«Формирование различных видов универсальных учебных действий в урочной деятельности по географии»
проект по географии (6 класс)

Артём Александрович Панасенков

"Гидросфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx272.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТ

«Формирование различных видов универсальных учебных действий в урочной деятельности по географии»

(на примере изучении темы «Гидросфера»).

Щучье 2019г.

Понятие об универсальных учебных действиях (УУД). Их виды, функции.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы современного образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле: умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Понятие «универсальные учебные действия (УУД)»  в узком (собственно психологическом) смысле: совокупность способов  действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

3. УУД, их свойства и качество определяют эффективность образовательного процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

  1. Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  2. Создать условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
  3. Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентности в любой предметной области.

Основными видами универсальных учебных действий являются: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (Приложение №1).

Личностные действия обеспечивают знание учащимися моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

Целеполагание  как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и неизвестно.

Планирование – определение последовательности действий, составление плана, нацеленных на конечный результат.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Контроль – сличение способа действий и его результата с эталоном.

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Оценка – осознание уровня и качества усвоения.

Саморегуляция – способность к мобилизации сил на преодоление препятствий.

Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- осознанное  и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор более эффективных способов решения задачи;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий; умение точно и полно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Преподавание географии в условиях ФГОС ООО.

География в средней школе – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Наступивший век информационных технологий требует от преподавания географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией сколько обучения умениям самостоятельно получать нужную географическую информацию, анализировать ее. Учащиеся должны иметь возможность сами освоить приемы работы с учебником, географической картой, отбирать нужные знания из просмотренных видеофильмов, компьютерных программ.

Преподавание школьной географии начинается с 5 класса. По принципу преемственности новый курс географии объединяет материал 5-6 классов.

С учетом требований ФГОС ООО ведущей идеей усиления практической направленности обучения является формирование универсальных учебных действий (способов деятельности) учащихся: вести наблюдения за объектами и явлениями, процессами географической среды; составлять географические описания и характеристики географических объектов; определять расстояния, направления; применять приборы и инструменты в проведении географических практик; определять качественные характеристики объектов земной поверхности по особенностям их изображения; исследовать проблемы сложных и противоречивых взаимоотношений человека и природы; использовать приобретенные знания  в повседневной жизни, профессиональном самоопределении.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

Метапредметным результатом изучения курса «География» является формирование УУД.

Регулятивные УУД

5-6-й классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных  и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять план решения проблемы (проекта).

Работая по плану, сверять свои действия  с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

5-6-й классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания. Строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных  связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст). Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5-6-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Задания по теме «Гидросфера» (6 класс), в результате которых формируются различные виды универсальных учебных действий.

Задание

Личностные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

1.Определите, о каком природном процессе идет речь в стихотворении И. Якимова:

«Хоть в это поверит не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире».

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

- осознание своего места и роли в решении данной проблемы;

- стремление как можно полнее проявить себя в решении проблемы.

- слушать и понимать речь товарищей;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь письменно и устно выражать свои мысли, идеи;

- уметь публично защищать свою позицию.

- формулировка познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- подведение под понятие, выделение следствия;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений.

- проговаривать порядок  действий на уроке;

- высказывать свои предположения на основе учебного материала;

- работать по плану, осуществлять самоконтроль;

- определять степень успешности выполнения работы.

Работая с текстом стихотворения, учащиеся выдвигают свои версии о природном процессе, характеризуемом в данных строках, и приходят к понятию – Мировой круговорот воды в природе (Приложение №2).

Далее они планируют дальнейшие свои действия (учитель корректирует):

1. Работа со схемой учебника «Мировой круговорот воды в природе».

2. В чем отличие малого круговорота  от большого. Чертят схему в тетради.

3. Высказывают свои предположения, на какие природные процессы на Земле  влияет круговорот воды (запасы воды на Земле остаются неизменными; перенос влаги и тепла с океана на сушу и наоборот; объединяет между собой все оболочки Земли).

Задание

Личностные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Познаватель-ные УУД

Регулятивные УУД

Исправить «неточности» в рассказе «самого правдивого человека на свете» - барона Мюнхаузена (текст прилагается).

- Оценка усвоения материала по теме «Гидросфера»;

- значимость полученных знаний для различных жизненных ситуаций;

- стремление как можно лучше проявить себя на уроке, показать свои знания по теме;

- уважительное и доброжелательное отношение к высказывание товарищей.

- Сотрудничест-во  в поиске достоверной информации;

-определение функций участников встречи, способов их взаимодей-ствия;

- выслушивание альтернатив-ных способов решения проблемы;

- полнота и точность выражения своих мыслей;

- развитие умений слушать, слышать и понимать своих товарищей.

-формулирова-ние стоящей перед уч-ся проблемы;

- поиск и выделение подлинной и ложной информации на основе имеющихся знаний;

- строить логическое обоснование рассуждений;

- показ географичес-ких объектов на карте.

- решение проблемы в группах;

-составление плана и последовательнос-ти действий;

- сличение способа действия и его результата;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способы действия;

- выделение и осознание учащимися качества и уровня усвоения материала;

- способность к мобилизации сил на преодоление препятствий.

В самом начале урока показ фрагмента из мультфильма о бароне Мюнхгаузене – «самом правдивом человеке на свете».  Учащиеся работают далее в группах над текстом с рассказом барона – «большого знатока водной оболочки Земли». Находя и исправляя ошибки в рассказе, ребята используют на практике полученные знания по теме. Фиксация ошибок и правильные ответы кратко записываются в тетради (Приложение №3).

Далее учащиеся выполняют задания в тетраде-тренажере «Смотрим и думаем».

