо – задымленное тысячами заводских труб, варварски вырубленные леса, мутные, отравленные ядовитыми стоками воды рек и озер?
Почему сегодня все еще проливается кровь невинных людей? Умирают дети от голода
и болезней?     

И все это - ЧЕЛОВЕК?

Как же предотвратить беду, нависшую над нашим общим домом - имя которому – ПЛАНЕТА
ЗЕМЛЯ

«Моя планета – человечий дом,                    
Но как ей жить под дымным колпаком .
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!» 

(зачитать с доски).

Особенности  интеграционных процессов, охватывающие самые разные стороны жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых Глобальных проблемах современности.

Что такое Глобальные проблемы современности?

(на доске – схема – не все, может быть, сегодня мы рассматриваем на уроке)
Каждая группа работала над своей проблемой, делала творческий отчет, как предотвратить проблемы современности.

Задание классу: составить в тетради план-конспект по всем проблемам современности.

Какие особенности имеют глобальные проблемы?

  • Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивающий интересы всех народов.
  • Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.
  • Требуют коллективных усилий всех государств.

Когда появились глобальные проблемы?

  • По мере нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой.
  • По мере освоения человеком планеты Земля.
  • 400 тыс. лет назад – использование огня (пожары).
  • Охота людей – исчезновение мамонтов.
  • 12 тыс. лет назад – переход от присваивающего типа хозяйствования к производящему (развитие земледелия).
  • Добыча полезных ископаемых (необходим крепежный лес), уничтожение лесов.
  • 5 тыс. лет назад – строительство городов.
  • Развитие промышленности.

С конца ХIХ в. начинается современный, наиболее интенсивный этап воздействия человека на природу.
60-е г. ХХ в. Разрушающее взаимодействие общества на природу достигло глобальных масштабов.

Что породило глобальные проблемы?

  • Огромные масштабы человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей.
  • Неспособность человечества рационально распорядиться своей деятельностью.

Рассмотрим каждую проблему :

Проблема войны и мира:    (музыка)

Война – это самое страшное на планете, это смерть, жестокость, всеобщая боль, это горе матерей, потерявших детей, это стон родной земли.
Во II половине ХХ в. В связи созданием ядерного оружия и ракетной техники, возникла реальная возможность, в случае развязывания 3-й мировой войны, уничтожения целых стран и даже континентов.
Поэтому проблема мира и разоружения, предотвращение новой мировой войны, выживание и самосохранение человечества стала поистине проблемой №1 современности.
Современный научно-технический прогресс меняет технологию производства настолько быстро, что прежде чем хозяйственная система возвращается в положение равновесия, в биосферу попадает такое количество отходов, которое она не в состоянии переработать. В последнее время с интенсивным использованием свободной энергии органического топлива, сжигания, разрушения природных структур, аккумулирующих энергию Солнца, наметилась тенденция к снижению организованности биосферы. Сегодня промышленное производство в современном виде не может не наносить ущерба биосфере. Каждый промышленный центр цивилизации превратился в постоянно действующий вулкан, т.к. в нем с помощью тепловой и других видов энергии перерабатывают продукты земной коры и это влияет на всю биосферу Земли.
(групповая работа)

Демографическая проблема

Как и другие глобальные проблемы, демографическая проблема имеет длительную предысторию. Численность населения на земном шаре систематически возрастала. Сегодня на планете 6 миллиардов жителей.
(групповая работа)

Энергетическая и сырьевая проблема

Это прежде всего  проблема надежного обеспечения человечества топливом и сырьем.
(1986 г. – Чернобыльская авария)
(групповая работа)

Продовольственная проблема

Прирост населения опережает темпы роста объемов продовольствия, которые не успеваю расти так же быстро, как население. Пахотные ресурсы постоянно сокращаются за счет роста городов, развития транспорта. Если в начале ХХ в. на одного человека приходилось 9 га культурных земель, к середине ХХ в. – 6 га, в настоящее время – 3 га; в начале нового столетия будет всего 2 га. От голода и недоедания в мире страдает примерно 1 млрд. человек. Калорийное голодание испытывают 20% населения Земли.
(групповая работа)

Экологическая проблема

На примерах по г. Кандалакша

«Любовь и боль  моя, Кольская земля» (групповая работа)

Экология –

- где мы живем
- транспорт
- вода - ты и есть жизнь.

