Технологическая карта и анализ урока географии в 8 классе с учащимися с УО по теме "Антарктида"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Смирнова Татьяна Васильевна

Технологическая карта и анализ урока географии в 8 классе с учащимися с УО по теме "Антарктида. Географическое положение. Антарктика" разработана в соответствии с программой Воронковой В.В. Использован учебник автор Лифанова Т.М.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока и анализ урока

(обучающегося с УО)

Предмет: география

Учебник: «География.8 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2018 г.

Класс:8

Учитель: Смирнова Т.В.

Тема: «Антарктида. Географическое положение. Антарктика»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование системы базовых знаний о материке Антарктида.

Задачи:

Образовательные:

-  дать общее представление о материке, развивать творческое отношение к познавательной и практической деятельности,   развивать умение работать с контурной картой, информационным материалом;

Коррекционно-развивающие:

- развивать активный словарь учащихся путём употребления в речи ключевых слов;

- развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;

- развивать зрительную и слуховую память, речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через занимательный и наглядный  материал, через разнообразные виды деятельности;

- воспитывать умение объяснять свой выбор, высказывать суждения.

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- научность;

- доступность знаний учащимся;

- учёт возрастных особенностей, уровня актуального развития, психофизических особенностей.

Используемые современные педагогические технологии: технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология

Оборудование: учебник  «География.8 класс »  Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2018 г»  с.88-91, Приложение к учебнику «География», раздаточный материал, компьютер.  Учебное электронное издание  «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны». Мультимедиа учебник для учащихся, контурная карта.

Этапы урока

Время

(мин.)

Деятельность

Коррекционные задачи, ключевые компетенции

учителя

обучающегося

I.Организацион-ный момент

2

Приветствует обучающегося

Мотивирует на учебную деятельность

Проводит коррекционную работу

Приветствует учителя

Выполняет коррекционно-развивающие упражнения                              ( артикуляционную и пальчиковую гимнастику «Массаж ладоней» Приложение 1 )

Личностные БУД:

- осознанно выполнять  обязанности ученика, пользоваться  соответствующими  правилами.

II. Актуализация знаний.

5

Разминка. Предлагает ответить на вопросы перед началом параграфа с. 88

Отвечает на вопросы теста. (Содержание вопросов с 88 перед текстом параграфа)

  1. Найдите на карте полушарий самый южный континент
  2. Сравните его размеры с Австралией
  3. Почему этот материк на карте белого цвета?  

Коммуникативные БУД: -                                              дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний

III.Подготовка обучающегося к активному усвоению знаний

5

Вступительное слово учителя : сообщает тему, знакомит с планом работы.

Выясняет, что знает обучающийся по обсуждаемой теме урока с использованием приема «Корзина идей» (Приложение 2)

Записывает кратко высказывания обучающегося в карточке и вкладывает в «Корзину»

Помогает сформулировать цель урока.

Проводит коррекционную работу.

Проговаривает вслух тему и план урока.

Записывает тему урока.

Высказывает свои предположения  о том, что он будет изучать сегодня на уроке

Формулирует цель урока:

 - познакомиться с материком Антарктида;

Выполняет упражнения для развития межполушарного взаимодействия: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» (Приложение 3)

Регулятивные БУД:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач

IV.Изучение нового материала

15

1.Сообщает о ГП материка, о том, кто достиг Южного полюса.

Предлагает задания обучающемуся: показать на карте, какие океаны, моря омывают  материк, как называется полуостров, который вытянулся в направлении  Южной Америке на 1200 км

2.Предлагает задания обучающемуся: сравнить по справочным материалам «Приложения к учебнику «География» размеры материка Антарктида и Австралия

3. Просмотр слайдов об Антарктиде учебного электронного издания  «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны». Мультимедиа учебник для учащихся

4. Предлагает выполнить 1, 3 задание в рабочей тетради.

4. Проводит физкультминутку

Слушает сообщение учителя.

Показывает на карте и отвечает

Сравнивает размеры Антарктида и Австралия. Отмечает, что Антарктида больше по площади Австралии, Антарктический полуостров

Слушает диктора, рассматривает слайды о ГП материка, затем выполняет практические задания на компьютере о ГП материка

Проводит самостоятельную работу в рабочей тетради.

Выполняет упражнения физкультминутки ( Приложение 4)

Познавательные БУД:                     использовать усвоенные логические операции  (сравнение, анализ, синтез, обобщение

Коммуникативные БУД:

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

V.Закрепление нового материала.

10

1.Предлагает выполнить задания на соотнесения.

2.Предлагает повторное чтение текста по частям  и задает вопросы.

а) Прием (Приложение 5)           « Тонкие вопросы»:

- На каком материке находится полуостров Антарктический?

