Нефтяная и газовая промышленность России.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Абрамова Елена Ивановна

Комбинированный урок с   использованием элементов технологии критического мышления. Осносвная цель учителя  состоит в том , чтобы способствовать  формированию  представления учащихся об особенностях  нефтяной и газовой промышленности  Росии, ее географии, проблемах  и перспективах развития. Создать условия для формирования умений   анализировать  различные источники информации, делать  выводы. предлогать пути решения. Урок оформлен в виде технологической карты. с допонительными материалами  к тематике урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Нефтяная  и газовая промышленность  России

9 класс

Учитель: Абрамова  Елена Ивановна

Тип урока

Комбинированный, с  использованием элементов  технологии критического мышления

Цель деятельности учителя

Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах  развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать  различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения.

Образовательные ресурсы

Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация

План урока

1.Значение нефтяной и газовой промышленности   В ТЭБ страны

2.География отраслей  нефтяной и газовой промышленности России.

3.Проблемы  отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля

Основные понятия

ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

ЛичностныеУУД

Научатся характеризовать  отрасли промышленности по плану

Получат возможность научиться анализировать  разные источники  информации и делать выводы, составлять прогнозы

Познавательные:

Развивают способности к  самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность  во взоимодействии   для решения задач

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с  поставленной задачей

Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость  использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды.

Организационная структура  урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

Мотивация

Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач

Создает условия для возникновения у обучающихся потребности  включиться в работу

Слушают и обсуждают тему и цели урока

Фронтальная работа

Актуализация

Виды  ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных

Организует работу с картой атласа

Аргументированно отвечают на вопросы, показывают  географические объекты на карте

Фронтальная работа

Устная

Творческий компонент

Представление презентации об истории становления  нефтяной промышленности в России

Организует  класс на просмотр и обсуждение презентации

Просматривают  и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы

Групповаяю и  фронтальная  работа

Устная

Изучение нового материала

Определить место России в мире по запасам  и добычи нефти.

Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5)

Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам  атласа.

Составление  устной характеристики главных  нефтяных баз страны

Работа со стат. материалами  учебника (с.32 рис.20) выявление  газодобывающих баз, системы газопроводов

Учитель организует работу в группах, комментирует  новую  информацию

Работают с текстом  учебника, статистическим материалом  учебника, картами  атласа и картосхемами, составляют  характеристику отрасли по плану

Обсуждают  проблемы исчерпаемости  топливно –энергетических ресурсов, целесообразности  разведки и  разработки  новых месторождений

Групповая работа

Устные ответы и записи в тетрадях

Первичное осмысление и закрепление изученного

На основе  анализа текста, статистических данных , дополнительных  источников географической информации  заполнить  схему  «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России»

Организует самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задание в тетрадях

Индивидуальная работа

Проверка выполнения заданий

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение, полученных на уроке сведений

Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке

Фронтальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашне задание

Стр. 28-32

Выполнить задание по контурной кате

Конкретизирует дом. задание

Записывает  домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Задание 1

Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.

Название базы

Доля в общероссийской добыче в %

Степень извлеченности

Крупнейшие месторождения

Примечание

Задание 2

На сколько лет хватит нефти России, если  ее уровень  добычи  не будет снижаться?

Какие данные нужно использовать , чтобы ответить  на этот вопрос?

годы

добыча

1988

570 млн.т.

 2007

490 млн.т

 2012

512 млнт.

Запасы разведанные

20 млрд т.

Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%

                                         Нефтепродукты-23,5%

Задание 3.

Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь  проблемы нефтяной промышленности России.

Задание 4

Заполните  схему:

                               Причина            Причина        Причина

Проблемы

нефтяной    _____________________________________________ВЫВОД

промышл.

                                Факты               Факты            Факты

Дополнительная информация к уроку

Причины снижения эффективности :                

  • удаленность от потребителя
  • глубина залегания
  • высокая доля примеси
  • плохая организация
  • изношенность оборудования

Экология:

  • тепловое загрязнение
  • оседание земных пород
  • выбрасы вредных в-в при транспортировке

Приложение 2

Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»



Предварительный просмотр:

Тема: Нефтяная  и газовая промышленность  России

9 класс

Учитель: Абрамова  Елена Ивановна

Тип урока

Комбинированный, с  использованием элементов  технологии критического мышления

Цель деятельности учителя

Способствовать формированию представлению об особенностях нефтяной и газовой промышленности России, ее географии, проблемах и перспективах  развития отраслей. Создавать условия для формирования умений анализировать  различные источники географической информации, делать выводы,предлогать пути решения.

Образовательные ресурсы

Учебник, карты атласа, уроки « Кирилла и Мифодия», презентация

План урока

1.Значение нефтяной и газовой промышленности   В ТЭБ страны

2.География отраслей  нефтяной и газовой промышленности России.

