Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
план-конспект урока по географии (9 класс)

Неженец Зоя Владимировна

Урок практикум.  Изучения нового материала.

 УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. 
География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8-9 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2017.– (ФГОС). 

Использование методов:

Опорных схем, конспектов, ментальных карт, тестирования для подготовки к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта312.55 КБ
Файл тесты 23.78 КБ
Файл Раздаточный материал.16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко

города Лабинска муниципального образования Лабинского района

Урок подготовила учитель географии

Неженец Зоя Владимировна

География                9 класс                    Технологическая карта урока № 33                      Дата 18.01.2018       слайд 1

Тема

Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга

Тип урока

Урок практикум.  Изучения нового материала (открытия нового знания). комбинированный

Форма работы учащихся

 в парах,     групповая (практическая ), индивидуальная

Цель

Формирование представлений и знаний об экономических районах России. Изучить составе, размерах территории и ЭГП Центральной России. Сравнить географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга.

Задачи

Образовательные: 1.        развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, используя методику ментальных карт, ЭГП.

Развивающие: умение работать с учебниками, с картами  атласов, формирование географической культуры, развитие памяти, логики и анализировать, делать выводы; сравнивать географические объекты, коммуникативные способности. Развитие образного мышления.

Воспитательные: Показать успехи детей для повышения их самооценки, развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Здоровьесберегающие: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации. Сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт, установление причинно-следственных связей. 

Регулятивные УУД:- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД:- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:- 

 осознание ценностей географического знания,  как важнейшего компонента научной картины мира. и интересом к познанию.

Коммуникативные УУД:- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; самостоятельно организовывать учебное  взаимодействие в группе.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты: Предметные УУД:- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;  - воспроизводить информацию

         определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,

•        оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,

•        объяснять изменение ЭГП во времени,

•        понимать географическую специфику региона,

•        использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,

•        специфики региона,

           Сравнивать 2 территории

Основные термины, понятия

ЭГП.

Образовательные
ресурсы

УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.  

География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2016.– (ФГОС).   http://school-collection.edu.ru/ 

Оборудование

мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Центральная Россия. Географическое положение.», раздаточный материал для теста по теме урока, атлас

Схемы 2 городов Москвы и Санкт Питербурга

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация на урок

0,5 м

на экране фото природы Ц Росии ? Фотографии какого района вы видите на экране?-

Здравствуйте, ребята. Я Неженец Зоя Владимировна -Я очень рада вас видеть. Сегодня, у вас необычный урок. У вас много гостей. Я приветствую всех. Настроимся… покажите мне свои глазки. Приступаем к работе.  

- Я надеюсь, что навыки познания, полученные сегодня на уроке помогут вам для подготовке к ОГЭ.

 Приветствие учителя, гостей подготовка к уроку.

актуа-лизация знаний

2 м

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности усвоение понятий;

Сегодня мы с вами будем изучать территорию (Этот Экономический район)  который  не имеет выхода к морю, но его Административный

 Центр является портом пяти морей. 

 (презентация)                                                          Слайд № 2

Москва город 5 Морей   Каких ?

Где находится этот город?

Вспоминают ранее изученный материал.

Москва

Черное, Азовское, Каспийское,  Белое, Балтийское

тема Нашего урока                                             Слайд № 3

      План Хар-ки рауона                                    Слайд № 4

Центральная Россия

Поста-новка учебной задачи

     

1 м

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Слайд № 5

- Какая у нас сегодня будет тема урока?

- «Центральная Россия.    Географическое положение»

                                                                                    Слайд 6

Цель: 1Формирование представлений и знаний об экономических районах России.

2.Изучить состав и ЭГП Центральной России.

3.Сравнивать географическое положение и планировку Москвы и Санкт-Петербурга.

Сделать выводы.

Охарактеризовать ЭГП Центральной России

       

                                             Задачи урока:

Развивающая

1.         работа  над развитием образного мышления,  посредством использования  методики Ментальных карт;

2.        Формировать  умения  составлять экономико- географическую  характеристику Центральной России  на основе различных географических источников информации и форм ее представления. Научимся работать с административными картами и схемами.

 - Как вы считаете,  зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы знать свою страну)

Самостоятельно формируют название темы и цели урока.