«Воздух нам – отец, 
Вода              - мать,
Земля           - дом».  

Слова  Экзюпери:  «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха»

(Песня «Живи родник», опыт с водой)

Для поддержания экологического равновесия, часть земель изымается из хозяйственного использования и передается под охрану. На территории, подчиненной Кандалакшской администрации  расположены охраняемые территории:

«Названия  заповедных территорий».

Администрация города и научно-производственная фирма «Лечебные сады – парки» создает питомник лекарственных трав на территории района. Он будет базой посадочного  материала  и будет использован  для  лечебных целей.
В силу того, что флора  Севера хрупка и уязвима, мы всегда должны помнить слова П. Гвездослова:

«Я сорвал цветок -  и он завял,
Я  поймал жука – и он умер у меня на ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем».

(Музыка «Как прекрасен этот мир», показ слайдов о природе)

Проблема здоровья

Сегодня обострилась проблема здоровья человечества. Здоровье является состоянием  полного физического, духовного, социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.

(Групповая работа)

От промышленных отбросов страдает не только природа, но и  человек  - сотни  тысяч жителей Заполярья. Страдают, вдыхая зараженный воздух, потребляя воду с тяжелыми металлами. Нельзя сказать, что воздух, вода, растения напичканы у нас ядами: их тысячные доли процента, но если учесть, что человек в течение суток потребляет

20 м3 воздуха,
1,5 кг пищи,
2,5-3 л воды,

то и малые химические соединения, накапливаясь, оказывают отнюдь не благоприятное влияние на организм и здоровье людей. Все это вызывает такие опасные заболевания, как заболевания органов дыхания и пищеварения, кожи, сердечнососудистой  системы, нарушают детородные функции, способствуют кариесу зубов, раку, угнетают головной мозг.

Самые больные дети в области (это касается органов дыхания, пищеварительного тракта и кожного покрова) - это дети г.Мончегорска и г.Печенги. А после них по числу заболеваний детей идет Кандалакша.
Кандалакша на 1 месте в Мурманской области по содержанию в воздухе бериллия - вещества, вызывающего раковые заболевания.

Итоги, анализ данных:

Человек и природа – это единое целое. Природа не прощает халатного отношения к себе, не прощает ошибок и промахов.
Никогда на протяжении истории человечество не сталкивалось  со столь  многими угрозами его существования. Проблемы окружающей среды, энергии, населения продовольствия и самих форм воспроизводства людей - все это образует взаимопроникающий комплекс, и бесполезно пытаться решать эти проблемы по отдельности. Необходима скоординированная мировая стратегия для их решения. Это было бы первой глобальной революцией.
Мировая общественность сегодня пытается бороться с этими проблемами.  Это  Римский клуб (президент Печчеи)  и ….
(звучит песня в исполнении Майкла Джексона)

(групповая работа)

What about sunrise... rain... done things?
That you said we were to gain
What about killing fields? Is there time?
What about done things?
That you said yours that mine.

Это первые строки песни. Сам певец олицетворяет современное поколение и ему, т.е. поколению, должны принадлежать восходы солнца  дожди. Но посмотрите, что мы сделали этому миру. Цветущие поля превратились в поля, которые убивают. Крик страдания, поднимаясь к небу, смешивается с дождем и возвращается на Землю. Кто ответит сыновьям и дочерям за пролитую кровь? Кто ответит за все то, что не смогло появиться на свет? Какой же мир ты оставляешь своим детям? Как и все, герой песни мечтал, и в своих мечтах он уходил далеко за звезды. Но песня заканчивается вопросом: как же мы живем и как дальше будем жить?! В песне звучит мысль, что и все мы можем погибнуть! Этого нельзя допустить!

И в этом роль Человека!

Глобальная проблема

                                                                                                   (Заполни таблицу)

Доказательства существования проблемы

Пути решения

 

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.

Накопление средств массового уничтожения в мире.

Разоружение.

Контроль за разоружением.

Мирные договоры.

2. Экологическая проблема.

Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.

Рост числа ООПТ.

Очистные сооружения.

