Методические ключи для освоения курса социально-экономической географии мира.
методическая разработка по географии (11 класс)

Благодарный Максим Александрович

Методические ключи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_klyuchi.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические ключи для освоения курса социально-экономической географии мира.

Разработал: Благодарный М.А., преподаватель Колледжа ЛГУ имени В.Даля.

Раздел 1: Общая характеристика мира.

Что нужно знать и уметь

  1. Типы стран в современном мире.
  2. Новый этап международных отношений и его отражение на современной политической карте мира.
  3. Основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
  4. Политическая география и геополитика.

Ключевые термины: суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; региональный конфликт; унитарное государство; федеративное государство; политическая география; политико-географическое положение; геополитика.

Раздел 2: Природа и человек в современном мире.

Что нужно знать и уметь

I.

  1. Особенности современного этапа взаимодействия общества и природы.
  2. Понятие о географической (окружающей) среде.
  3. Понятие о ресурсообеспеченности.
  4. Основные черты размещения минеральных, земельных, водных, растительных, климатических ресурсов, ресурсов Мирового океана и степень обеспеченности ними человечества.
  5. Размеры и характер загрязнения окружающей среды, основные пути решения природоохранных проблем.
  6. Сущность природоохранной деятельности и экологической политики.
  7. Представление о географическом ресурсоведении и геоэкологии.

Ключевые термины: географическая (окружающая) среда; природные ресурсы; ресурсообеспеченность; опустынивание; генофонд; загрязнение окружающей среды (количественное и качественное); «грязное» производство; экологическая политика; геоэкология.

II.

  1. Давать краткую характеристику размещения основных видов природных ресурсов с выделением главных стран и регионов.
  2. Давать общую сравнительную оценку обеспеченности мира и отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов, производить расчеты такой обеспеченности.
  3. Приводить примеры загрязнения окружающей среды, рационального и нерационального природопользования.
  4. Устанавливать внутрипредметные связи с предшествующими курсами географии.
  5. Изучать библиотечный фонд колледжа и составлять дополнительную библиографию по теме.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

Как оценивать обеспеченность мира и отдельных регионов различными видами минеральных ресурсов.

  1. Определить по таблице или по карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых для всего мира или одного из регионов.
  2. Определить объемы годовой добычи (потребления) данного вида ресурсов.
  3. Разделить показатель запасов на показатель добычи (потребления). Результат деления покажет число лет, на которые хватит данного вида полезного ископаемого при современном уровне его потребления.
  4. Сделать вывод о ресурсообеспеченности.

Раздел 3: География населения мира.

Что нужно знать и уметь

I.

  1. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности естественного движения населения.
  2. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения мира, трудовых ресурсов.
  3. Классификацию народов мира по языковым семьям и основные черты их распространения.
  4. Основные черты размещения населения по территории суши и причины его неравномерности.
  5. Виды миграций населения и основные районы внешних миграций.
  6. Понятие об урбанизации. Уровни и темпы урбанизации во всем мире и в отдельных его регионах.
  7. Представление о географии населения как о ветви экономической и социальной географии.

Ключевые термины: воспроизводство населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; экономически активное население; этнос; однонациональное государство; многонациональное государство; трудовые миграции населения; урбанизация; геоурбанизация.

II.

  1. Применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики мира, отдельных регионов и стран.
  2. Использовать карты, графики и таблицы для анализа, конкретизации доказательства отдельных положений текста учебника, производить при этом необходимые расчеты и сравнения.
  3. Читать, анализировать и составлять возрастно-половую пирамиду населения.
  4. Составлять таблицы по тексту и картам учебника.
  5. Самостоятельно формулировать задания по тексту.
  6. Готовит краткое устное сообщение по изучаемой теме.
  7. Составлять аннотацию на прочитанный текст.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

  1. Как строить возрастно-половую пирамиду.
  1. Провести вертикальную и горизонтальную оси пирамид.
  2. По вертикальной оси пирамиды, начиная с возраста 0 лет, отложить возраст жителей в одно- или пятилетних возрастных интервалах.
  3. По горизонтальной оси отложить либо численность населения соответствующей возрастной структуры, либо ее долю (в процентах от населения данного пола). При этом мужское население всегда изображается слева, а женское – справа.
  4. Проанализировать пирамиду, объяснить ее форму и отклонения ("вымоины") от ее классической структуры.

  1. Как составлять картодиаграмму.
  1. Выбрать контурную карту нужного масштаба.
  2. Оконтурить рассматриваемые регионы (страны).
  3. Определить форму диаграммных фигур – линейную (столбики, полоски) или площадную (квадраты, круги), длина или площадь которых пропорциональны сравниваемым величинам.
  4. Произвести расчеты показателей длины или площади.
  5. Нанести фигуры на контурную карту.
  6. Провести анализ картодиаграммы.

Раздел 4: Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Что нужно знать и уметь

           I.

                    1. Понятие о научно-технической революции.

                    2. Главные направления развития производства в эпоху НТР.

                    3. Понятие и мировом хозяйстве.

                    4. Понятие о международном географическом разделении труда.

                    5. Международная экономическая интеграция.

                    6. Три типа отраслевой структуры мирового хозяйства.

                    7. Пространственные модели мирового хозяйства.

                    8. Территориальная структура мирового хозяйства.

