«Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада» 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Черепанова Ирина Юрьевна

Цели:

1.      Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пути их решения; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой.

2.      Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.

3.      Воспитывать географическую культуру.

Создать условия для сохранения  и укрепления здоровья  учащихся,  путём соблюдения гигиенических  требований  к уроку, соблюдения режима проветривания, смены деятельности.  Начиная с третьего урока, проводится гимнастика для глаз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_urok.docx92.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада»

Цели:

  1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пути их решения; продолжить формирование умения работы с тематическими картами, справочной литературой.
  2. Создать условия для развития умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в решении проблемных вопросов, делать выводы.
  3. Воспитывать географическую культуру.
  4. Создать условия для сохранения  и укрепления здоровья  учащихся,  путём соблюдения гигиенических  требований  к уроку, соблюдения режима проветривания, смены деятельности.  Начиная с третьего урока, проводится гимнастика для глаз.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: проблемный диалог с элементами самостоятельной работы.

Методы:  побуждающий  диалог, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа по заполнению опорно-логического конспекта.

Оборудование: административно-территориальная карта России, атласы, опорно-логический конспект по теме «Европейский Северо-Запад», иллюстрации гербов городов, электронный учебник.

Литература:

  • В.П.Дронов, Л.Е. Савельева  «География России: Природа. Население. Хозяйство»,   «Просвещение», Москва, 2013г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  • Е.А.Жижина «Население и хозяйство России», поурочные разработки по географии, «ВАКО», Москва 2005г.
  • О.В.Антушева, «География: поурочные планы», Издательство «Учитель», Волгоград, 2006 г.

План урока:

  1. Мотивационно - целевая экспозиция
  2. Презентация нового материала
  3. Проработка нового материала
  4. Валеологическая пауза
  5. Организационно-связующий этап (домашнее задание)
  6. Контроль и оценка уровня овладения новым материалом
  7. Итог урока, рефлексия

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя:

Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями ЭГП,  природы, природных ресурсов Европейского Северо - Запада. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?

 По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске.

  • Численность и размещение населения, его состав;
  • Уровень урбанизации, крупнейшие города района;
  • Демографическая ситуация Европейского Севера;
  • Отрасли специализации района;
  • Территориальная структура хозяйства, центры;
  • Проблемы и перспективы развития хозяйства района.

Учитель: можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и  природных ресурсов,  почему?

Проверка домашнего задания: фронтальный опрос

  1. Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Северо - Запада? Покажите их на карте. Назовите административные центры.
  2. Дайте оценку ЭГП района.
  3. Расскажите, как природные условия влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей?
  4. Какими природными ресурсами богат район? Какова степень их освоения?

  1. Учитель:

Проанализируйте текст учебника (стр.110-111) и определите особенности населения (численности, естественного прироста, миграции). Работая с опорно-логическим конспектом, выполните задания раздела «Население и хозяйство района».

Работа над опорно-логическим  конспектом (приложение стр.8).

  1. В качестве задания для закрепления полученных знаний предлагаю учащимся установить соответствие городов Европейского Севера их специализации.

Население Европейского Севера - Запада

Особенности

  1. Санкт-Петербург
  2. Великий Новгород
  3. Калининград
  4. Псков
  1. Крупнейший город района
  2. Портовый город
  3. Культурная столица России
  4. Центр области с самым высоким показателем естественной убыли населения
  5. Находится на берегах озера Ильмень
  6. Второй по численности населения город района
  7. «Янтарный остров» России
  8. «Окно» в Европу

Опорно-логический конспект характеристики Северо-Западного района.

Заполните опорно-логический конспект характеристики  района.

Цель:  На основе анализа карты  Северо-Западного района, текста учебника и таблиц приложения выделить состав, особенности географического положения,   природы, природных ресурсов, населения и хозяйства района.

Состав и Г.П.  района:

(стр.115-118 и карта «Европейский Север и Северо-Западный район»).

  1. Площадь ________ млн. км2, _________ % площади России.
  2. В состав района входит 4 области и город федерального значения . Запишите в тетрадь и отметьте на контурной карте, какие субъекты входят в состав района: ____________________.
  3. Территория района занимает приморское (?), приграничное (?) и столичное положение(?):________________________________________________________.
  4. Дайте оценку геополитического и эколого-географического положения района.

Природа и природные ресурсы района:

(стр.118-119 и карта «Природные ресурсы Севера»).

  1. На территории района много озёр и рек. Назовите причины обилия рек и озёр, перечислите крупнейшие из них  ______________________________________________________________.
  2. Их соединяют каналы (назовите 2 крупных)__________________________________________.
  3. Леса занимают более ______ % территории района. Какие преобладают леса? ______________.
  4. Район беден полезными ископаемыми. Назовите полезные ископаемые, которыми располагает район ___________________________________________________________________________.

Население и хозяйство района:

  (стр.119-125, карта «Хозяйство Европейского Севера,  приложение таблицы 4,5,10 стр.274-275, 281). 

1.   Население_______ млн. человек, _______% населения России.