- Кто первым достиг Южного полюса?

- Что такой айсберг?

б) Прием (Приложение 4) «Толстые вопросы»

-Что ты узнал  о ГП материка Антарктида?

3. Организует работу с контурной картой (задание 2 с. 91)

4.Предлагает упражнение для развития памяти

5.Предлагает прочитать обобщение в рамке на с. 90 и пересказать его содержание.

Находит картинки, соответствующие содержанию предложений из текста.

Читает и кратко отвечает на вопросы учителя.

Перечитывает информацию о ГП Антарктиде, выбирает основные  понятия и конструирует развернутый  ответ.

Отмечает на контурной карте полуостров Антарктический, океаны, моря, омывающие материк (задание 2 с. 91)

Выполняет упражнение для развития памяти (Приложение 6)

 Читает обобщение по теме урока. Пересказывает краткий текст об Антарктиде.

Коммуникативные БУД:

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Познавательные БУД:                               - работать с несложной по содержанию и структуре  информацией

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия.

5

1.Предлагает выразить  свое мнение о прочитанном тексте.

Проверяет, верны ли были высказывания, выдвинутые в начале изучения темы.

2.Анализирует работу обучающегося на уроке.

4.Предлагает обучающемуся оценить свою работу на уроке.

4.Выставляет оценку за работу на уроке.

Рассказывает о том, что нового узнал на уроке; какой материк изучал; что понравилось; какие были трудности.

Слушает мнение учителя.

Оценивает свою работу на уроке.

Принимает оценку учителя.

Регулятивные БУД: адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

VII.Сообщение домашнего задания.

3

Сообщает содержание домашнего задания (с.88-91,вопросы и задания № 1-6)

Записывает домашнее задание и выясняет непонятное по его выполнению.

Приложение 1.

Упражнения пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии

«Массаж ладоней»

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будет с ним играть –

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

умными девочки, мальчики.

Ёжик нам ладошки колет,

Руки нам готовит к школе

Приложение 2

Приём «Корзина идей».

Описание:  Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Приложение 3

Комплексы кинезиологических упражнений

  1. «Колечко» Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой, затем вместе.
  2. «Кулак – ребро – ладонь» Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, заем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой. Затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Приложение 4.

Физкультминутка

  1. Все подняли руки - раз!

            На носках стоит весь класс,

           Два присели, руки вниз,

           На соседа посмотри.

  1. Раз! - И вверх,

            Два! - И вниз,

            На соседа посмотри.

  1. Будем дружно мы вставать,

            Чтобы ногам работу дать.

            Раз - присели, два - поднялись.

  1. Пусть мужает ваше тело.

            Кто старался приседать,

           Может уже и отдыхать

Приложение 5.

Использование приёма «Толстые и тонкие вопросы» на уроке

«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации

Приложение 6.

Упражнения пальчиковой гимнастики с элементами кинезиологии

Упражнение для развития памяти                                      

Открывайся, третий глаз,                                       Массажирует точку на переносице

Научи скорее нас.

Лучше стане наша память.                                    Массажирует точки на висках

Вы проверьте это сами

Литература:

  1.  Интернет-ресурсы: 1) https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/04/25/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-geografii-v-8-klasse-dlya 
  1. https://yandex.ru/search/?lr=15&text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%91%D0%BC%20%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B
  2. https://paidagogos.com/ispolzovanie-priyoma-tolstyie-i-tonkie-voprosyi-na-urokah.html
  3. Лифанова Т.М., Е.Н.Соломина Учебник «География.8 класс »  Москва «Просвещение» 2018 г»  с.88-91, Приложение к учебнику «География».  
  4. Материалы с курсов ОГБОУ ДПО «КОИРО» по программе «Основные подходы к организации коррекционно-практической деятельности учителя-логопеда в учреждениях дошкольного и общего образования»
  5. Учебное электронное издание  «География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны». Мультимедиа учебник для учащихся.

                                        Анализ урока

12 декабря 2018 года урок по географии с учащимся 8 класса по программе УО проводила Смирнова Татьяна Васильевна

Был использован учебник: «География.8 класс » Авторы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина Москва «Просвещение» 2018 г.

В классе обучается 1 ученик по программе УО

Тема: «Антарктида. Географическое положение. Антарктика»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование системы базовых знаний о материке Антарктида, была достигнута на уроке

Задачи урока в с основном  выполнены, это:

Образовательные:

-  дать общее представление о материке, развивать творческое отношение к познавательной и практической деятельности,   развивать умение работать с контурной картой, информационным материалом;

Коррекционно-развивающие:

- развивать активный словарь учащихся путём употребления в речи ключевых слов;

- развивать мыслительные операции посредством наблюдения, сравнения, обобщения, сознательного восприятия учебного материала;

- развивать зрительную и слуховую память, речь учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету через занимательный и наглядный  материал, через разнообразные виды деятельности;

- воспитывать умение объяснять свой выбор, высказывать суждения.

