Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Татьяна Лапшова

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._stihii.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии с использованием элементов технологии проблемного обучения "Стихии литосферы"


Тема урока:

“Стихии литосферы”.

Тип урока:

комбинированный.

Дидактическая цель:

создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать представлению и пониманию стихийных явлений литосферы;
б) 
развивающая: создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, формировать мировоззренческую идею о постоянном движении земной коры;
в
) воспитательная: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.

Методы:

проблемное изложение материала.

Форма организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:

учебник: В.А Кошевой, И.В. Душина География. Мир Земли.- М., 1999 год, тектоническая карта мира, атлас: География материков и океанов, кодоскоп, фильм ВВС “Стихии Земли”, “Уроки географии” 6 класс (виртуальная школа Кирилла и Мефодия), аудиозапись о землетрясении, опережающие задания, раздаточные карточки.

Оформление доски:

1. Записаны географические термины для повторения: литосфера, вулканизм, лава, полезные ископаемые, литосферная плита, минералы, рельеф.

2. Записаны новые понятия: землетрясение, вулкан, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, жерло вулкана, вулканология.

3. Эпиграф урока:

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.

С. Щипачев.

4. Дан план для выделения особенностей землетрясения и действия вулкана (определение, составные части, шкала (типы) и безопасность жизнедеятельности).

5. На закрытой части доски дана схема по основному взаимодействию природных катастроф (дети заполняют самостоятельно в конце урока).

img1.gif (628 bytes)

 Ход урока:

1. Оргмомент (1мин) – концентрация внимания учащихся на теме урока, готовность к уроку.

2. Мотивация:

Учитель: сегодня на уроке мы заканчиваем с вами изучать большой раздел. Какой? (Мир камня)

Мы выяснили, что основные формы рельефа – это горы и равнины.

Вспомните:

1. Как подразделяются горы и равнины по абсолютной высоте?

2. Почему территорию, где мы с вами живем, называли Западно-Сибирской низменностью, а с 60 –х годов 20 века называют равниной?

3. Где находится самая высокая и самая низкая точки литосферы? Назови и покажи на настенной карте.

Учитель:

Для изучения новой темы нам необходимо вспомнить и повторить географические термины (ученики читают термин на доске, и дают определение).

Учитель:

Ребята, подумайте:

  1. Каким природным явлением можно объединить смерчи, ураганы, наводнения? (стихии природы)
  2. Какую оболочку земли мы изучаем? (литосферу)
  3. Как называется тема нашего урока? (дети называют тему урока и записывают ее в тетради, а учитель на доске).

3. Объяснение нового материала.

Учитель:

Прежде, чем мы приступим к изучению стихий литосферы, послушайте рассказ человека об одной из стихий (аудиозапись).

Вопрос:

  1. О какой стихии литосферы идет речь? (землетрясение)
  2. Какое стихийное явление произошло в ночь с 23 на 24 октября 2006 года в Японии? (землетрясение)
  3. Что вы знаете об этом явлении природы?
  4. Как люди в древности представляли это грозное явление? (опережающее задание)

Учитель:

- Наряду со сравнительно медленными движениями земной коры, в отдельных ее участках происходят очень быстрые движения (мгновенные). От этого происходит смещение или разрыв блоков земной коры. Образуется сейсмическая волна. Из – за нее содрогаются и рвутся горные породы. Что начинается? – землетрясение.

- Из моего рассказа выделите ключевые слова, характеризующие землетрясение (дети находят слова, дают самостоятельно определение и после этого проверяют правильность определения по учебнику стр. 60)

Учитель:

По данным ЮНЕСКО ежегодно на Земле происходит примерно 20 катастрофических, 150 разрушительных, примерно 7 тысяч сильных, 19 тысяч умеренных, 150 тысяч слабых и несколько млн. неощутимых человеком землетрясений.

Проблемный вопрос:

В чем опасность землетрясений? (рассуждения учащихся)

Учитель:

- Землетрясение приближается невидимо, часто ночью, без предупреждения, обрушивается на местность со скоростью молнии и за несколько секунд оставляет за собой разрушения и многочисленные человеческие жертвы. (Землетрясение 2004 года в Японии унесла жизнь 36 человек, более 3 тысяч человек пропали без вести.)

- У вас на столе, ребята, в конверте есть карточка, где записаны самые крупные землетрясения.

А сейчас откройте учебник стр. 61 (работа с картосхемой):

1. Где чаще всего происходят землетрясения? (места сдвижении и раздвижения литосферных плит).

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и планом на доске, и карточкой, где описана шкала Рихтера (учащиеся дают определения: эпицентр, очаг землетрясения).

Учитель:

- Средняя глубина очага землетрясения 700м, наибольшая глубина была зафиксирована в Индонезии: 720м.

- Для определения силы землетрясения японский ученый Вадати в 1931 году предложил шкалу, которую позже, в 1935 году, усовершенствовал Рихтер. Сегодня это 12-ти бальная шкала Рихтера.

- Почему японцы первыми создали шкалу, определяющую силу землетрясения?

Проблемные вопросы:

  1. Ребята, как вы думаете: где и когда произойдет следующее мощное землетрясение?
  2. Какова будет сила?

(После рассуждения детей идет просмотр фрагмента фильма ВВС “Стихии Земли”).

Вывод: Человек должен знать меры безопасности при стихийных бедствиях

каждый ученик получает памятку).

3. Как вы думаете, какие меры осторожности вы должны соблюдать, если живете в районах высокой сейсмичности? (после рассуждения детей, проверяется правильность рассуждений по рубрике “Это полезно знать” стр. 61 учебника).

