Элективный курс "Геополитика"
элективный курс по географии (10 класс)

Петров Константин Григорьевич

Элективный курс по выбору по географии "Геополитика", нацеленный на расширение политической грамотности, формирование целостной актуальной картины мира и развитие критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursgeo10.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА    

курса по выбору «Геополитика»  

для 10 А класса

    Учитель географии:

 Петров К.Г.

2019 - 2020  учебный год

Планирование результатов изучения курса по выбору

Предметные результаты обучения:

объяснять значение понятий: формы государственного устройства и правления, государственный суверенитет, метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, Содружество, Французский союз, территориальная структура экономики, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, топонимика (названия и географическое положение стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния, динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, талассократия, теллурократия, эффект домино, геостратегические области мира, геополитические коды, новый мировой порядок, евразийство, панрегионализм; составлять картосхемы;

показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;

называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;

объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света;

объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни;

понимать функции миротворческих миссий ООН; сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;

объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;

различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории;

аргументированно оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;

Метапредметные результаты обучения:

самостоятельно искать фактологическую информацию (статистику) в Интернете, организовывать, представлять и интерпретировать информацию;

работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации (по СМИ, Интернету, хрестоматии);

работать с источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, аннотации;

работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики;

строить творческие картосхемы, диаграммы и графики, анализировать их содержание;

составлять тесты, реферировать, составлять аналитические записки по проблеме;

решать практические аналитические задачи на базе изученных теорий;

организовывать и представлять результаты своей работы, в том числе с использованием презентации в программе Power Point, аналитических записок, рефератов;

выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, вести диалог с привлечением адекватной аргументации, находить приемлемое решение;

называть межпредметные связи (география — история — математика — иностранные языки — обществознание).

Личностные результаты обучения:

ответственное отношение к учебе, способность к самообразованию;

умение позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;

целостное мировоззрение; умение оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;

гражданская позиция, умение вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.

В результате

ученик научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.

 ученик получит возможность научиться:

  •  характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
  •  оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов.

Содержание

  1. Место России в мире. Геополитика России: прошлое и настоящее. Преимущества и сложности географического положения России для развития её экономики. География внешней торговли России.
  2. Россия и геополитика. Роль географического фактора в становлении Российской государственности. Аспекты географического фактора. Н. Бердяев о взаимоотношениях человека с природой. Детерминированность истории географическими факторами. Теория А.Л. Чижевского. Русские историки о природно-климатических условиях России. Парадигмы русской истории и геополитическая шкала. Особенности геополитического положения России. Геостратегия России.
  3. Формирование российского геополитического пространства. Характеристика государственной границы, границы природные и условные, особенности рельефа. Страны-соседи Российской Федерации на суше, через моря и океаны, работа с политической картой мира. Выявление закономерностей размещения населения вдоль границ с Россией. Выявление соседства разного порядка, составление круговой диаграммы «Соседи 1-го и 2-го порядка России». Выявление особенностей влияния степени соседства на характер российско-соседских отношений. Составление таблицы: «Славянофилы и Западники». Знакомство со взглядами славянофилов и западников и аргументированное выражение своего согласия или несогласия с ними в вопросе о путях развития России, ее идеалами, сходствами и отличиями от Запада.
  4. Государственный суверенитет. Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция.
    Структурные элементы государства. Территория и граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства I и II порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ. Столица государства. Теория столиц. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства.
  5. Международные отношения. Понятие о международных отношениях. Классификация и закономерности. Современные теории международных отношений. Мировая политика. Дипломатия. Теории международных отношений.

6. Международные организации. Одной из основных тенденций современных международных отношений является интенсификация разнообразных форм сотрудничества между государствами. Наиболее значимой формой выступает создание международных организаций. Первая организация, претендующая на глобальный характер, Лига Наций, возникла после Первой мировой войны. Но настоящий расцвет международных организаций приходится на вторую половину XX века. Сейчас их около 50 тысяч. Они создаются для решения политических, военных, экономических, культурных, экологических, благотворительных, социальных и иных вопросов. По организационным формам деятельности международные организации целесообразно разделить на межправительственные (межгосударственные) и неправительственные.

7. Международные локальные конфликты. Природа международных конфликтов. Причины. Четыре стадии конфликта. Классификация конфликтов. Факторы и особенности современных международных конфликтов. Способы урегулирования конфликтов. Примеры разных типов международных конфликтов.

