Тема: Пищевая и легкая промышленность России 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс)

Черепанова Ирина Юрьевна

Цели и задачи:

          Образовательная: сформировать знания о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, факторах размещения предприятий, проблемах и перспективах развития пищевой и легкой промышленности в России.         

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме;  создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

            Воспитательная: воспитывать географическую культуру школьников и интерес к изучаемой теме, через профориентацию старших школьников.      Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishhevaja_i_legkaja_promyshlennost.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Тема: Пищевая и легкая промышленность России

Цели и задачи:

        Образовательная: сформировать знания о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, факторах размещения предприятий, проблемах и перспективах развития пищевой и легкой промышленности в России.        

Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме;  создать условия для развития умения устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное, делать выводы

        Воспитательная: воспитывать географическую культуру школьников и интерес к изучаемой теме, через профориентацию старших школьников.         Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и укрепление здоровья учащихся, через соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку и валеологические паузы.

          Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый

         Тип урока: комбинированный.

          Оборудование: учебники, тетради, атлас, презентация.

        

ХОД УРОКА.

Организационный момент  

  1. Приветствие и эмоциональный настрой учащихся на работу
  2. Учебная организация учащихся: наличие учебников, тетрадей, атласов и контурных карт.

     Актуализация знаний  

        I Повторение

  1. Анализ практической работы по теме «Машиностроение России»

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить об отраслях, чья продукция является жизненно необходимой для каждого человека. Пища и одежда нужна всем и соответственно тема урока «Пищевая и легкая промышленность России»

II. Изучение нового материала

Учебная мотивация

  • Какую проблему решают пищевая и легкая промышленность?
  • Какие отрасли пищевой и легкой промышленности вам известны?
  • Какую продукцию легкой и пищевой промышленности производят в вашем районе?

Учитель: и пищевая и легкая промышленность тесно связаны с сельским хозяйством, поскольку именно в с/х выращивают сырье для отраслей.

АПК

        пищевая                          легкая

Примеры:        - рыбная                      - текстильная

Пищевая промышленность:

Основное назначение пищевой промышленности – производство продуктов питания

Факторы размещение предприятий пищевой промышленности: используя тематические карты атласа, и текст учебника параграф 12, заполните таблицу или составьте конспект.

Два варианта рассмотрения вопроса:

I вариант

  1. Сырьевой фактор
  • Рыбная
  • Консервная
  • Чайная
  • Сахарная
  • Маслодельная
  • Крупяная

Пример: что бы получить 1 тонну сахара необходимо переработать 7 тонн сахарной свеклы. Рыба скоропортящийся продукт и поэтому перерабатывать необходимо в районах добычи (лова)

II вариант построение таблицы

Факторы размещения предприятий пищевой промышленности

Отрасли пищевой промышленности

Центры

Сырьевой фактор

  • Рыбная
  • Консервная
  • Чайная
  • Сахарная
  • Маслодельная
  • Крупяная

Мурманск, Владивосток, Астрахань

Мурманск, Архангельск, Калининград

Краснодарский и Приморский край

Воронеж, Курск, Тамбов

Волгоград, Ростов-на-Дону

Крупные города юго-западных территорий России

Потребительский фактор

  • Чаеразвесочная
  • Хлебопекарная
  • Кондитерская
  • Макаронная

Во всех городах

Легкая промышленность:

Основное значение легкой промышленности – это обеспечение населения одеждой и обувью.

Особенности размещения легкой промышленности:

  • Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей
  • Легкая промышленность – трудоемкая отрасль, где занято в основном женское население.
  • Размеры предприятий легкой промышленности не большие, не требуют много энергии и воды

Учитель: Что служит сырьем для лёгкой промышленности? (лен, хлопок, искусственное волокно, шерсть, шкура животных и т.д.)

Отрасли легкой промышленности:

  1. Текстильная промышленность – изготовление ткани (Иваново). Почему, после распада СССР резко сократилось производство тканей,  и увеличился импорт из Китая, Индии и других стран. (традиционные районы выращивания хлопка Узбекистан и др. азиатских  республики отделились и Россия потеряла ресурсные базы.)

Проблема: Почему Иваново называют городом «невест»?

  1. Швейная промышленность
  2. Обувная
  3. Кожевенная
  4. Другие

III. Закрепление

  • В состав какого межотраслевого комплекса входит пищевая и легкая промышленность?
  • Какие предприятия легкой и пищевой промышленности представлены в нашем районе?
  • Обеспечивает ли производство население нашей страны  собственными продуктами питания, Если нет, то почему?
  • Целесообразно, ли в нашей стране развивать легкую промышленность, или выгоднее импортировать готовую одежду, ткани, обувь?
  • Какие направления (отрасли) легкой промышленности очень перспективны для нашей страны. Почему? (меховая, кожевенная – Россия великая лесная держава)

Домашнее задание: § 12.

Задания:

Подготовиться к контрольной работе по теме: «Второй сектор экономики – отрасли перерабатывающие сырье» (§ 1- 12)

Пройти тест (меню сайта – ученикам – тесты online- 9 класс) на сайте geograph86.ucoz.ru (Вторичный сектор экономики России)

Белан Л.Г. учитель географии МБОУ СОШ 5, г. Радужный. ХМАО-Югра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочий лист. Состав и значение АПК. Пищевая и легкая промышленность

Рабочие листы для самостоятельной работы учащихся. По учебнику Дронова В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс....

Урок географии в 9 классе по теме "Пищевая и легкая промышленность России"

Урок географии для обучающихся 9-х классов по теме "Пищевая и легкая промышленность России"....

Технологическая карта урока.« Межотраслевые комплексы России. АПК»." Пищевая и легкая промышленность"

ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность»Цели изучения темы:Образовательные цели: Изучить особенности предприятий пищевой промышленности ...

ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность»

ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность». Приведите примеры влияния специализации земледелия на специализацию животноводства в разных рай...

Презентация на тему урока: "Пищевая и легкая промышленность"

Раздел АПК России по теме: «Пищевая и легкая промышленность». На изучение темы отводится  3 часа. Данный урок последний при изучении темы. Тип урока: комбинированный, урок изучения но...

РАЗРАБОТКА УРОКА ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ "Пищевая и легкая промышленность"

формирование знаний о значении и особенностях развития пищевой и легкой промышленности, познавательного интереса к изучаемой теме....