Создание безотходных технологий.

Рациональное размещение «грязных производств».

3. Демографическая проблема.

Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.

Активная демографическая политика.

Повышение экономического уровня развития стран.

Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.

4.Продовольствен-ная проблема.

Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

5. Энергетическая и сырьевая проблема.

Рост спроса на сырье.

Истощение природных ресурсов мира.

Использование достижений НТР.

Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.

Использование альтернативных источников получения энергии.

Политика ресурсосбережения.

 

Учитель: Итак, с помощью разных источников информации вы познакомились с некоторыми из глобальных проблем, которые на ваш взгляд можно считать наиболее серьёзными и на решение которых человечеству надо затратить максимальные усилия.

Почему же именно во 2 половине XX века обострилась большая часть глобальных проблем?(Варианты ответов учащихся)

Причины глобальных проблем:

  • Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
  • Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
  • Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;

Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.

  • Привить людям новые нравственно-этические ценности;
  • Сплотиться всему человечеству;
  • Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;

Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.

Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.

3. Рефлексия Прием «тонкий» и «толстый» вопросов – учит учащихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы может задавать как учитель, так и учащиеся друг другу.

1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?

- Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?

- Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы наиболее актуальны для развивающихся стран?

- Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?

- Какие из социальных проблем современности вы считаете наиболее актуальными? Почему?

Домашнее задание: Написать мини-сочинение, эссе. На тему: « Каждый из нас в силах изменить »

Подумайте и объясните, что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков»?

                                                                                            

Оформление доски

Высказывание ученых, писателей о роли человека.
Выставка литературы:  «Мир  в ХХI веке»
Урок заканчивается подведением итогов деятельности каждой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Приложение

Предлагаю вам сейчас выполнить тест, оценка за который будет оценкой за урок. Тест выполняется в течение 10 минут.

I ВАРИАНТ.

 

  1. Какую проблему повлек за собой демографический взрыв в странах Азии, Африки, Латинской Америки?

А) Проблему здоровья;

B) Демографическую проблему;

C) Продовольственную проблему;

D) Проблему терроризма;

E) Экологическую проблему.

2. Потепление климата Земли имеет множество последствий. Из нижеприведенных положений

выделите одно, имеющее наиболее серьезное последствие для людей:

А) Таяние ледников и ледниковых шапок;

B) Подъем уровня Мирового океана, затопление прибрежных стран;

C) Изменение режима осадков и температурных условий;

D) Появление новых засушливых районов;

E) Исчезновение многих видов растений и животных.

3. Чем, на ваш взгляд, объяснить возникновение энергетической проблемы?

А) Ограниченность ресурсов планеты;

B) Недостаточная эффективность использования энергии;

C) Увеличение потребления нефти;

D) Недостаточная работа по восстановлению лесов планеты;

E) Все ответы верны.

4. Страна, использующая силу ветра для получения энергии:

А) Дания;

B) Япония;

C) Норвегия;

D) Италия;

E) Бразилия.

5. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.

А) Да;

B) Нет.

 

II ВАРИАНТ.

 

  1. Осознание глобальных изменений климата Земли в последнее десятилетие повлекло за собой поиски выхода из кризисной ситуации. Какие действия, на ваш взгляд, могут предотвратить наметившийся кризис?

А) Запрет использования в производстве химических веществ, разрушающих озоновый слой;

B) Сокращение выброса в атмосферу углекислого газа;

C) Снижение потребления электроэнергии;

D) Охрана оставшихся лесов, работы по восстановлению лесов;

E) Все ответы верны.

2. Какую проблему повлекло за собой недостаточное обеспечение большей части населения Земли

продуктами питания?

А) Проблему здоровья;

B) Демографическую проблему;

C) Продовольственную проблему;

D) Проблему терроризма;

E) Экологическую проблему.

 

3. Страны, использующие энергию солнца для получения электроэнергии:

А) США и Франция;

B) Япония и Китай;

C) Казахстан и Турция;

D) Германия и Австрия;

E) Испания и Бельгия.

4. Проблема сохранения мира, предотвращения ядерной войны - проблема номер один, так как от нее зависит существование самой цивилизации.

А) Да;

B) Нет.