8. Россия и НАТО. Отношения России и НАТО – это важнейший компонент формирующейся системы европейской безопасности. Наличие обширного пространства, в котором интересы безопасности России и государств-членов альянса пересекаются, объективно обрекает нашу страну и НАТО на поиски modus vivendi в духе сотрудничества. Однако несовпадение интересов и стратегических культур, до конца не изжитые обеими сторонами стереотипы мышления эпохи холодной войны придавали особый драматизм процессу поисков приемлемой формулы взаимоотношений. Наиболее болезненным в отношениях России и НАТО остается вопрос о расширении альянса (увеличении состава альянса за счет новых независимых государств Европы; распространение сферы его деятельности за пределы территории государств-членов).

9. Значение ООН.

10. О политике и геополитике России. Будущее альтернативно. Сценарии развития России в контексте мировых геополитических и геоэкономических процессов. Семинар: «Сценарии будущего положения России в мире: «Распахивать двери или укреплять стены».

Сценарий №1. Попытка интеграции в структуры Запада. Превращение России в санитарный кордон.

Сценарий № 2. Распад России.

Сценарий № 3. Новая «холодная война».

Сценарий № 4. Самоизоляция.

Сценарий № 5. Стратегический союз с Китаем.

11. Внешняя политика России. Россия — один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов СБ ООН она несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия входит в "Группу восьми" промышленно развитых государств и является членом многих международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР, в основном при ведущей роли России — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Направления внешней политики России.

12. Образ России: взгляд со стороны. Формирование образа России в зарубежных СМИ. Попытка понять нынешнюю Россию и избежать новых недоразумений и конфронтации, необходим взвешенный подход. Искажённый образ России на Западе. Ложные представления - создаваемые осознанно или бессознательно - существующие в массовом восприятии иностранных граждан.

13. Россия как часть мирового сообщества. Национальные интересы России в условиях однополярного мира. Архитектура глобальной безопасности и современные угрозы. Проблемы национальной безопасности России в контексте однополярного мира и глобализации. Новые факторы геополитической нестабильности. Против кого расширяется НАТО? Как успокоить Иран. Мир на пороге новой гонки вооружений? Новый виток гонки вооружения. Энергетика без шантажа. ОБСЕ - вульгарный инструмент геополитического диктата. Новая военная угроза со стороны США. Ответы России на глобальные вызовы 

14. Геополитическая и цивилизационная миссия России.

15. «Ближний круг» и остальной мир.

16. Перспективы развития, приоритетные направления в развитии России.

17. Россия в глобальной «системе координат».

18. Россия в рейтинге стран мира.

19. Стратегия национальной безопасности России.

20. Новые вызовы и угрозы национальной безопасности России. Главные геополитические вызовы современной России: Американские базы, система ПРО в Восточной Европе. Окружение США на постсоветском пространстве. Вероятность новой волны сепаратизма и этно-религиозных трений на Северном Кавказе. Экономико-социальный кризис. Демографические проблемы. Неадекватность правящих элит. Отсутствие идеологии.

21. Парадоксы национализма и этноконфликты. Вопросы национализма остаются актуальными на мировой политической карте, как на глобальном, так и на микрорегиональном уровне. Национализм и укрепление суверенитета, отпор внешней интервенции. Сепаратизм или свержение действующей власти с помощью вооруженной силы. Феномены национализма. Понятие об этноконфликтах. Классические школы по этноконфликтам.

22. Интернационалистические и националистические тенденции в геополитике.

23. Россия и США. США являются на сегодняшний день государством, доминирующим в мире по основным показателям силы: экономическому могуществу, военному потенциалу, развитию науки и техники. США главенствуют в основных международных организациях — ООН, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, НАТО и пр. В ближайшие годы Соединённые Штаты будут оставаться преобладающей державой с гегемонистскими амбициями. Это наглядно проявилось в Югославии, Афганистане и Ираке. Российско-американские отношения: причины ухудшений.

24. Геополитическая ситуация в Европе. Россия и Европа. Демографическая ситуация в регионах. Последствия падения рождаемости: бюджетные проблемы, иммиграция, потеря контроля над территорией, потеря конкурентоспособности, уменьшение способности к культурной экспансии, социальное дробление, усиление внешнего влияний. Количественный и качественный состав населения и его влияние на геополитику. Диаспоры. Этническая неоднородность Западной Европы.

25. Россия и исламский мир «Арабская весна»: уроки и выводы. Политически многолик Исламский мир. Исламский фундаментализм - вызов современному мировому порядку и Западу, как мировому лидеру. Россия естественный союзник в борьбе с международным терроризмом и исламским экстремизмом. Ослабление России на Кавказе и Центральной Азии в планах Запада по распространению своего контроля на нефтяные и газовые богатства этого региона, а также пути транспортировки энергоресурсов. Война между Россией и исламским миром, как сценарий увода удара от себя. Эвристическая беседа. Религиозные войны. Раскол единого духовного пространства. Причины возрастания роли религиозного фактора в геополитике в современном мире.