Основные методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:

- научность;

- доступность знаний учащимся;

- учёт возрастных особенностей, уровня актуального развития, психофизических особенностей.

На уроке использованы современные педагогические технологии: технология смыслового чтения, здоровьесберегающая технология

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

- приобретение знаний об особенностях географического положения Антарктиды;

- закреплять умения работать с источниками географической информации (настенные географические карты, карты атласа, контуром).

- решать поставленные учебные задачи;

- оценивать свою работу на уроке;

- работать с географическими картами, индивидуальными карточками

- ученик должен обладать:

- ответственным отношением к учению, готовностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками

Сегодняшний урок в системе уроков  « Антарктида. Географическое положение. Антарктика» - 29 час. Содержание урока соответствует требованиям учебной программы. На уроке применялись различные формы, виды учебной деятельности: вступительное слово, вопросы, разбор смысла прочитанного, способствующие определению темы урока. Соблюдался принцип в деятельности учителя и ученика: сотрудничество, наглядность, доступность, научность.

Урок состоял из следующих этапов: организационный этап, речевая зарядка, актуализация знаний, сообщение темы, задач урока, усвоение новых знаний, первичное закрепление изученного, информация о домашнем задании, рефлексия.

Выбранная структура урока подходит в работе с детьми УО. Основное время было затрачено на работу над темой урока.  Был просмотр слайдов из мультимедиа учебника, работа на контурной карте.

На данном уроке можно выделить основные условия, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся с нарушением ЗПР на уроке географии: оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических методов.

Ученику был предложен небольшой текст,  для чтения и созданы условия для его осмысленного восприятия. Учащийся выполнял индивидуальные задания. Контроль за усвоением ЗУН организован в течение всего урока; в форме беседы, ответов на вопросы, высказывание мнения, размышления.

Кабинет на уроке работал на достижение максимальных результатов. Работоспособность обучающегося поддерживалась за счёт смены видов деятельности: чтение текста, ответы на вопросы, работы с географическими картами, работа с индивидуальными заданиями, выполнение приёмов «Колечко»,  «Кулак – ребро – ладонь» и др. Психологическая атмосфера положительная, способствовала успешному проведению урока.

Время использовалось рационально, удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Класс, в котором проводился урок, является базовым для меня, как учителя географии. Ученик имеет положительную мотивацию к учебной деятельности по настроению. Уровень успеваемости удовлетворительный. Программный материал усваивает на «3».

При планировании урока были учтены реальные возможности, психологические особенности, индивидуальные способности для создания на уроке ситуации успеха и комфорта для  ученика. Ребёнок  занимаются с интересом, если есть настроение, имеет навыки самостоятельной работы, переноса знаний в иную учебную ситуацию. Активен, может быстро включаются в работу, если есть настроение и при условии постановки перед ними новых интересных заданий.

Литература для анализа урока:

  1. https://multiurok.ru/files/analiz-uroka-ghieoghrafii.html
  2. Технологическая карта урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс

Психолого-педагогический анализ урока географии 9 класс..  Анализ урока географии тема "Расселение населения России". Психологической целью урока было развитие познавательных процессов учащихся....

Технологическая карта к открытому уроку в 8 классе "Экология и окружающая среда"

Технологическая крта к открытому уроку по английскому языку в 8 классе по теме "Экология и окружающая среда"...

Технологическая карта и презентация урока в 5 классе по теме:"Слесарный верстак. Организация рабочеге места".

Представлена технологическая карта урока по ФГОС, а также презентация по теме урока. Надеюсь будет полезна для педагогов....

Технологическая карта для открытого урока в 4 классе.

План–конспект открытого урока по физической культуреМБОУ СОШ №10Тема урока: Спринтерский бег, эстафетный бег.Класс: 5Дата проведения: 8.04.15г.Учитель: Холод В.С.Цели: Развитие двигательных качеств: в...

Технологическая карта и разработка урока физики 7 класса "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Технологическая карта урока физики 7 класс. Разработка урока.по учебнику перышкина....

Урок русского языка по теме "Вопросительные и относительные местоимения". 6-й класс. Технологическая карта с анализом урока по ФГОС

Технологическая карта урока русского языка (образец, на примере темы "Вопросительные и относительные местоимения", 6 класс) с последующим анализом урока в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии» в 5 классе

Технологическая карта + презентация к уроку в 5 классе на тему «Виды симметрии. Зеркальная симметрия. Чертеж вазы с осью симметрии»   в 5 классе...