Мои открытые уроки Опыт внедрении ФГОС нового поколения на уроках географии.
методическая разработка по географии (5, 6 класс)

Абагаева Капитолина Анатольевна

   В современном динамично быстро меняющемся мире и информационном пространстве  ученику необходимы не столько знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания применять в различных жизненных ситуациях. В основу своей деятельности я взяла технологию проектного обучения, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Метапредметный урок « Математика + География»

Тема:Абрикосовая роща

Интегрированный урок

Цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности учеников

Задачи: Перенос теоретических знаний по математике и географии в практическую жизнь

Формировать целостную картину мира

Развитие регулятивных, опознавательных, личностных УУД

Этапы урока:

  1. Мобилизующий
  2. Целепологание
  3. Осмысление ( реализация)
  4. Рефлексия

Урок проводится после экспедиции  учащихся  в Тугнуйскую долину к Абрикосовой роще»

Часть урока Математика ведет учитель математики

Часть урока – География ведут сами члены экспедиции

Аннотации к слайдам

 Участники экспедиции по опережающему заданию  дают характеристику Географического  положения Тугнуйской долины, природных объектов долины, ее флоры и фауны.

 Сообщения сопровождаются слайдами презентации.

Остальные учащиеся должны отметить на контурной карте Бурятии местоположение Тугнуйской долины и по ходу урока заполнить таблицу всех  природных объектов, флоры и фауны долины, как конечный результат работы по географии.

 Озвучивание слайдов членами экспедиции

Географическое положение, хребты долины

Тугнуйская долина находится в Мухоршибирском районе .  На севере граничит с Тарбагатайским и Заиграевским  районами. Их отделяет от Мухоршибири  хребет Цаган- Дабан , на юге с Бичурским по Заганскому  хребту, на западе с Селенгинским районом , а на востоке с Забайкальским краем.

Тугнуйская долина  - уникальное, священное  место.  Вся Тугнуйская долина вытянута с запада на восток.   Рельеф слабохолмистый с  пологими  склонами. Украшением Тугнуйской долины является  гора Баин-Хан одна из священных гор Азии.  На южном склоне найдены рисунки  бронзового века. О горе сложены песни и легенды.

Но мы побывали в  самом удивительном месте долины, которое называется  Тугнуйские столбы. У подножия этих столбов и  растет Абрикосовая роща.  Она еще не зацвела, но все равно была прекрасной.  Тугнуйские столбы –находятся на расстоянии примерно 15 километров от села Цолга.   Здесь мы увидели причудливой формы развалины крепости меркитов, которые были разрушены Чингисханом. Эти места до сих пор являются местом поклонения и почитания жителей долины. Почти у каждой сопки есть своя история, передающаяся из уст в уста.

Сообщение о Селенге

По территории Мухоршибири течет река Селенга. Это самая крупная река, впадающая в озеро Байкал. У нее удивительная дельта, которая похожа на губку. Вода проходит через нее как через фильтр и в Байкал вода поступает очищенной.  Кроме Селенги  в районе есть  еще множество рек, но они все являются притоками Селенги. Самый крупный приток – река Хилок, а ее притоками являются реки Тугнуй и Сухара, которые и протекают по Тугнуйской долине.  

Растительный мир 

Хребты покрыты   хвойными лесами, иногда здесь встречаются лиственные леса из осины и березы. Животный и растительный мир бережно охраняется.

На территории района созданы Тугнуйский и Алтачейский заказники. Многие животные и растения занесены в Красную Книгу.

Растут такие степные растения как ковыль, типчак, овсянка, мятлики, карликовая карагана. Очень красиво цветет степь весной. Особенно абрикосовая роща Чингисхана.  Где мы побывали. Поскольку здешнее лето очень короткое, плоды деревьев не успевают созреть и остаются маленькими и кислыми. Относятся к роду слив. Многие местные жители выкапывали саженцы и пытались вырастить абрикосы в своих садах, но, ни у одного человека они не прижились. Эта территория является для местных жителей священным местом.

  В Красную Книгу занесены желтые маки, купальница.

 Животный мир долины разнообразен. В заказниках особо охраняются и занесены в Красную Книгу черный аист, журавль красавка, дрофа, кот манул, корсак, даурский еж, тушканчик- прыгун, уж обыкновенный.   На озерах очень много уток, прилетают лебеди- кликуны, гуси, в степи очень много тарбаганов – сурков.