                    9. Региональная политика.

             

Ключевые термины:  научно-техническая революция; мировое хозяйство; международное географическое разделение труда; отрасль международной специализации; международная экономическая интеграция; глобализация; транснациональная корпорация (ТНК); аграрная структура экономики; индустриальная структура экономики; постиндустриальная структура экономики; территориальная структура хозяйства; высокоразвитый район;  аграрный район; район нового освоения; региональная политика; фактор размещения; технопарк, технополис.

II.

  1. Давать характеристику научно-технической революции и мирового хозяйства, сопровождая ее четкими определениями общих понятий.
  2. Применять текстовые, картографические и графические материалы для сравнения и доказательства отдельных положений и обобщений.
  3. Готовить проблемное сообщение по заданной теме.
  4. Использовать в качестве источника информации Интернет и Геоинформационную систему.

                   

       

Раздел 5: География отраслей мирового хозяйства.

Что нужно знать и уметь

           I.

              1. Состав и основные черты размещения топливно-энергетической, металлургической, машиностроительной, химической. Текстильной промышленности мира.

              2. Понятие о «зеленой революции».

              3. Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства.

              4. Состав и основные черты размещения сухопутного, водного и воздушного транспорта мира.

              5. Состав и основные черты географии всемирных экономических отношений.

        Ключевые термины: старая, новая и старейшая отрасль промышленности; мировой энергетический кризис; новые возобновляемые источники энергии; мировой сырьевой кризис; товарное сельское хозяйство; агробизнес; мировая транспортная система; всемирные экономические отношения; открытая экономика; оффшорная зона; прямые иностранные инвестиции.

       II.

  1. Давать характеристику отрасли мирового хозяйства, используя типовой план.
  2. Использовать знания о факторах размещения производства и отраслях международной специализации для анализа размещения отраслей мирового хозяйства.
  3. Применять в разных сочетаниях текст учебника, статистические таблицы, карты, графики для характеристики отраслей мирового хозяйства, осуществлять систематизацию, сравнение и обобщение.
  4. Выполнять проектное задание.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

  1. План характеристики отрасли мирового хозяйства.
  1. Значение отрасли в мировом хозяйстве, ее отраслевой состав, влияние НТР на ее развитие.
  2. Сырьевые и топливные ресурсы отрасли и их размещение.
  3. Объемы производства продукции с распределением по главным географическим регионам.
  4. Основные страны-производители.
  5. Основные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах.
  6. Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли.
  7. Главные страны (районы) экспорта продукции. Основные страны (районы) импорта продукции. Важнейшие грузопотоки.
  8. Перспективы развития отрасли.
  1. План выполнения проектного задания.
  1. Создание наброска проекта.
  2. Сбор необходимой информации и ее обработка.
  3. Создание рабочего плана проекта.
  4. Осуществление проекта.
  5. Оформление проекта в виде текста, наборов карт и схем.
  6. Коллективная экспертиза проекта.

Раздел 6: Региональная характеристика мира.

Что нужно знать и уметь

I

  1. Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и населения Зарубежной Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.
  2. Основные черты территориальной структуры расселения и хозяйства регионов и стран мира.
  3. Основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы регионов планеты.
  4. Основные черты размещения сельского хозяйства регионов мира и его типы.
  5. Основные черты региональной транспортной системы.
  6. Субрегионы Европы, Северной и Латинской Америки, Азии, Африки.

Ключевые термины: западноевропейский тип города; портово-промышленный комплекс; столичный регион; полимагистраль; «полюс роста»; восточный (азиатский) тип города; североамериканский тип города; промышленный пояс; очаговый тип освоения территории; «ложная урбанизация»; колониальный тип территориальной структуры хозяйства.

II

  1. Давать характеристику экономико-географического положения страны.
  2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).
  3. Применять различные источники географической информации для доказательства, сравнения, конкретизации, для построения таблиц, графиков, для проведения расчетов.
  4. Применять ранее изученные текстовые, графические и картографические материалы для углубления вновь приобретенных знаний.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

  1. План характеристики ЭГП страны (региона).
  1. Положение по отношению к соседним странам.
  2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  3. Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
  4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

  1. План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).
  1. Величина запасов и размещение полезных ископаемых, их территориальное сочетание.
  2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования.
  3. Общая оценка природно-ресурсного потенциала территории для развития промышленности и обеспечения ее природными ресурсами.
  4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресурсам для развития промышленности.
  5. Общий вывод. Перспективы увеличения ресурсов и их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показатели уровня социально – экономического развития стран мира

Презентация на тему " Показатели уровня социально - экономического развития стран мира"...

Методическая разработка урока-тренинга по теме "Основы МКТ" (1 курс, социально-экономический профиль, дисциплина "Естествознание")

Урок-тренинг на современном этапе – это специально организованная учебная среда, базирующаяся на ключевых технологиях тренинговой работы и опирающаяся на активные методы обучения...

Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

    В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...

Лекционный материал курса социально-экономической географии мира

УМК География (социально-экономическая география мра)....

Элективный курс "Социально-экономические аспекты развития мира"

Социально-экономические аспекты развития мира...

Рабочая программа курса "Социально-экономическая география"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС для 10-11 классов в объёме 136 часов, рассчитана  на 2 часа в неделю. Программа расширяет базовый курс географии, который опирается на УМК...