26. Россия и страны Восточной Азии. Повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Точки соприкосновения интересов России и стран Восточной Азии: во внешнеполитическом плане; в экономическом отношении. Будущие внешнеполитические угрозы, связанные, с ростом демографического, экономического и военного потенциала стран Восточной Азии.

Угроза №1. Вытеснение русского населения с Дальнего Востока и Сибири.

Угроза № 2. Китаизация Сибири и Дальнего Востока.

Угроза № 3. Раздел России на сферы влияния между США и Китаем.

27. Основные внешнеполитические проблемы современной России. Поддержка соотечественников и гуманитарное измерение. Геополитический смысл и социологическое значение реформ В.В. Путина. Курс на восстановление суверенитета России. Принципиальные геополитические и социальные шаги Путина: Чечня. ЕврАзЭС. Обострение отношений с Западом. Геополитика и социология мирового финансового кризиса. Энергоресурсы в геополитике России.

28. Новая геополитическая архитектура современного мира: смещение глобального спектра сил и способов контроля за пространством. Выявление природы и конфигурации политической структуры XXI в., моделей поведения государств, их союзов как субъектов мирового сообщества, а также возможных сценариев ее развития.

29. Информационная война — способ контроля за пространством в условиях глобализации.

30. Энергобезопасность — составная часть глобальной безопасности. Режим нераспространения ядерного оружия.

31. Международный терроризм и стратегия «управляемого хаоса». Гегемония нового типа.

32. Цивилизационные риски мирового беспорядка.

33. Геополитические проблемы национальной безопасности и международной стабильности в условиях глобализации. Антиглобализм.

34. Глобализация против геополитики. Возможные сценарии XXI в.

                                                                                                       


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема занятия

1.

1 нед. сентября

Место России в мире.

2.

2 нед. сентября

Россия и геополитика.

3.

3 нед. сентября

Формирование российского геополитического пространства.

4.

4 нед. сентября

Государственный суверенитет.

5.

1 нед. октября

Международные отношения.

6.

2 нед. октября

Международные организации.

7.

3 нед. октября

Международные локальные конфликты.

8.

4 нед. октября

Россия и НАТО.

9.

2 нед. ноября

Значение ООН.

10.

3 нед. ноября

О политике и геополитике России.

11.

4 нед. ноября

Внешняя политика России.

12.

1 нед. декабря

Образ России: взгляд со стороны.

13.

2  нед. декабря

Россия как часть мирового сообщества.

14.

3  нед. декабря

Геополитическая и цивилизационная миссия России.

15.

4  нед. декабря

«Ближний круг» и остальной мир.

16.

2 нед. января

Перспективы развития, приоритетные направления в развитии России.

17.

3 нед. января

Россия в глобальной «системе координат».

18.

4 нед. января

Россия в рейтинге стран мира.

19.

1 нед. февраля

Стратегия национальной безопасности России.

2 нед. февраля

Новые вызовы и угрозы национальной безопасности России.

21.

3 нед. февраля

Парадоксы национализма и этноконфликты.

22.

4 нед. февраля

Интернационалистические и националистические тенденции в геополитике.

23.

1 нед. марта

Россия и США.

24.

2 нед. марта

Геополитическая ситуация в Европе. Россия и Европа.

25.

3 нед. марта

Россия и исламский мир «Арабская весна»: уроки и выводы.

26.

1 нед. апреля

Россия и страны Восточной Азии. Повышение роли Азиатско-Тихоокеанского региона.

27.

2 нед. апреля

Основные внешнеполитические проблемы современной России. Поддержка соотечественников и гуманитарное измерение.

28.

3 нед. апреля

Новая геополитическая архитектура современного мира: смещение глобального спектра сил и способов контроля за пространством.

29.

4 нед. апреля

Информационная война — способ контроля за пространством в условиях глобализации.

30.

1 нед. мая

Энергобезопасность — составная часть глобальной безопасности. Режим нераспространения ядерного оружия. 

31.

2 нед. мая

Международный терроризм и стратегия «управляемого хаоса». Гегемония нового типа.

32.

3 нед. мая

Цивилизационные риски мирового беспорядка.

33.

4 нед. мая

Геополитические проблемы национальной безопасности и международной стабильности в условиях глобализации. Антиглобализм.

34.

Глобализация против геополитики. Возможные сценарии XXI в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...