5. Быстрый рост народонаселения в слаборазвитых странах приводит к нежелательным для них последствиям. Отберите среди следующих положений верные:

А) Проблема безработицы;

B) Недостаточное обеспечение жильем;

C) Увеличение нагрузки на природные системы, что ведет к их разрушению;

D) Необходимость выделять средства для проведения демографической политики;

E) Все ответы верны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_umnyy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Интеллектуальная игра

                          по географии

                      «Самый умный»

Цель: 

Способствовать наиболее яркому проявлению индивидуальных способностей учащихся.                                                                                        

  Задачи:

- развивать творческий потенциал учащихся;

- развивать кругозор учащихся;

- заинтересовывать в познании нового;

-  способствовать развитию  находчивости, смекалки, быстроты реакции.

Подготовительный этап.

1.  Подготовить компьютерную презентацию игры. Игровое поле состоит из десяти секторов. На каждом из секторов подписана тема, по которой подбираются вопросы для игроков. Один из прямоугольников   без   темы,   под   ним   скрывается «секрет», т.е. тема неизвестная участникам игры.

Условия игры.

Игра состоит из двух этапов. В первом отборочном туре играет 10 игроков. Устанавливается очередность ответов на вопросы с помощью конкурса «Дешифровщик». Каждому игроку в порядке очереди предстоит выбрать понравившуюся ему тему. Каждый игрок отвечает на десять вопросов, а помощники фиксируют правильные ответы и время, за которое участник справится со своими вопросами.

В финал выходят 3 участников с максимальным количеством баллов. В случае, если у игроков получилось одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы. Трое финалистов продолжают игру. Финалистам предлагается игровое поле, состоящее из 5 тем:  «По реке времени», «К литературным источникам», «Вкусная география», «По заповедным местам», «География на колёсах».  Победитель игры, он же «Самый умный», определяется максимальным количеством баллов, заработанных в игре.

Ход игры.

Звучит музыка.

Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы с вами собрались здесь с одной целью - узнать, кто же из участников игры - самый умный! На звание «Самого умного» ученика школы в области географии претендуют! (представляет участников игры). А поможет нам сегодня определить «Самого умного» компетентное жюри в составе:... (представляет членов жюри). Ох, и нелегкая задача предстоит сегодня членам жюри и игрокам! Ведь помимо знаний, участникам игры должно сопутствовать везение! Давайте пожелаем игрокам удачи! Прошу участников игры занять свои игровые места.

Согласно конкурсу «Дешифровщик» мы определим очерёдность участников.

Перед вами цепочка цифр (0126266), с помощью которых вы должны определить самую высокую вершину мира (Эверест).  Время пошло…

Жюри записывают очерёдность участников)

И первому выпало право выбирать тему... (представляет игрока).

Далее участники игры выбирают понравившиеся темы и отвечают на вопросы ведущего.

Предлагаются следующие вопросы по темам:

1.Тема «РЕКИ»

1. Самая длинная река мира? (Нил.)

2. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго.)

3. Самая длинная река России? (Обь с Иртышом.)

4. Какого типа электростанции строятся на реках? (ГЭС)

5. Самая полноводная река мира? (Амазонка)

6.  Резкие кратковременные подъемы воды в реке называют? (паводки)

7. Единственная река, вытекающая из озера Байкал (Ангара)

8. На какой реке стоит Санкт-Петербург? (Нева)

9.  Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъем воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы называется (половодье)

10. Пересыхающие реки в Австралии называются (крики)

2.Тема «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА»

1.  Природные зоны, располагающиеся, как правило, в тропиках (пустыни)

2.  Самая северная природная зона России (арктические пустыни)

3. Как называются степи в Южной Америке? (пампа)

4.  В районе экватора, в Африке расположена природная зона (влажные экват. леса)

5.  Место обитания таких животных как северный олень, лемминг, песец (тундра)                         6. Влажные экваториальные леса называют в Южной Америке (сельва)

7. Какая природная зона занимает в России наибольшую площадь? (леса)

8. Где в Африке можно встретить слона и жирафа? (в саванне)

9.  Самые плодородные почвы в России встречаются в зоне (степи)

10. Как называют степи в Северной Америке? (прерьи)

3.Тема « ГОРЫ»