  1. Плотность населения составляет _________ человек на км2
  2. Какова динамика численности населения района, с чем это связано?
  3. Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность?
  4. Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._______________________.
  5. По развитию инфраструктуры район занимает__________ место в России.
  6. Перечислите ведущие отрасли промышленности, производимую продукцию и основные центры __________________________________________________________________________.
  7. На чём специализируется с/х района _________________________________________________.

Вывод: (оценка ЭГП айона)______________________________________________________________

Анализ работы с таблицей, выделение особенностей специализации района.

Использование образовательного ресурса 1С «Европейский Север»

Учитель: Итак,  выделим основные особенности населения района (ответы учащихся)

  • Численность населения 8,5 млн. человек, динами отрицательная (Главная причина – отрицательный естественный прирост). ПРОБЛЕМА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ !!!

Обсуждение проблемы – проблемный диалог.

  • Высокая плотность населения
  • Город Федерального значения – Санкт-Петербург
  • Высокий уровень урбанизации – 86 %
  • Однонациональный состав – 90,5 % населения – русские
  • Низкий уровень безработицы
  • Низкий уровень доходов население (Псковская область меньше на 30%, чем в среднем по России)
  • Европейский Северо – Запад – это район древних городов

Сообщение учащихся (сообщение 4 учащихся о Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде и Калининграде)

  1. Валеологическая пауза:  зарядка для глаз.
  2. Д/з параграф 31  читать, составить «Визитную карточку Европейского Северо - Запада»
  3. Для контроля знаний провожу работу по определению географической номенклатуры. Учащиеся  работают по карте у доски.

Покажите на карте:

  • Г. Санкт – Петербург
  • Калининградскую область
  • Великий Новгород
  • Псков
  • оз. Ильмень
  • Финский залив

(При наличии времени этот список можно продолжить).

Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок в дневники учащимся.

        (7)Учитель: Наш урок подходит к концу, давайте сделаем вывод урока (учащиеся делают вывод урока самостоятельно, ещё раз называя тему урока и выделяя особенности населения и хозяйственного освоения  Европейского Северо - Запада).

            Рефлексия:

                        - Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

                        -  Какая форма работы вызвала наибольший интерес?

                        -  С какими трудностями вы столкнулись при работе?

                        -  Удалось ли вам  сформировать окончательное представление о Европейском Северо - Западе?

                        -  Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?  

                                       Спасибо за урок!

Аннотация к уроку по теме:

 «Население и хозяйство Европейского Северо - Запада»

Урок разработан для учащихся 9 класса. Для развития познавательного интереса используются  активные методы и формы обучения.

На первом этапе урока для  создания мотивационно - целевой установки и формирования познавательных УУД используется метод проблемного диалога, в ходе которого определяется тема урока и план её изучения.

На основном этапе для формирования и развития информационно-коммуникативных УУД учащиеся заполняют опорно-логические конспекты, что позволяет увидеть целостную картину района. Такие опорно-логические конспекты разработаны мною для изучения всех экономических районов России. На данном этапе для поддержания мотивации используется исследовательский метод обучения. На этапе закрепления ребята устанавливают причинно-следственные связи между городами и отраслями специализации. Данная работа выполняется с использованием главного средства обучения географии – географической карты. На этапе контроля проводится работа с географической номенклатурой.  

В качестве домашнего задания ребята, кроме работы с учебником, выполняют творческое задание – создание визитной карточки района, что позволяет сформировать у учащихся образное представление об экономическом районе. Это способствует сохранению и развитию учебно-познавательной мотивации к дальнейшему изучению раздела. Использование различных средств создания мотивации и активных форм обучения позволило учащимся самостоятельно сделать вывод урока и проанализировать свою работу на уроке, а также обозначить значимость изученной темы для себя лично, т.е. на данном этапе развивались рефлексивные УУД..

Белан Любовь Григорьевна  МОУ СОШ №5-«Школы здоровья и развития»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Города Европейского Северо-Запада: историческая роль, современность и перспективы развития"

Урок изучения новой темы. Межпредметные связи географии с историей, МХК, литературой....

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга России.

1.Расширить представление о населении и проблемах, связанных с национально – государственным устройством Северного Кавказа.2.Развивать умения работать по типовому плану с целью выявления особенностей ...

Презентация: Машиностроение Европейского Северо-Запада. 9 класс Дронов, Баринова, Ром...

Презентация к уроку "Хозяйство Европейского Северо-Запада"...

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России"

План-конспект урока по географии по теме "Население и хозяйственное освоение Северо-Запада России" состоит из четырёх основных разделов:   1) организационная часть   2) проверка до...

Разработка урока по теме "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

quot;Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"Цели урока: Образовательные: 1. Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Севера.2. ...

Презентация по теме: "Население и хозяйственное освоение Европейского Севера"

Презентация на тему "Население и хозяйственное освоение Европейского Север"....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство»

Конспект урока по географии в 9 классе.Тема: "Европейский Северо-Запад. Население и хозяйство".Тип урока: изучение нового материала, исследовательский, научно-поисковый.Форма проведения: ком...