Предварительный просмотр:

 Опыт внедрении ФГОС нового поколения на уроках географии.

                                                         Обмен опытом на Международной научно- практической

                                                          конференции педагогов интернатных   учреждений Р.Б.        

                                                          и педагогов « Национальной школы- лаборатории    

                                                          Оюуны Ирээдуй» Дархан, Монголия  

   В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.

               Свою работу я начала, прежде всего, с изучения всех нормативных документов. Школой была закуплена новая линия учебников по географии  «Полярная Звезда».    После  знакомства с учебниками, рабочими тетрадями, методическими пособиями, я поняла, что практически ничего не изменилось в структуре преподавания учебного материала.  Мне просто нужно было изменить свою деятельность и деятельность учащихся: в обучении применять системно - деятельностный подход. Это обязательный компонент для формирования универсальных учебных действий.

               Нужно было изменить и  планирование по предмету. Если раньше достаточно было составить  только календарно-тематическое планирование, то  теперь было необходимо разрабатывать рабочую программу по предмету, в которой на первое место

встает  обеспечение  развития личностных и метапредметных результатов учеников, проектирование  работы по формированию универсальных учебных действий,  основ учебно-исследовательской деятельности, формирование ИКТ - компетентности, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой и индивидуальной работы, работы в парах.

                В своей работе каждый учитель должен изменить сам процесс, виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове – вот к чему должна стремиться школа. Самообразование – очень важный компонент в современном обществе. В условиях, когда объём информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание уделяю развитию различных видов деятельности ученика, выполнению проектных работ. Большой интерес вызвал у ребят проект на тему « Путешествие по островам».  https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/05/13/moi-otkrytye-uroki-opyt-vnedrenii-fgos-novogo-pokoleniya-na  Конечно, это была первая  проба по созданию проектов в пятом классе, но, как мне показалось, вполне удачная. Ребята запомнили этот проект надолго, так как они сами составляли Маршрутный лист, составляли список багажа, оформляли карту, знакомились с достопримечательностями островов. Итогом проекта стала оформленная карта и открытки, отправленные с островов своим родным и друзьям.  После защиты проекта была оформлена выставка работ учеников пятого класса. Обучающиеся всех классов в течение года выполняют различные проекты. Тематика проектов по географии может быть различной.   Инновационные технологии помогают нацеливать учащихся на достижение личностных результатов, для этого необходимо разрабатывать нацеленные на это типовые задания.

Работа по формированию УУД строится по следующему алгоритму:

Планирование,  формирование , диагностика, корректировка, подбор заданий, рефлексия.

Изменилось и отношение к оценке, при выставлении которой учитывается               активность на уроке, скорость и качество работы, творчество ребёнка, умение самому добывать знания. Планирование таких уроков все больше требуют групповой, парной формы работы , предоставляя больше самостоятельности, активности, взаимовыручке,

   В современном динамично быстро меняющемся мире и информационном пространстве обществу ученику необходимы не столько знания, сколько умение их добывать и умение самостоятельно добытые знания применять в различных жизненных ситуациях.

      Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я стала применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

        На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

Если говорить о результатах обучения, то я считаю, что на своих уроках я добиваюсь не только предметных результатов, но и личностных, метапредметныех  Для того, чтобы лучше выяснить, что у ученика получается хорошо, а что еще не удается,  в  тетради заполняется  контрольный лист, где  заносятся плюсы и минусы урока   (что хорошо понятно,  что непонятно). Это помогает мне и родителям провести коррекцию.

Внедрение ФГОС нового поколения расширил возможности проведения метапредметных уроков. Так, совместно с учителем литературы, математики и географии , был проведен урок « Абрикосовая роща». https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2020/05/13/moi-otkrytye-uroki-opyt-vnedrenii-fgos-novogo-pokoleniya-na

Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»

Представлена информация по проектной деятельности и реализация проектной деятельности на экзамене...

Разработка урока математики в 5 классе по теме "Деление натуральных чисел", внедрение ФГОС нового поколения

Урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок с применением технологии учебных циклов, ИКТ, здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения...

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС нового поколения

На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандарт...

Игра как средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка в рамках внедрения ФГОС нового поколения

                      Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку ...

Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС нового поколения

презентация на тему "Как построить современный урок в рамках внедрения ФГОС второго поколения"...