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность  (П)

 открытие новых знаний

6

6 м

15 м

1 м

2

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы  книги в атласе.

Цель:  оценить экологические         ситуации в разных частях

            Урала и предложить пути      решения           экологических вопросов

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя. А в конце урока, ребята, мы с вами ответим на один вопрос:

Что же такое Центральная Россия.?????

Состав района     учебник стр

?                                                                             Слайд 7    8

Москва                                                                                      9      

 Цели                                                                                

                                                                                         Слайд 10

1.Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное).

2.Соседние районы, государства.

3.Положение относительно топливно-энергетических и сырьевых баз страны.

4. Положение относительно транспортных магистралей.

Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики региона.

                                                                                                      11

Пороверка        Слайд 11,12

1. Расположен в центральной части Русской равнины на пересечении транспортных путей : з-в, с-ю (здесь проходил древний путь «из варяг в греки». Положение района на территории страны - пограничное и центральное.

2. Соседние районы: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг.

3. На западе граничит с Украиной и Белоруссией.

4. Удобно расположен к энергетическим и сырьевым базам

                 (Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ).

5. У района нет прямого выхода к морям, но Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы обеспечивают выход к 5 морям. Центральная Россия- это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая представлена всеми видами транспорта.

Вывод: район имеет выгодное экономико-географическое положение.

Город 5 морей   Слайд 13

  1. Практическая работа № 4        Слайд 14 

Тема:  «Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга».

Цель: формирование умений сравнивать столицы (Москва и Санкт-Петербург) по географическому положению и планировке, выявлять черты сходства и различия, объяснять причины этого.                               Слайд 15

Слайд 16 

                 

Источники загрязнения?                            Слайд 17

C:\Users\Admin\Desktop\урок Ц\сравнение.jpg

тесты                                 Слайд 18

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

   А) Центральный             Б) Центрально-Чернозёмный

   В) Волго-Вятский            Г) Северный

 

   2.  Центральная Россия имеет ….. положение

       А) периферийное     Б) столичное    В) приграничное

 

   3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

       А) Украина    Б) Беларусь    В) Молдавия      Г) Литва

   

   4. Транспортная сеть Центральной России представлена:

      А) автомобильными дорогами     Б)  железными дорогами

      В) трубопроводами                         Г) всеми видами транспорта

   

    5.  Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

     А) природные условия    Б) полезные ископаемые   В) ЭГП  

ФИЗМИНУТКА

   

Работа с учебником

Выполнить задания в парах.

Выполнение тестов подготовленных друг другу ДЗ. Заполняют таблицу. Приложение № 1 Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Сверить. Выставить оценку в оценочный лист..

Слайд № 6  проверить

Устная работа

Работа с учебником стр 206-210

 и опорным конспект

 приложение 2  

Высказывают суждения выводы.

  1. Центр является историческим

         Политическим хозяйственным

         Научным   культурным   финансовым

         Транспортным     центром России        

Ответы записываются в опорный конспект приложение 2

  З

Взаимопроверка между парами. Сверить конечный результат. Выставить оценку в оценочный лист.

Высказывают предположения о других загрязнениях

Вывод Слайд 17

Предложение путей решения 

1

Рефлек-сия

м

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- слушать и понимать речь других;

Предметные УУД:

- применять информацию об экологии

1. Закрепление новых знаний.

Ответить на вопросы:

?

?

Слайд №

2. Вывод по уроку. - А теперь вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Как вы думаете,

Что же такое Центральная Россия.????? 3. Выберите одну фразу для соседа по парте

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы работать лучше.

  • Если осталось время.:
  • Сегодня я узнал…          теперь я могу
  • Было интересно…           было трудно….

4. Выставление отметок.

Формулируют вывод.

Отвечают письменно в карточках1-2

Оценивают  работу на уроке.

кк-

Оценивают работу на уроке всего класса

Дом. Задание

1

Домашнее задание. 1.  

§  30. Вопросы стр 142
  к/ карта стр. 8, задание №1.

Творческое:        «Доказать, что Москва – город  5 морей».

Слайд   19

Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневник.

7

Проверка знаний

1тесты

2 опредилить административные  территории

Приложение 3



Предварительный просмотр:

Приложение  № 4.          К уроку  33                 9 класс.          Ф.И._________________

Тесты   по теме:  «Центральной России. ЭГП».     