3.Проблемы  отраслей промышленности, перспективы развития, пути решения.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый,практический,контроля

Основные понятия

ТЭ ресурсы, нефтяная база, НПЗ,альтернативные источники энергии

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

ЛичностныеУУД

Научатся характеризовать  отрасли промышленности по плану

Получат возможность научиться анализировать  разные источники  информации и делать выводы, составлять прогнозы

Познавательные:

Развивают способности к  самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: Участуют в коллективном объсуждении проблем, проявляют активность  во взоимодействии   для решения задач

Регулятивные:

Планируют свои действия в соответствии с  поставленной задачей

Управляют своей познавательной деятельностью. Огсознают необходимость  использовать географические знания в повседневно жизни для сохранения окружающей среды.

Организационная структура  урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формы контроля

Мотивация

Объявление темы урока и совместная постановка целей и задач

Создает условия для возникновения у обучающихся потребности  включиться в работу

Слушают и обсуждают тему и цели урока

Фронтальная работа

Актуализация

Виды  ресурсов для получения энергии.География крупнейших бассейнов нефтегазовых и угольных

Организует работу с картой атласа

Аргументированно отвечают на вопросы, показывают  географические объекты на карте

Фронтальная работа

Устная

Творческий компонент

Представление презентации об истории становления  нефтяной промышленности в России

Организует  класс на просмотр и обсуждение презентации

Просматривают  и обсуждают презентацию, подготовленную уч-ся, задают вопросы

Групповаяю и  фронтальная  работа

Устная

Изучение нового материала

Определить место России в мире по запасам  и добычи нефти.

Работа с текстом учебника (с,28) и стат. таблицами ( Приложение 1, табл.5)

Выявление географии нефтяной промышленности . Рис. Учебника 18 (с.28), картам  атласа.

Составление  устной характеристики главных  нефтяных баз страны

Работа со стат. материалами  учебника (с.32 рис.20) выявление  газодобывающих баз, системы газопроводов

Учитель организует работу в группах, комментирует  новую  информацию

Работают с текстом  учебника, статистическим материалом  учебника, картами  атласа и картосхемами, составляют  характеристику отрасли по плану

Обсуждают  проблемы исчерпаемости  топливно –энергетических ресурсов, целесообразности  разведки и  разработки  новых месторождений

Групповая работа

Устные ответы и записи в тетрадях

Первичное осмысление и закрепление изученного

На основе  анализа текста, статистических данных , дополнительных  источников географической информации  заполнить  схему  «Проблемы и пути решения нефтяной промышленности России»

Организует самостоятельную работу, организует контроль

Выполняют задание в тетрадях

Индивидуальная работа

Проверка выполнения заданий

Итоги урока. Рефлексия

Обобщение, полученных на уроке сведений

Организует ответы на вопросы на с.32 ( 1,2,3)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональной состояни на уроке

Фронтальная работа

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашне задание

Стр. 28-32

Выполнить задание по контурной кате

Конкретизирует дом. задание

Записывает  домашнее задание

Индивидуальная работа

Приложение 1

Задание 1

Заполнить таблицу, используя текст и статистические материалы и другие источники информации.

Название базы

Доля в общероссийской добыче в %

Степень извлеченности

Крупнейшие месторождения

Примечание

Задание 2

На сколько лет хватит нефти России, если  ее уровень  добычи  не будет снижаться?

Какие данные нужно использовать , чтобы ответить  на этот вопрос?

годы

добыча

1988

570 млн.т.

 2007

490 млн.т

 2012

512 млнт.

Запасы разведанные

20 млрд т.

Экспорт нефти 2018 г.- сырая 31,5%

                                         Нефтепродукты-23,5%

Задание 3.

Используя , текст учебника, выпишите в тетрадь  проблемы нефтяной промышленности России.

Задание 4

Заполните  схему:

                               Причина            Причина        Причина

Проблемы

нефтяной    _____________________________________________ВЫВОД

промышл.

                                Факты               Факты            Факты

Дополнительная информация к уроку

Причины снижения эффективности :                

  • удаленность от потребителя
  • глубина залегания
  • высокая доля примеси
  • плохая организация
  • изношенность оборудования

Экология:

  • тепловое загрязнение
  • оседание земных пород
  • выбрасы вредных в-в при транспортировке

Приложение 2

Презентация к уроку « Из истории развития нефтяной промышленности России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»

Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...

Интегрированный урок по теме "Нефтяная и газовая промышленность мира"

Это обобщающий урок., где  систематизируются и расширяются  знания учащихся по строению и применеию углеродов  в современной жизни. Даётся оценка обеспеченности этим видом сырья мировог...

Модульный урок №1 по теме «Топливно-энергетический комплекс". Нефтяная и газовая промышленность.

Урок по теме "Топливно- энергетический комплекс", разработанный с использованием модульной технологии....

Нефтяная и газовая промышленность

информация может быть полезна на уроказ 8 и 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.01 РАЗРАБОТКА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 21.02.02 БУРЕНИЕ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык» разработана в соответствии с ФГОС (федеральным компонентом государственного образовательного стандарта) среднего (полного) общего образования (п...