Учитель:

- А теперь осмотритесь, оглянитесь по сторонам (здоровьесберегающий элемент урока) – где – то в классе зашифровано второе стихийное бедствие (дети находят слова жерло, кратер, лава).

- О каком явлении природы будет идти речь? (вулканизм)

- При разломах в земной коре происходят не только землетрясения, но и начинается вулканизм.

- Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Учитель:

На земле насчитывается около 2,5 тысяч вулканов, 800 из них действующие (есть свидетельства их извержения).

Работа с учебником:

1. По карте в учебнике стр. 61 найдите зоны распространения вулканов.

2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия).

  • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).
  • Сколько зон можно выделить? (4 – Тихоокеанская, Атлантическая, Средиземноморская, Восточно-Африканская).
  • На карте полушарий и физической карте мира назовите: какое условное обозначение вулкана? (дети называют звездочку, сокращение влк и высоту).
  • Найдите и назовите несколько крупных вулканов.

Учитель:

Так что же такое вулкан?

(Учащиеся работают со схемами учебника стр.62 и планом, записанном на доске; записывают в тетрадь новые слова и определения)

Учитель:

- Извержение вулкана сопровождается гулом, грохотом, если вершины вулкана покрыты снегом, снег тает, и с гор сходят грязевые потоки (от селей больше жертв, чем от лавы).

- Интенсивность и мощность вулканов неодинакова. По продуктивности извержения и мощности их делят на 4 (в некоторых источниках на 6) типов – типы вулканов показаны на настенном плакате: Гавайский (щитовой), Везувианский, Катмайский, Вулканский.

Показ фрагмента виртуального урока “Вулканы”.

Обсуждение каждого типа вулкана, а в тетрадь дети записывают продукты вулканизма: (Лава, пар, вулканический пепел (тефра), ядовитые газы (фтор и углекислый газ), вулканические бомбы.)

Учитель:

Какой город в 79 г н.э. был погребен под слоем пепла (высота более3 метров)? – Помпеи (учащиеся знакомятся с данными самых мощных вулканов по раздаточному материалу).

Учитель:

- Ребята, складывается впечатление, что вулканизм – это природное явление исключительно враждебное человеку или я неправа?

- Заметили ли вы, что в районах действующих вулканов высокая густота заселения?

- Вулканологи проникая в тайны огнедышащих гор доказали, что все оболочки земли за миллиарды лет образовались из продуктов вулканической деятельности.

Проблемный вопрос:

В чем положительные моменты вулканизма? (рассуждения учащихся)

Вывод учащихся:

1. Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;

2. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.

3. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.

4. Здесь располагаются минеральные и термальные источники.

5. От вулканической деятельности зависит хозяйственная деятельность человека.

Учитель:

- Иногда вулкан перед извержением издает гул, выбрасывает пар, как бы предупреждая население об опасности. А на острове Ява на кануне извержения расцветает королевская примула и люди спешат в безопасное место.

- Какова главная мера безопасности? (эвакуация).

- Извержение вулканов происходит и на дне Мирового океана (моретрясение), а результатом их извержения являются цунами (просмотр фрагмента фильма).

- В чем опасность цунами? (рассуждения детей).

Вывод учащихся:

В результате вулканизма на дне океана, в Мировом океане образуются вулканические острова. Найдите их на карте. (Гавайские, Курильские).

Учитель:

- Ребята, какой вы можете сделать вывод о связи земной коры и стихиях литосферы? (дети дают определение и записывают вывод в тетрадь) –

Районы сдвижения и раздвижения литосферных плит и разрыва земной коры совпадают с районами землетрясений и вулканизма.

- Начертите указанную на доске схему взаимосвязи природных катастроф в тетрадь.

- Вы видите, что в схеме стоят знаки вопроса. Значит, есть еще какие – то природные катастрофы, приводящие к стихийным бедствиям.

Итак, записываем домашнее задание:

  • по тексту учебника завершите схему;
  • составьте памятку туристу, отправляющемуся на Камчатку.
  • выполните задание № 4 в рабочей тетради на стр.25.

4. Закрепление материала:

Вариант №1.

  1. Сколько типов вулканов выделяют ученые? Ответы: а) 4, б) 6, в) 8.
  2. Какие природные стихии связаны с движением земной коры? А) наводнения, б) смерчи, в) землетрясения, г) ураганы, д) вулканизм.
  3. Средняя глубина очага землетрясения. Ответы: а) 700 м, б) 800м, в) 900м
  4. Определите: Конусообразная гора с кратером на вершине – это?
  5. Самый крупный вулкан Евразии это: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка

Вариант № 2.

  1. Определите: Мгновенный разрыв и смещение блоков земной коры – это…?
  2. Какие движения происходят в земной коре во время землетрясения:

а) сдвиги, б) разрывы, в) провалы.

  1. Сколько на земле действующих вулканов? а) 600, б) 700, в) 800.
  2. Вулканы на географической карте обозначаются: а) точкой, б) звездочкой, в) пунсоном.
  3. Самый крупный вулкан Африки: а) влк. Котопахи, б) влк. Килиманджаро, в) влк. Ключевская Сопка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с использованием элементов технологии АМО.

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Проценты". Урок изучения нового материала. На уроке используются  активные методы обучения....

Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языкаГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет). «Использование элементов технологии проблемно...

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления

Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...

Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс

Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.  Тема урока: Упрощение выражений.  Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...