Технологическая карта урока "Европейский Север"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Севээн Саяна Алдын-ооловна

Европейский Север

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskiy_sever_9_klass.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Учитель: Севээн С.А.
  2. Предмет: география
  3. Класс: 9

I. Блок целеполагания

Тема урока и номер урока в теме

Экономические районы России, урок №2–  Европейский Север(§ 34)

Цель урока

Формирование представления о природных ресурсах, и хозяйстве региона

Задачи урока

  1. Создать педагогические условия для обучающихся, при которых они смогут:
  • давать определения понятиям по тематике урока;
  • называть и приводить примеры особенностей населения, природных ресурсах и хозяйстве региона;
  • называть причины, влияющие на специфику населения, природных ресурсах и хозяйстве региона;
  • выявлять черты размещения  населения, природных ресурсах и хозяйстве региона;
  • называть специфические черты населения, природных ресурсах и хозяйстве региона;
  • оценивать влияние природных ресурсов на хозяйственное развитие региона;
  • анализировать перспективы развития региона
  • называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока.
  1. Продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока.
  2. Сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

II. Блок инструментальный

Тип урока

Урок освоение новых знаний и видов деятельности

Учебно-методический комплекс

С.В. Банников, С.В. Жукова  «Методические рекомендации к учебнику», учебник Е.М. Домогацких, «ГЕОГРАФИЯ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ», рабочая тетрадь, атлас, контурная карта

Оборудование

Атласы, компьютер, мультимедийный проектор, 

Оформление доски

Тема, понятия

III. Блок организационно-деятельностный - Таблица-схема "План урока"

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем плодотворной работы на уроке.

Здравствуйте, садитесь.

- Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию

Уникальные места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники.

  1. Кижи всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящих из двух церквей колокольни 17-18 веков. Слайд 2
  2. Валаам остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен мужской монастырь являющийся памятником русского зодчества. Слайд 3
  3. Кивач – водопад на реке Суна в Карелии.  Высота около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы. Слайд 4

На территории какого экономического района России, расположены они?

Какие субъекты РФ входят состав Европейского Севера?

В прошлом занятии мы изучали район Европейский Север, давайте проверим Д/З,  сложные вопросы на стр. 318

  • приветствуют учителя
  • контролируют готовность к уроку
  • настраиваются на работу
  • слушают учителя

Отвечают дети

Европейский Север

Показывают на карте

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для  «открытия нового знания»

Проверка домашнего задания, вопросы на стр. 208

Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним»

- Какие морями омываются северные берега европейской части России?

-Что такое природные ресурсы Стр. 319

- Какие существуют виды природных ресурсов

-Что такое отрасль народного хозяйства стр.319

-Какие факторы влияют на размещение предприятий отраслей хозяйства

Мы продолжаем рассматривать ЕС, т.е Северный экономический район. Слайд 5-7

- Какие вопросы мы рассмотрели на прошлом уроке

- А какие вопросы относительно района мы не рассмотрели? Слайд 8

- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня?

Рубрика Вы узнаете

- Молодцы, запишите тему урока

Тема урока: Европейский Север. Население природные ресурсы и хозяйство Слайд 9

Подводит учащихся к осознанию целей и задач

- Опираясь на план сформулируйте цели и задачи урока

- Отвечают на вопросы  

- Отвечают на вопросы

-Слушают учителя, определяют тему урока

История района, общие сведения, природу

Население, хозяйство

-Записывают тему урока

- Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа:восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

1. Население. Слайд 10-13

Н – около 6 млн. чел. (4% от населения России) – самый маленький по численности населения район России.

Работаем с атласом стр 6 размещение населения и текстом учебника: определите среднюю плотность населения района

Плотность – 4 чел/кв. км

Таким образом плотность населения низкая или высокая?  – самая низкая в зап. экон . зоне.

Задание: Определите уровень урбанизации района, городское население 77. Показатели высокие, почему? Суровые природные условия не позволяют заниматься сельским хозяйством

Нет городов миллионеров.

-Назовите крупнейшие города региона

Наблюдается отток населения в центральные районы. Почему? 

Задание: Используя карты атласа, определите народы Европейского Севера и преобладающие религии. Заполните таблицу.

Таблица. Народы и религии Европейского Севера.

Субъекты Федерации

Народы

Религии

Р. Карелия

Карелы, русские

Православие

Р. Коми

Коми, русские

Православие

Мурманская область

Русские, саами, финны

Православие

Вологодская область

Русские

Православие

Архангельская область

Русские, коми,

Православие

Ненецкий АО

ненцы, энцы

Православие

Физминутка.  