1. Высочайшая вершина мира (Эверест, Джомолунгма)

2. Горы, разделяющие Евразию на две части света (Урал)

3. Название этих гор переводится как Медные (Анды)

4. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)

5. Высочайшая вершина Африки (Килиманджаро)

6. Горы, протянувшиеся вдоль всего западного побережья Северной Америки (Кордильеры)

7.  Где, по сказкам Бажова, жила Хозяйка Медной горы? (на Урале)

8. Где находиться вулкан Эребус? (в Антарктиде)

9.  Высочайшая гора России? (Эльбрус)

10. Через какие горы Суворов совершал свой знаменитый переход? (Альпы)

4.Тема « ЖИВОТНЫЙ МИР»

7. Самое крупное млекопитающее (кит)

2. Где водятся пингвины? (в Антарктиде)

3. Это животное называют другом человека (собака)

4.  Самый сильный и крупный из всех известных удавов (анаконда)                                                                        

5. Самый быстроногий бегун в мире (страус)

6.  Маленькая, редчайшая нелетающая птица, обитающая  в Новой Зеландии (киви)

7. Самые морозостойкие из животных (утки и гуси)

8. Животное, возводящее на реках плотины (бобр)

9. Птицы, ставшие символом верности (лебеди)

10. Самое быстробегающее животное? (гепард)

5.Тема « РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР»

1. Какое дерево самое легкое? (бальса)

2. Название этого дерева на языке индейцев означает «сломай топор» (кебрачо)                

3. Самое распространенное дерево в России (лиственница)

4. Что за дерево, о котором арабы говорят « царица оазиса» (финиковая пальма)

5. Типичное растение степей (ковыль)

6.  Цветок, названный по имени самовлюбленного юноши (нарцисс)

7. Королева цветов (роза)

8. Название цветка, которое переводится как «звезда» (астра)

9.  Водное растение, способное на своих листьях выдерживать вес двухгодовалого ребенка (виктория- регия)

10. Любимое лакомство верблюдов (верблюжья колючка)

6.Тема « МОРЯ И ОКЕАНЫ»

1. Самый большой океан на Земле (Тихий)

2. Самый мелкий океан на Земле (Северный Ледовитый)

3.  Сколько морей омывает территорию России? (13)

4.  Самое соленое море (Красное)

5. Море, знаменитое пиратами? (Карибское)

6.  В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (в Средиземном)

7.  Глубочайшая впадина в Мировом океане (Марианская)

8.  Крупные волны, вызываемые подводными землетрясениями (цунами)

9.  Самое мощное теплое течение на Земле (Гольфстрим)

10.  Сколько океанов омывает материк Евразию? (4)

7.Тема « ПУТЕШЕСТВЕННИКИ  И  ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

1. Кто открыл Америку? (Колумб)

2.  Кто первым из русских путешественников обследовал жизнь и быт папуасов Новой Гвинеи? (Н.Н. Миклухо - Маклай)

3.  Кого из путешественников называют «российским Колумбом»? (Г. Шелехов)

4.  В честь какого путешественника названа часть света – Америка? (Америго Веспуччи)

5. Кто впервые побывал на Южном полюсе? (Руаль Амундсен)

6.  Кто  совершил   первое   кругосветное  путешествие? (Ф. Магеллан)

7. Первооткрыватели Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)

8.  Кто из мореплавателей открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)

9.  В честь кого названы пролив и море у берегов России и Северной Америки? (В. Беринг) 

10. Какой русский путешественник совершил «хождение за три моря»? (Афанасий Никитин)

8.Тема « СТОЛИЦЫ, ГОСУДАРСТВА»

1. Самое большое по площади государство мира? (Россия)

2.  Какому государству принадлежит самый большой остров Земли? (Дании)

3. Назовите самое высокогорное государство мира (Непал)

4. Микрогосударство, расположенное в центре города Рима (Ватикан)

5.  На каком континенте нет ни  одного  государства? (Антарктида)

6. Столица Франции (Париж)

7. Столицей   какого   государства   является   Варшава? (Польша)

8. Страна, занимающая первое место по численности населения (Китай)

9.  Какая страна мира занимает целый континент? (Австралия)

10. Столица Испании (Мадрид)

9.Тема « ПЛАН И КАРТА»