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

   А) Центральный             Б) Центрально-Чернозёмный

   В) Волго-Вятский            Г) Северный

 2.  Центральная Россия имеет ….. положение

       А) периферийное     Б) столичное    В) приграничное

 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

       А) Украина    Б) Беларусь    В) Молдавия      Г) Литва

 4. Транспортная сеть Центральной России представлена:

      А) автомобильными дорогами     Б)  железными дорогами

      В) трубопроводами                         Г) всеми видами транспорта

  5.  Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

     А) природные условия    Б) полезные ископаемые   В) ЭГП  

Д.З. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.

Па территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие примышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод. 

Приложение  № 4.          К уроку  33                 9 класс.          Ф.И._________________

Тесты   по теме: «Центральной России. ЭГП».      

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

   А) Центральный             Б) Центрально-Чернозёмный

   В) Волго-Вятский            Г) Северный

 2.  Центральная Россия имеет ….. положение

       А) периферийное     Б) столичное    В) приграничное

 3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

       А) Украина    Б) Беларусь    В) Молдавия      Г) Литва

 4. Транспортная сеть Центральной России представлена:

      А) автомобильными дорогами     Б)  железными дорогами

      В) трубопроводами                         Г) всеми видами транспорта

  5.  Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

     А) природные условия    Б) полезные ископаемые   В) ЭГП  

Д.З. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.

Па территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие примышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1.  К уроку  33           9 класс.          Ф.И.________________________

          Изучение нового материала по теме:«Центральная Россия.  Состав территории. ГП»

  1. Изобразить расположение административных  территорий Центральной России.

                                 Открыть административную карту.  

А) Нарисовать посередине кружок, подписать – Московская область.

Б) На северо –восток от Москвы находится Владимирская обл. (овал)

В) По часовой стрелки далее Ярославская  и замыкаем круг овалами из областей

Приложение № 1.  К уроку  33           9 класс.          Ф.И.________________________

          Изучение нового материала по теме: «Центральная Россия.  Состав территории. ГП».

1.        Изобразить расположение административных  территорий Центральной России.

                                   Открыть административную карту.  

А) Нарисовать посередине кружок, подписать – Московская область.

Б) На северо –восток от Москвы находится Владимирская обл. (овал)

В) По часовой стрелки далее Ярославская  и замыкаем круг овалами из областей

Приложение  № 2.          К уроку  33                 9 класс.          Ф.И._________________

Характеристика   ЭГП Центральной России.

       1.    Расположен в _____________части  ___________ равнины на пересечении транспортных путей : _______________________(здесь проходил древний путь «из варяг в греки». Положение района на территории страны ___________________________________________________.

2. Соседние районы: 1________________________, 2________________________, 3____________________________, 4_____________________________, __________________________Юг.

3. На западе граничит с  _____странами __________________и ______________

4. Удобно расположен к _______________________________________________   базам

                 (Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ).

5. У района нет прямого выхода к морям, но ____________________________и_____________________________________ каналы обеспечивают выход к 5 морям.

Центральная Россия- это ________________ регион.

Он имеет наиболее развитую ______________________ сеть, которая представлена всеми видами транспорта.

Вывод____+________________________________________________________________

Минусы

Приложение  № 3.          К уроку  33                 9 класс.          Ф.И._________________

Практическая работа на тему:

 « Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга. 

Цель: формирование умений сравнивать столицы (Москва и Санкт-Петербург) по географическому положению и планировке, выявлять черты сходства и различия, объяснять причины этого. На основе анализа карт атласа ( карты врезок учебника ) , планов городов дайте сравнительную характеристику географического положения и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Сравните ГП двух городов:

Москва

Санкт-Петербург

Расположение на территории России

Положение (районов)

Положение (морей)

Транспортное положение,

Положение на реке

2. Планировка города:

центр города

год основания

Население

знаменитые места

Окраинное, центральное приморское, сухопутное, плановая, не плановая, радиально-кольцевая, прямоугольная; Крупнейшим городом России является Москва с населением 12 506 468

 Далее следует Санкт-Петербург с населением 5 351 935

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".

Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС.  Разработан совместно с  учителями   МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...