Дотягиваем до вершины гор Хибины, приседаем столько раз сколько республик в Европейском Севере.

2. Хозяйство: отрасли специализации, крупные центры.

В составе промышленности преобладают добывающие отрасли.

Задание: Используя карты атласа, определите отрасли промышленности, развитые в районе. Заполните таблицу.

Таблица. Отрасли промышленности Европейского Севера. Слайд 14-17

Природные ресурсы

Отрасли промышленности

Основные центры

Лесные

Лесная (лесозаготовка)

Вдоль С.Двины, железных дорог Вологда - Архангельск, Котлас - Ухта

Водная

Целлюлозно-бумажная

Сыктывкар, г. Коряжма, г. Сегежа

Железная руда

Черная металлургия

Череповецкий комбинат полного цикла.

Бокситы

Цветная металлургия

Кандалакша, Надвоицы

Медно-никелевые руды

Цветная металлургия

Мончегорск, Никель

Апатиты

Химическая промышленность

Хибинское месторождение (Кировск, Апатиты)

Рыбные

Пищевая

Мурманск Баренцева моря

Уголь

Топливная

Печерский бассейн, г. Воркута, г. Инта

Нефть

Топливная

Усинское, Ухтинское месторождения

Газ

Топливная

Вуктыльское, Войвожское месторождения

3.Сельское хозяйство  Слайд 18

Давайте вспомним, природные зоны района

Какая отрасль животноводства развивается в тундре?

Выращивают ли культурные растения? Почему?

4.Транспорт и хозяйственные связи

Какие виды транспорта мы знаем?

Как вы думаете какие виды транспорта развиты в районе?

- Записывают краткий конспект

- Выполняют задание

-Находят крупнейшие города Петрозаводск, Вологда, Череповец, Мурманск, Архангельск

- Отвечают на вопрос

-Выполняют задание

-Заполняют таблицу

-Выполняют задание

-Заполняют таблицу

- Выполняют физминутку

Тундра , тайга

Оленеводство

Читаем стр. 213

Читаем текст учебника стр. 213

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

4. Первичное закрепление

Цель этапа:  обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Проверим знания на стр. 214.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

  1. Прочитайте внимательно текст о хозяйстве Европейского Севера, выявите ошибки: Слайд 18

Ведущая отрасль специализации района – сельское хозяйство. Развито виноградство и овощеводство. В ЕС развивается следующие отрасли промышленности: машиностроение, легкая, топливная, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, лесная и рыбная промышленность.

2. Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Крупнейший город ЕС. В конце XIX - начале XX вв. крупный лесопромышленный и лесоэкспортный центр России. Город играл большую роль в освоении Арктики и Северного морского пути. В настоящее время в этом населенном пункте сосредоточены предприятия лесообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, рыбной промышленности, машиностроения. Это областной центр с населением около 350 тыс. чел. (город Архангельск) Слайд 19

3.Определите, о каком городе Европейского Севера идет речь.

Выпускает трелевочные тракторы, работающие на лесозаготовках, морские и речные суда (Петрозаводск) Слайд 20

Отвечают на вопросы

- Осуществляют учебные действия по намеченному плану

-Выполняют задания

-Определяют города по описанию

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Организует рефлексию учебной деятельности на уроке

  • Какова была ваша учебная задача?
  • Чему вы научились на уроке?
  • Где можно применить полученные знания?

- Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему)

Я знаю, что такое

Я могу

Я научился

- Выставляет оценки за работу на уроке

- Анализируют свою деятельность на уроке.

- Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности  

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения д/з

-Задает и комментирует дифференцированное задание

Нанести на контурную карту:

  • нанести границу СЭР и гос. границу РФ;
  • подписать страны - соседи СЭР;
  • подписать субъекты РФ, входящие в состав района;
  • обозначить отрасли специализации субъектов РФ СЭР.

Сложные вопросы в конце параграфа

- Записывают домашнее задание.

- Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные:  слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта урока кубановедения в 6 классе по теме "Нашествие гуннов на Северо-Западный Кавказ"

Цели  и задачи урока:познакомить учащихся с кочевниками гуннами, характеризовать нашествие гуннов в связи с  Великим переселением народов, выяснить причины военных побед гуннов и последствия...

Технологические карты уроков географии в 9 классе по теме "Европейский Север"

Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России»  9 класс, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издател...

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения".

Технологическая карта к уроку "Европейский Северо-Запад. Общие сведения"....

1.Технологическая карта урока "Европейский Север", 9 класс

Разработка урока, практическое заняте, работа по картам. Рефлексия-тест...

1.Технологическая карта урока "Европейский Север", 9 класс

Разработка урока, практическое заняте, работа по картам. Рефлексия-тест...