Подготовка учащихся к ГИА -9 и ЕГЭ по географии.
методическая разработка по географии

Неженец Зоя Владимировна

Показан один из способов подготовки к ГИА, описана методика ментальных карт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика ментальных карт22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко

города Лабинска муниципального образования Лабинского района

Подготовка учащихся к ГИА -9 и ЕГЭ по географии.

Неженец Зоя Владимировна

Аннотация: показана методика подготовки к ГИА.

Ключевые слова: осознание, ментальные карты.

      География – это наука о земле. Главное в предмете – это карта. Еще 15 лет назад задача учителя географии была научить читать карту,  сопоставлять данные и делать выводы, все эти действия можно было делать с использованием атласов. Но в связи с изменениями в сфере образования,  вводом единого  государственного экзамена, как формы проверки и оценки знаний, изменились и требования к предмету географии,  обучающимся нужно уметь сопоставлять различные процессы, анализировать данные, при этом картами пользоваться запрещено.

      Потому, я работаю над задачей: «Развитие образного мышления на уроках географии». Что такое образ – это голограмма, записывающаяся в сознании человека, осознание образа, подобно внесению ясности в происходящую ситуацию, либо процесс. Осознание  отличается от понимания. Понимать можно поверхностно, а осознавать – только из источника явления, из глубины. Осознавать, по - другому, означает владеть явлением, знать = уметь.   (1, с. 213). Что формирует образ  в сознании? Современный мир живет в трехмерном  пространстве, увиденное в природе – это трехмерное изображение, при чтении книг у человека возникает в сознании образ в трёх измерениях, а вот телевизионная картинка или компьютерная дает всего лишь двухмерное восприятие. Это значит, те дети, которые читают,  умеют фантазировать, а все мы знаем, что многие очень мало читают и не любят этого делать.  

     Вернемся к карте и уроку.  Для того чтобы,  процесс обучения был интересным и творческим,  я использую начиная с 5-го класса следующие методики.      1.При объяснении материала, на доске формируется схема, либо опорный конспект. (Пример. 6 класс, тема: «Речная система».   Вместе с детьми  рисуем на доске в трех разрезах реку, это сопровождается  объяснением учителя (варианты могут быть разными, в зависимости от подготовки класса). И домашнее задание: обязательно учебник пересказ и уметь ответы на вопросы; на выбор перерисовать схему, придумать свою речную систему, или рассказ, смоделировать ситуацию капельки. И далее в 7-9 классе эти  знания добавляются, но не усложняются. Дети растут, и  их сознание  может сопоставлять все больше информации. Самое главное показать, что это легко.  В результате,    ребенок,  увидев любое изображение (карты, схемы и т.д.), его осознаёт, сравнивает с другой информацией, сопоставляет с поставленной перед  ним задачей и делает вывод.

2. О методике ментальных карт, первый раз я услышала на курсах повышения квалификации учителей географии  АФККИДППО в 2007 году, и использую ее практически на каждом уроке. (Приложение 1.) Пример. 8 класс, практическая работа по теме: «Сопоставление геологических форм рельефа со строением литосферных плит». Работаем вместе с детьми  на доске и в тетрадях. 1 этап:  в начале рисуем  формы рельефа, далее накладываем другим цветом плиты и складчатости, полезные ископаемые. 2 этап: учащиеся самостоятельно отмечают в контурных картах, делают выводы. На этом этапе, важно  индивидуальный подход к каждому ребенку, создать ситуацию успеха.

3. Постоянно повторение  пройденного  материала. Для этого, на уроках я использую раздаточный материал в виде папки с таблицами, опорными планами, определениями. Учащиеся, решая задачи, тесты осознанно  используют этот материал, при этом развивается зрительная память, облегчая процесс осознания.

Приложение № 1.       Ментальные карты.

  1. Нарисуйте на листе бумаги шесть правильно расположенных кругов соответствующих частям света; при этом круг для Азии должен быть самым большим, а для Австралии – самым маленьким.
  2. Превратите круги материков в квадраты, прямоугольники и треугольники. Помня, что через широкую часть Африки проходит экватор и северную часть  Южной Америки.
  3. Еще несколькими линиями показать региональные различия внутри материков: Индия – это еще один треугольник, Япония – овал на востоке Евразии; в итоге получится более точная карта, с которой можно работать дальше.
  4. Придайте территории России или заданной страны  простую форму, нанесите крупные города либо реки в качестве ориентиров, и у вас получится карта, которую можно использовать для выполнения различных заданий.  

Литература:

1. С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина «Азбука жизни».- Синферополь, «Издательство Вперёд», 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Методические рекомендации учителям географии по подготовке учащихся к ЕГЭ

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ для нас, учителей, стала свершившимся фактом, и, причем, обыденным. Но для детей экзамен в подобной форме является стрессогенным фактором - ведь выпускники 11-х классов...

Рекомендации по подготовке учащихся 9 класса к сдаче ОГЭ по географии

Рекомендации подготовлены в форме презентации и содержат советы, которые может дать учитель своим ученикам на занятиях при рассмотрении сложных вопросов....

Работа учащихся с учебником и методическими пособиями при подготовке учащихся к сдаче ГИА по географии.

Современные технологии работы с текстами  направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений  истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно...

Подготовка учащихся с низкой мотивацией к ОГЭ по географии

В 9 классе многие учащиеся выбирают географию в качестве предмета по выбору для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Но среди этих учащихся очень много низкомотивированных на успешную учебную деятельность. В п...