Сибирь: население и хозяйство 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Машеева Цындема Дондоковна

 Тема. Сибирь:  население и хозяйство

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.

Задачи:

Образовательные:

  • дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
  • выявить современные проблемы малочисленных народов;
  • рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы

Развивающие:

  • формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации, формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС

Воспитательные:

  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Оборудование:  атлас, учебник Алексеев А.И., Учебник «География» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева-М.:Просвещение, 2014

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая  работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля:  устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока:  изучение нового материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_sibir.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема. Сибирь:  население и хозяйство

Цель урока: сформировать знания о населении и народах Сибири: обычаях, культуре, традициях, хозяйстве региона Сибирь.

Задачи:

Образовательные:

  • дать характеристику истории заселения территории, изучить особенности народов Сибири: обычаи, культуру, традиции;
  • выявить современные проблемы малочисленных народов;
  • рассмотреть особенности развития хозяйства, выделив промышленные районы

Развивающие:

  • формирование познавательных способностей, через развитие умений составлять характеристику народов, пользуясь различными источниками географической информации, формирование умений и навыков организации и ведения записей, вести монологическую устную речь, способности работать в группе, умения смыслового «чтения» (постановка вопросов к тексту), умения «разворачивать» информацию («чтение» графиков), умения использовать ТС

Воспитательные:

  • формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте, духовной культуре различных народов; воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность в работе.

Оборудование:  атлас, учебник Алексеев А.И., Учебник «География» 9 класс под редакцией А.И. Алексеева-М.:Просвещение, 2014

Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, групповая  работа учащихся
По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Методы контроля:  устный контроль.

Принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связь теории с жизнью.

Тип урока:  изучение нового материала

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся к занятию (приветствие, проверка готовности класса к уроку, объяснение правил работы)

2. Актуализация знаний  – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным.

А) Какие экономические районы входят в состав региона Сибирь?
Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так?
В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.

3. Формулировка темы и определение основных целей занятия, а также сообщение плана изложения нового материала.

4. Изучение нового материала

1. Население  Сибири.

Численность населения района – 22,778 млн. человек, здесь проживает 2/3 населения всей Восточной зоны России.

Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные  таблицы 1 на стр. 223-224 (задание по группам). Запись в листах (приложение1).

1 группа  Западная Сибирь 14609,9:3700=3,94 чел/км2

2 группа  Восточная Сибирь 8179:5794=1,4 чел/км2

3 группа  Общую Сибирь 22,778:9494 тыс км2=2,39 чел/км2

А теперь самостоятельно расчитайте плотность населения для отдельных субъектов Сибири (индивидуально каждой группе  регионы). (Ответы детей).

А теперь назовите регион с самой высокой плотностью, самой низкой плотностью населения. Сформулируйте вывод о размещении населния по территории Сибири. (Размещено население  крайне неравномерно)

А теперь давайте обратимся к этническому составу населения.

Задание. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.) по группам

1 группа  Индоевропейская языковая семья

2 группа Уральско-юкагирская языковая семья

3 группа Алтайская семья

Языковая семья

Языковая группа

Этнос

Религия

- проверка таблицы.

           Сформулируйте вывод об этническом составе населения Сибири.

(Более 90% населения - русские, довольно высока доля украинцев. Коренное население северных районов - ненцы, ханты и манси. Коренное население гор - алтайцы, шорцы, в районах, пограничных с Казахстаном, живут казахи).

           В результате индустриального развития района возрос удельный вес городского населения (71%). Крупные города расположены в основном в пунктах пересечения железными дорогами судоходных рек. Особенно выделяются Новосибирск и Омск (города -"миллионеры"), Красноярск, Иркутск, Улан-Уде. Многие города выросли в местах разработки полезных ископаемых, переработки древесины и сельскохозяйственной продукции.

