Технология проблемного обучения на уроках географии
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Адвокатова Жаргалма Борисовна

  В работе представлены варианты  авторских проблемных ситуаций на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках географии

   Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач.

В настоящее время много говорят и пишут о проблемном обучении, но эта технология не нова. Она получила распространение в 20–30-х. годах в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее время эта технология называется проблемно-развивающей, авторами которой являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина. [3]

Технология проблемного обучения может быть полностью реализована только при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмету.

Что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это «такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала». Из этого определения следует 2 вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Следовательно, помимо определения понятия «проблема» необходимо определить понятие «проблемная ситуация». «Проблемная ситуация характеризует отношение ученика к возникшей преграде в практической или интеллектуальной сфере деятельности». На самом деле проблемная ситуация всегда возникает на фоне осознанных затруднений и побудительного мотива к решению проблемы. Без этих условий проблемной ситуации нет. Необходимо осознать существование противоречия и захотеть его преодолеть [2].

В проблемном обучении применяют основные 3 метода:

  1. Проблемное изложение.
  2. Частично-поисковый;
  3. Исследовательский.

Применение этих методов эффективно тогда, когда учитель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты.

Проблемные методы способствуют развитию мышления учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне.

Создание проблемных ситуаций на уроках географии

     Сделать обучение интересным, научить мыслить и  получить конкретный результат - это главные  составляющие современного  образования. При этом развитие творческого мышления,  как правило, возможно, лишь при создании творческого «затруднения», проблемы или  несоответствия.  А это в педагогике называется проблемным обучением. Психологами доказано, что активное мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное или неизвестное. По И.Я. Лернеру, “проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий”. Но не всякая проблемная ситуация побуждает мышление.

     Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию, тогда определяется само затруднение (элемент проблемной ситуации) – проблема (М.И.Махмутов). Поэтому, созданная проблема (ситуация) должна быть интересной,  быстро и наглядно проверяемой, а  решение должно основываться  на базовых первичных знаниях.

     В учебной деятельности проблема выражается в форме проблемного вопроса или задания, как правило, познавательного.  Это могут быть  задания на нахождение причинно-следственных связей, группировку фактов, сравнение, обобщение. Однако “познавательный вопрос” много шире, чем понятие “проблемный вопрос”. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению новых знаний (В.А. Щенёва).

     Решение созданной учебной  проблемы чаще всего ограничивается уроком и включает основные этапы: осознание проблемы (противоречия), формулировка  гипотезы (пути) решения, доказательство гипотезы (нахождение пути решения) и общий вывод. Ниже представлены варианты  авторских проблемных ситуаций на уроках географии.

Тема урока, класс

Класс

Проблемная ситуация

«Народы Африки»

7 класс

Вопрос: «О чем мечтает рассказчик из стихотворения?»

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен –

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

«Народы Африки»

7 класс

«Страшный сон ученицы» (был снять видео вопрос по данному тексту)

Здравствуйте! Меня зовут  Яна! И вот какая страшная история  со мной произошла! Сижу  я как – то в Одноклассниках, ой, делаю уроки! И, как положено – уснула! Снится мне, что  окружают меня  странные люди: темнокожие, красные, желтые, низкие, высокие, что – то поющие и кричащие….о, ужас! Некоторые просто подпрыгивают вверх, другие  - стоят на одной ноге!

У меня  паника, где я? Что происходит? И  кто все эти люди?

Атмосферные осадки

6 класс

Вещи, принесенные на урок. Вопрос: почему именно эти вещи были взяты учителем на урок?

Ведро, зонт, перо

Атмосферное давление

6 класс

Проведение опыта со стаканом  воды и листом бумаги.

Вопрос: что за процесс привел к тому, что вода стакана при опрокидывании не выливается, придерживаемая только  листом бумаги

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра

Вопрос: «Как сильно ошибается один из рассказчиков в диалоге?»

