Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс
методическая разработка по географии (8 класс)

Грасмик Ирина Ивановна

Применение модульной технологии обучения при изучении темы  «Реки России» на уроках географии в 8 классе. 

При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль  может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект        

Применение модульной технологии обучения при изучении темы  «Реки России» на уроках географии в 8 классе.

Авторы:

Грасмик Ирина Ивановна     учитель географии ГБОУ СОШ с.Узюково

Тольятти 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

При изучении этой темы целесообразно применять модульное изучение. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль  может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Преимущества модульного обучения

  • Расширяется компетентность школьников в области изучения дисциплины;
  • Снижается стрессовая ситуация во время контроля как для учеников, так и для преподавателя;
  • Обучение становится личностно-ориентированным;
  • Обеспечивается ритмичная, систематическая, максимально мотивированная работа как учеников, так и преподавателя.

В процессе работы над учебным материалом ученик познакомится с крупнейшими речными  системами  России; научится определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; сможет объяснять особенности питания и режима рек; научится аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; научится  соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью; продолжит  формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; продолжит воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

КОМАНДА ПРОЕКТА

Участник проекта

Мотивация  участника

Обязанности

Учитель географии

Высокая

Осуществить подготовку обучающихся по теме «Реки России», подготовить его к контрольному тестированию

Учащийся 8 класса

Слабая

Усвоить материал, пройти тестирование.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ПРОБЛЕМА:

обучающиеся затрудняются  самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

В процессе работы над учебным материалом ученик должен знать крупнейшие речные системы России;

определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа;

объяснить особенности питания и режима рек;

аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;

продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

ЗАДАЧИ

Предоставить  для обучающегося: учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению материала, справочный материал.

Научить определять скорость течения, характер долины, скорость и вид эрозионной работы реки.

Выполнить практическую работу: решение задачи.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 1

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕСУРСЫ

Учитель:  Составляет тест, готовит презентацию.

Определяет   исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий с помощью тестирования.

Тест

Обучающийся:

Выполняет тест. Проверяет его, оценивает свою работу.

Анализирует свои ошибки.

Тест

Презентация

Учитель:

Разрабатывает и раздает карточки с вопросами по новой теме.

Учебник

Обучающийся:

Составить  общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте.

      Познакомиться с новыми терминами и понятиями

Текст  учебника,   географический атлас для 8-го класса, справочный  материал.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 2

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕСУРСЫ

Учитель:

Объясняет ход выполнения практического задания на примере реки Волги.

Географический  атлас для 8-го класса, справочный  материал.

Обучающийся:

Слушает учителя и делает записи в тетрадь.

Географический  атлас для 8-го класса, справочный  материал.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ № 3

МЕРОПРИЯТИЯ

РЕСУРСЫ

Учитель:  

Координирует и консультирует обучающихся.

Географический  атлас для 8-го класса, справочный  материал.

Обучающийся:

Выполняет практическую работу: решение задачи.

Географический  атлас для 8-го класса, справочный  материал.

Ожидаемый результат:  

       обучающиеся  знают крупнейшие речные системы России; умеют определять зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; умеют объяснять особенности питания и режима рек; аргументировано излагают материал, научились  развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносят результаты труда своей работы с поставленной целью.

Критерий

Показатели

Знают  крупнейшие речные системы России

На «5» - называют и показывают 12-15 реки их притоков

на «4» - называют и показывают 11-9 рек и их притоков

на «3» - называют и показывают 8-7 рек и их притоков

Определяют зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа

На «5» - указывают причинно-следственные связи

на «4» - допускают 1-2 ошибки

на «3» - допускают 2- 3 ошибки

Научились рассчитывать уклон и падение реки.

На «5» - рассчитывают уклон и падение реки

на «4» - допускают 1 ошибку при расчете

на «3» - рассчитывают только падение реки

Трудности и способы их преодоления

Трудности

Причины

Способы преодоления

Не знают части речной системы

Забыли, так как этот материал изучался в 6 классе.

Записать определения и сделать схематические рисунки в тетради. Выучить.

Не умеют развивать причинно-следственные связи между компонентами природы

Затрудняются логически рассуждать

Научить составлять логические цепочки между компонентами природы, делать выводы в виде причинно-следственных связей.

ФОРМЫ ПРИЛОЖЕНИЙ: 1. Модуль урока для обучающегося.

                                      2. Тест.        

                                                   3. Презентация.

4. Справочный материал.



Предварительный просмотр:

                     

Модульный урок по теме «Реки России» 8 класс.

Учебный

элемент.

Время / мин.

Учебный материал с указанием заданий

Руководство

по освоению

материала

У Э 0

3 мин.

УЭ 1.

7 мин.

УЭ – 2

10 мин.

У Э  - 3

10 мин.

У Э – 4

5 – 7 мин.

У. Э. – 5.

8 мин.

Интегрирующая цель:

В процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупнейшие речные системы России; определить зависимость густоты речной системы от климата, направление течения от рельефа; объяснить особенности питания и режима рек;

Аргументировано излагать материал, развивать причинно-следственные связи между компонентами природы; соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью;

Продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации; воспитывать чувство ответственности, работая по принципу доверия.

Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и умение разъяснять смысл изученных понятий.

  1. Выполнить контрольное тестирование  по теме «Речная система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

    Ответы:

А. – исток,

Б. – речная долина,

В. – река,

Г. – водораздел,

Д. – озеро,

Ж. – устье,

З. – бассейн,

И.-  дельта,

К.  – русло.

Задания теста.

  1. Место, где река начинается.
  2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
  6. Река с притоками и притоками притоков.
  7. Граница между бассейнами рек.
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
  9. Скопление воды в природном углублении на суше.
  10. Падение воды с высокого уступа.
  1. Проверьте правильность выполнения работы.
  2. 3. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

   10 правильных ответов – «5»

   8 – 9  правильных ответов – «4».

   6 – 7  правильных ответов – «3».

   Менее 6 правильных ответов – «2»

  1. Проанализируйте ошибки, для этого воспользуйтесь презентацией.

Цель: составить общее представление о внутренних водах России на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умения связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы, умение показывать реки на карте.

I.    Пользуясь текстом учебника с. 77 – 79 и картами атласа и справочным материалом подготовьте ответы на вопросы:

  1. Какие крупные реки протекают по территории России?
  2. К бассейнам, каких океанов они относятся?
  3. Почему почти все крупные реки России текут в Северный Ледовитый океан?
  4. Как влияют на направление течения и характер течения рек особенности рельефа?
  5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
  6. Какое питание характерно для рек России?

II. Обсудите эти вопросы в классе.

III. Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.

Цель: познакомьтесь с новыми терминами и понятиями, такими как:

Падение реки, годовой сток реки, уклон реки. В тексте параграфа они выделены жирным шрифтом.

I. Высчитайте падение и уклон реки Лена, если высота её истока – 930 метров. Определите характер течения реки, характер долины и вид эрозионной работы реки. Воспользуйтесь справочным материалом

Работу выполните в тетради.

II. Оцените свою работу.

Цель: воспитывать в себе бережное отношение к водам России.

          Пусть на Земле не умирают реки,

          Пусть стороной обходит их беда.

          Пусть чистой остаётся в них навеки

          Студёная и чистая вода.

  1. Предложите основные направления по охране вод рек.
  2. Какие экологические проблемы вы можете выяснить для нашей реки Волги?
  3. Предложите пути решения их проблем.

Оцените свои знания

Цель: подведение уроков.

  1. Прочитайте ещё раз цели урока.

Достигли ли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало достижению цели?

  1. Оцените свою работу на уроке.

  1. Повторите тему по учебнику: параграф 12, нанесите на контурную карту крупные реки, если вы справились на «4» и «5».

Если вы справились на «3», то повторите ещё раз модули урока,  прочтите внимательно параграф 12 и нанесите на контурную карту крупные реки России.

Внимательно прочитайте цели урока.

Самостоятельная работа.

Работа в паре.

Самостоятельная работа.

Обсуждение с классом.

Самоанализ работы на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Справочный материал  «Реки России».

Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья, м

Амур

Б. Хинган

Охотское море

4440

1000

0

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

3531

≈300

-28

Дон

Среднерусская возвышенность

Азовское море

1870

300

0

Енисей

Восточный Саян

Карское море

4102

1000

0

Индигирка

хребет Сунтар-Хаята

Восточно-Сибирское море

1726

1000

0

Лена

Байкальский хребет

море Лаптевых

4400

≈930

0

Нева

Ладожское озеро

Финский залив

74

4

0

Обь (от слияния Бии и Катуни)

Г. Алтай в месте соединения рек Бия и Катунь

Карское море

3650

1000

0

Урал

Уральские горы (г. Ямантау)

Каспийское море

2428

800

-28

Ангара

озеро Байкал

река Енисей

1826

456

76



Предварительный просмотр:

  1. Выполнить контрольное тестирование  по теме «Речная система».

Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив номера вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу.

    Ответы:

А. – исток,

Б. – речная долина,

В. – река,

Г. – водораздел,

Д. – озеро,

Ж. – устье,

З. – бассейн,

И.-  дельта,

К.  – русло.

Задания теста.

  1. Место, где река начинается.
  2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
  3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
  4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
  5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные и поверхностные воды.
  6. Река с притоками и притоками притоков.
  7. Граница между бассейнами рек.
  8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
  9. Скопление воды в природном углублении на суше.
  10. Падение воды с высокого уступа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....

Разработка модульного урока по теме "ЭГП России. Место России в мировой экономике" 9 класс

Разработка содержит в себе необходимые для модульного урока информационные материалы, маршрутный лист, приложения и лист самооценки....

Конспект урока по теме РЕКИ 6 класс

Технологическая карта урока...

Урок по теме "Реки" 6 класс

Конспект урока по теме "Реки" 6 класс...

Урок по теме "Реки России"

Разработка урока по теме "Реки России" 8 класс...

Урок по теме "Реки России", 8 класс

Урок по теме "Реки России" в 8 классе по учебнику И.И.Бариновой....

Урок по теме "Реки России"

В помощь учителю географии...