           В последние годы заметно увеличилось городское население в Среднем Приобье и на севере района (коэффициент урбанизации в Ханты-Мансийском автономном округе - 91%). Здесь выросли современные города: Надым - на базе нефтяного месторождения Медвежье; Уренгой - возле Уренгойского газового месторождения и др. В связи с добычей нефти и газа, развитием промышленности население в прежние годы росло, но в целом район испытывает недостаток в трудовых ресурсах (используется вахтовый метод работы).

Население                                           а) численность,

плотность

б) урбанизация

в) миграции

г) города

д)трудовые ресурсы

1/3 населения России. Низкая плотность населения, особенно на Севере, на юге вдоль Сибирской магистрали плотность выше.

Высокий процент городского населения 74 – 76%.

Преобладает отток населения, кроме южных территорий, а также нефтяных и газовых комплексов.

Редкая сеть городов (230), из них 2 города-миллионника – Новосибирск и Омск.

Слабая обеспеченность трудовыми ресурсами.

2. Хозяйство

А теперь более подробно остановимся на особенностях развития хозяйство Сибири. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды. Какую роль в хозяйственном освоении сыграла Транссибирская магистраль? Запись в листах (ответы учащихся)

А теперь выделите промышленные районы и выделите их специализацию (учебник ст. 174-175)

5. Закрепление и обобщение

Сделайте вывод: особенности Сибири (письменно в листах). Учащиеся зачитывают свои выводы

6. Задание на дом

1. Парараф 41-42, прочитать, закончить задание  в листах

2. Задание 7 на стр. 175 (на 4)

3. Задание 8 на стр. 175 (на 5)

7. Рефлексия

Учитель: Мы с вами выполнили все задачи урока.

А теперь  продолжить фразу:

1.Сегодня я узнал................        

2.Было интересно................          

3.Было трудно......................

4.Мне захотелось.................      

5.Я понял, что …..................          

6.Урок дал мне......................

Объявляет отметки за урок.

Приложение 1.

Группа_________                                                             Ф.И.___________________________

1. Расчитайте среднюю плотность населения Сибири, используя данные  таблицы 1 на стр. 223-224:

Регион

Плотность

1 группа

Западно-Сибирский район

Республика Алтай

Алтайский Край

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

2 группа

Томская область

Тюменская область

Восточно-Сибирский район

Республика Бурятия

Республика Тыва

3 группа

Республика Хакасия

Красноярский край

Иркутская область

Забайкальский край

Сибирь (общая)


         
2. Используя карты атласа и текст учебника (стр.170-171), охарактеризуйте этнический состав населения, данные занесите в таблицу. (5 мин.)

Языковая семья

Языковая группа

Этнос

Религия

Индоевропейская

1 группа

Уральско-юкагирская

2 группа

Алтайская

3 группа

   3. Откройте учебник на стр. 173 и определите, как шло развитие Сибири в разные исторические периоды.

Период

Особенности

Когда Сибирь начала выполнять промышленные и транзитные функции

1 группа

Какова роль транссибирской магистрали

2 группа

Как развивалась Сибирь в совеский период

3 группа

4. Экономические районы Сибири (стр.174-175)

Название

Состав

Отрасли специализации

Обь-Иртышский

Кузнецко-Алтайский

Ангаро-Енисейский

Забайкальский

зона Крайнего Севера

Вывод: выделите особенности Сибири:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по курсу "География России.Население и хозяйство" 9 класс.

Рабочая программа по курсу "География России. Население и хозяйство" по учебнику В.П. Дронова и  В.Я. Рома....

Контроль уровня обученности в 9 классе по курсу «Население и хозяйство Республики Бурятия"

В данной работе разработаны вопросы и задания к итоговому уроку по географии Бурятии в разделе "Население и хозяйство Бурятии"....

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Контрольная работа по теме: "Население и хозяйство Западной и Восточной Сибири" для 9 класса

Контрольная проверочная работа по теме "Население и хозяйство Западной и Восточной Сибири"...

Население и Хозяйство Западной Сибири 9 класс

Разработка урока по теме Западная Сибирь...