/. Как называется величина, показывающая, во сколько раз все расстояния на карте меньше, чем на местности? (масштаб)

2. Где на земном шаре из четырех основных направлений сторон горизонта имеется только одно? (на полюсах)

3.  Куда «Лицом» обращена головка подсолнуха в полдень? (на юг)

4.  Имеются ли на земле самая западная и восточная точки? (нет)

5.  Кто является создателем первого глобуса? (Бехайм)

6.  Угол между направлением на север и направлением на предмет называется (азимут)

7.  Как называются значки, с помощью которых изображаются предметы на плане (условные знаки)

8.  Можно ли к югу от Экватора наблюдать Полярную звезду? (нет)

9. Уменьшенная модель Земли (глобус)    

10. Как еще называется нулевой меридиан? (Гринвичский)

10.Тема «СЕКРЕТ»

(Тему данной карточки определяет учитель. Можно предложить следующую тему: «САМЫЙ, САМАЯ, САМОЕ...»)

1.  Самый большой материк (Евразия)

2.  Самый южный материк (Антарктида)

3.  Самый сухой материк (Австралия)

4.  Самый жаркий материк (Африка)

5.  Самый высокий материк (Антарктида)

6.  Самый влажный материк (Южная Америка)

7. Самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

8. Самая большая пустыня мира (Сахара)

9. Самая длинная параллель (экватор)

10. Самый большой остров (Гренландия)

Жюри подводит итоги отборочного тура, определяет финалистов игры.

     Пока идёт подсчёт баллов игроков и выявление финалистов, можно поиграть с болельщиками в игру «Пятый лишний».

  1. Индия, Китай, Лаос, Алжир, Монголия (Алжир, т.к. расположен в Африке)
  2. Ангола, Австралия, Эфиопия, Афганистан, Перу (Австралия – развитая страна, остальные – развивающиеся)
  3. Бельгия, Великобритания, Италия, Швеция, Норвегия (Италия – республика, остальные – констит.монархии)
  4. Кипр, Шри-Ланка, Мадагаскар, Великобритания, Казахстан (Казахстан расположен на материке, остальные страны – островные государства)
  5. Мексика, Франция, США, Германия, Япония (Мексика – не входит в «большую семёрку» стран мира)

Ведущий:  Слово нашим многоуважаемым членам жюри.

Вот и определились финалисты нашей игры! Теперь предстоит нешуточная борьба за звание самого умного! (еще раз напоминает правила игры в финале).

На табло пять секторов, в которых представлены вопросы не только географические. Они позволят выявить ваши знания и в других областях нашей жизни, а также эрудицию и начитанность.

Сектор «По реке времени»

1. Из какой страны в древности и в средние века начиналась знаменитая караванная дорога Великий шёлковый путь?  (из Китая)

2. Эти горы неоднократно являлись театром военных действий: в 218 году до н.э. там был Ганнибал, в 58 году до н.э. – Юлий Цезарь. А кто там был в 1799 году?  

(А.Суворов. Речь идёт об Альпах)

3. По  льду  какого озера во время Великой Отечественной войны пролегла   легендарная «Дорога  жизни»?  (Ладожского)

Сектор «К литературным источникам»

1. Какое явление описывал А.С. Пушкин в поэме “Медный Всадник”?

        И не пуская тьму ночную
                                       На золотые небеса,
                                       Одна заря сменить другую
                                      Спешит, дав ночи полчаса.
 

                                                                               (Белая ночь)

2. Какому  городу  посвящены строки Ф.Н. Глинки?

      Город чудный, город древний,
                                     Ты вместил в свои концы
                                     И посады, и деревни,
                                     И палаты, и дворцы!

     Опоясан лентой пашен,
                                    Весь пестреешь ты в садах;
                                    Сколько храмов, сколько башен
                                   На семи твоих холмах!        (О Москве)

3. В  каком  российском  городе  происходило действие  сказки  К.И. Чуковского “Мойдодыр”?

                                  …И тебе головомойку,
                                    Неумытому, дадут –
                                    Прямо в
Мойку,
                                   
Прямо в Мойку
                                   
С головою окунут!
                                    А от бешеной мочалки
                                   Я помчался, как от палки,
                                   А она за мной, за мной
                                   По
Садовой, по Сенной.
                                   