 Я поспорил с другом. Говорю ему: «Еду в пустыню, покататься на снегоходе». На что он мне отвечает: «Это невозможно, друг, в пустынях  - песок!». Но я продолжал спорить: «Я, кстати, купил  очень теплую белую куртку!», на что он мне ответил: «Может ты имел ввиду футболку?».  А я говорю: «Нет, именно куртку, там все такие, в белых, теплых шубах.» Но мой друг не унимался: « Не может быть, в пустынях жарко! Там не носят шуб, друг!». «Я еще с собой возьму фотоаппарат, ведь там так красиво, сияния и звезды, совсем близко…». Но друг продолжал спорить: «Пустыни – это центр Земли, экватор, так звезды почти не видны, может ты еще,  и ласты захватишь, поплаваешь…!» Друг явно мне не верил! «Нет, там много своих профессионалов – ныряльщиков, с ластами, боюсь, на финише буду последним, да и как-то холодновато!» «Холодновато?»,-не унимался друг, ты смеешься надо мной, в пустынях всегда сухо и жарко, ты возьми лучше воду!». «Нет, как раз воды там много, правда, она другая…», стал обижаться  я! « Уж  лучше я  просто порыбачу на берегу! На что  друг сказал утвердительно: «Ну, ты и фантазер, тебе романы писать, друг!»

Япония

7 класс

Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок: черная краска, палочки, сухие цветы и буквы наоборот

Австралия. Климат

7 класс

Австралийский анекдот. Вопрос: Что особенного в этом анекдоте?

«Однажды австралийскому фермеру упали на лоб  капли дождя, и он от удивления упал в обморок. Родственники,  конечно, пытались привести его в чувство, брызгая на лицо холодную воду, но безуспешно! И, наконец, один из них догадался – «выплеснул» в лицо несчастному два ведра пыли. И фермер сразу  пришел в себя?!»

Другу я сказал, что да, это смешно, и  что  я пошел смотреть свой любимый фильм ужасов  под названием «Крик»! Но поводу анекдота, я, если честно, ничего не понял! Может  быть, вы разберетесь?

Южная Сибирь. ГП. Состав. Факторы формирования района

9 класс

Монолог ученицы. Был снять видео вопрос

Здравствуйте! Меня зовут Юлия! Я практически выпускница! После того, как закончится один из самых трудных периодов в моей жизни – поступление  этим летом в институт, я мечтаю наконец-то хорошо отдохнуть!

У меня много друзей, в самых разных уголках нашей страны! Так вот, этим летом меня пригласили в Иркутск! Сказали: «Будет отлично! Ведь это удивительные места! Тебе  - понравится!»

Я, конечно, открыла карту, нашла  Иркутск  и очень удивилась! Далековато будет! Совсем нет моря и судя по географическому положению, придется взять с собой любимые бабушкины теплые носки! Какой уж тут отдых! Я засомневалась….

     

     Для активизации работы по решению подобного типа заданий важным считаю  создание заинтересованности каждого ученика путем создания эмоциональной окраски  самого материала, его подачи, создание значимости решения абсолютно для каждого ученика, личностного  отношения к проблеме, творческий подход (нестандартность и не повторяемость)  в создании таких заданий, учет возрастных и психологических особенностей обучающихся. Тогда, такие задания запоминаются, легко решаются, и предмет становится чуть интереснее, а результат – более  эффективным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках географии.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать уме...

Применение технологии проблемного обучения на уроках географии.

В данном учебном материале  размещён план открытого урока по географии в 10 классе по теме "Соединённые Штаты Америки. ЭГП. Население", в котором используются технологии проблемного обучения....

Технология проблемного обучения на уроках географии

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание (на уроках по ФГОС) под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоя...

Презентация "Технология проблемного обучения на уроке география"

презентация "Технология проблемного обучения на уроках географии"...

Научная публикация "Технология проблемного обучения на уроках географии"

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание (на уроках по ФГОС) под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную...

Развитие универсальных учебных действий школьников через технологию проблемного обучения на уроках географии

За последние годы четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского образования. Стратегия модернизации образования в Российской федерации предполагает, что...