Я к Таврическому саду,
                                   Перепрыгнул чрез ограду,
                                  А она за мною мчится
                                  И кусает, как волчица.  
(Ленинград, ныне Санкт-Петербург)

Сектор «Вкусная география»

 

1. По названию какого германского города именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?      (Гамбург – Гамбургер)

2. Какой деликатес в Италии и Франции отыскивают свиньи?  (грибы трюфели)

3. Какова фамилия английского графа, который в 1762 году изобрёл новое блюдо, ныне носящее его имя:

                       Бутерброд;

                       Босваш;

                      Сандвич;

                      Омлет.

Сектор «По заповедным местам»

 1. Какую  европейскую столицу  спасли  гуси?  (Рим. Когда галлы решили ночью напасть на этот город, все спали. Не проснулись доже собаки. И только гуси подняли шум и разбудили римлян).

2. В Англии её называют птичкой Богородицы, в Германии – жучком  Девы Марии,  в  Голландии – Божьим созданием. Как её называют в России?   (Божья коровка)

3. Как уважительно называют в Сибири бурого медведя:

                царь зверей;

                хозяин тайги;

                санитар леса;

               начальник Чукотки.

Сектор «География на колёсах»

 

1. В какой стране в 1913 году была основана фирма «Ниссан»? Она так же участвует в строительстве авиационной и космической технике.    (в Японии)

2. Какая тропическая кошка дала название импортной машине?     (Ягуар)

3. В каком итальянском городе нет автомобилей?  (в Венеции. Посмотрите на картинку: так выглядят улицы этого города, поэтому здесь можно передвигаться только на гондолах.)

Итак, закончился финал. Жюри определяет победителя нашей интеллектуальной игры.   «Самым умным» стал(а) ……

Награждаем  победителя!

Если финалисты набрали одинаковое количество баллов, можно задать устно ещё несколько вопросов разной степени сложности, например:

Вопросы (1 балл)

1. Почему у Дика Занда (героя романа Жюль Верна «Пятнадцатилетний капитан») и его спутников, после того как они увидели в девственных лесах и саваннах жирафа, слона и гиппопотама, а также муху цеце, зародилось сомнение в том, что они высадились на берег Южной Америки? (все эти животные в Южной Америке не водятся)

2.  Какой самый распространенный металл в земной коре? (алюминий)

З. Подойти к этому месту можно только с юга. Ветер здесь дует только с юга. Где находится и как называется это место? (Северный полюс)

4. Столица какого государства самая северная из всех столиц мира? (столица Исландии — Рейкьявик)

5.  Где на земном шаре день равен ночи круглый год? (на экваторе)      

Вопросы  (2 балла)

1.   Назовите европейское государство, большая часть которого расположена на полуострове, а столица  на острове? (Дания)

2.  Названия каких государств и их столиц совпадают? (Люксембург, Андорра, Монако, Сан - Марино, Алжир, Тунис, Панама)

3.  Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки и за что? (выдру и норку, за то, что они истребляют рыбу)

4.  На долю какого государства выпадает четверть всех землетрясений в мире? (Япония)

5. Можно ли вернуться во вчерашний день? (да, если пересечь «границу перемены дат». Пересекая эту линию с запада на восток можно снять со счета один день)

Вопросы (3 балла)

1.  В каких точках земного шара может быть одновременно полдень? (только в точках, лежащих на одном меридиане)

2.  Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере? (ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики соли долго носятся в воздухе)

3.  Почему острова между Северной и Южной Америкой называют Вест-Индией? (Такое название Антильским и Багамским островам было дано Х.Колумбом, открывшим их. Он полагал, что находится в Индии. Когда же выяснилось, что это острова новой части света, то в отличие от азиатской Индии - Ост - Индии, эти острова были названы Вест-Индией, т.е. Западной Индией)

Карточка «Блиц-опрос» (5 баллов)    

1.  Пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки (Берингов)

2.  Пролив, отделяющий Северную Америку от Южной (Панамский)  

3.  Пролив, отделяющий Африку от Европы (Гибралтарский)

Ведущий  объявляет  и  награждает  победителя. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...