        Рассказ – небылица:

«Я слышу, здесь обо мне говорят!  Здравствуйте, ребята! Да, я много повидал, много путешествовал и все на свете знаю. Графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть своими лучшими друзьями, всегда говорили, что я – самый правдивый человек на Земле. Я – большой знаток и водной оболочки нашей планеты – атмосферы!  Большую часть водной оболочки составляют соленые воды рек и озер, меньшую – пресные воды океанов и морей. Запасы воды на нашей планете, к сожалению, убывают с каждым годом, т.к. перемещение воды с океана на сушу и наоборот не происходит. Но пока воды на нашей планете хватает, я совершил немало путешествий по бескрайним просторам пяти океанов. Помню, плыл я как-то по бескрайним просторам Тихого океана близ берегов Африки, одного из семи материков нашей планеты. Через пролив Дрейка я попал в красивейшее окраинное море – Средиземное. В Средиземном море я плавал много раз. Чудесное море! Вода в нем имеет самую высокую соленость. Я даже, отдыхая, лежал на поверхности его и читал увлекательный роман. Во время одного и плаваний в водах Тихого океана я наблюдал огромные волны – цунами! В открытом океане они достигали высоты ста метров! Я знаю, что причина их возникновения – лунное притяжение и что на побережье цунами не страшны. Поэтому я поспешил доплыть до берега, где переждал эти страшные, разрушительные волны. А знаете ли вы, юные друзья, что вода в океане может перемещаться на большие расстояния в океанических течениях? Течения приносят к берегам обломки погибших кораблей, а иногда и запечатанные бутылки с записками от моряков, потерпевших кораблекрушение. Я сам выловил одну из таких бутылок в самом длинном течении Гольфстрим. Вода в нем такая холодная, что, достав бутылку, я даже отморозил себе палец! Приходилось мне на подводной лодке опускаться на дно самой глубокой впадины – Марианской. Меня поразило обилие жизни на этой глубине: богатейшие заросли водорослей, обилие рыбы и других водных обитателей. Жаль, ребята, что под землей нет воды, а то я обязательно поплавал бы и там. Но зато я много плавал по рекам и озерам суши. Ваш город стоит на реке Волге. Приходилось мне путешествовать и по ней. Плавание я начал с самого ее начала – устья, а закончил свое путешествие у самого впадения Волги в Черное море – истока. На Волге  много водопадов: Виктория, Анхель, Ниагара! Это красивейшее зрелище! Люблю я очень путешествовать и по озерам. Как-то я плавал по водам самого большого, но зато самого мелкого озера на нашей планете – Байкалу. Оно так мелководно, что не нужен даже был корабль. Часть своего путешествия я шел по дну, и вода едва доходила мне до пояса. Вижу, ребята, что вы очень  много знаете! Но напрасно вы не доверяете моим рассказам! Ведь я – «самый правдивый человек на свете!».

Задание

Личностные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Пройти маршрутом первого кругосветного путешествия Ф.Магеллана (1519-1522 гг).

Нанести этот маршрут на контурную карту, а также отметить на ней крупнейшие географические объекты (острова, моря, заливы, проливы, течения  и т. д).

-адекватно выражать и контролиро-

вать свои эмоции;

-аргументиро-ванно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечелове-ческие ценности;

-учиться критически осмысливать свое поведение, справляться с эгоизмом, агрессией.

-грамотно излагать свое мнения в полилоге с товарищами,

аргументируя его;

-понимать и уважать позиции других;

-достойно признавать допущенные ошибки и корректировать свое мнение;

-организовывать работу в паре, группе;

-использовать ИКТ как инструмент для достижения цели.

-находить в различных источниках (карте, учебнике и др.) достоверную информацию;

-вести грамотный отбор необходимых данных;

-представить информацию в виде маршрута экспедиции;

-совершенство-вать  навыки чтения тематических карт.

-определение цели данной проблемы и путей ее решения;

-выбор средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планирование деятельности каждого в решении задания;

-сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

        

 Работая над данным краткосрочным проектом, учащиеся обращаются к ранее уже изученному материалу «Великие географические открытия», совершенствуют свое умение работать с географической картой, пополняют свои знания в области географической номенклатуры (Приложение №4).

Заключение

        Введение ФГОС ООО – это переход к системно-деятельному подходу в обучении, в основе которого лежит принцип – «ученик учись сам». Учащийся должен сам освоить приемы работы с учебником, картами атласа и настенными картами, отбирать нужные им знания из различных источников, организовывать учебный процесс.

        Учитель для новой школы дает школьникам не только знания, сколько в первую очередь учит детей учиться; делает процесс познания интересным и привлекательным; создает условия, позволяющие формировать универсальные учебные действия.

        Средствами формирования универсальных учебных действий на уроке служат грамотно подобранные задания; вопросы, побуждающие детей к самопознанию, развитию компетенции. Компетенция – способность учащихся следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа,  деятельность).

Конечной целью современного образования является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов.  

        Список литературы

1. Асмолов А.Г. Бурлинская Г.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М., Просвещение , 2011.

2. Дронов В.П. География. Рабочая программа. Предметная линия учебников «Сфера». 5-9 классы. М., Просвещение, 2011.

3. www.standart.ru Государственный портал поддержки введения ФГОС.

4. http://www.school.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

УУД

Личностные

Регулятив-

ные

Познаватель-

ные

Коммуникатив-

ные

Самоопреде-

ление:

-Построение индивидуаль-ных жизненных смыслов;

-Жизненное проектирова-

ние.

Организа-

ция учебной деятельнос-ти.

Работа с информацией.

Социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие.

Смыслообра-зование и нравственно-этическая оценка.

Целепола-

гание, прогнозиро-вание, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.

Общеучебные, знаково-символические,

логические,

постановка и решение проблем.

Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера,владе-

ние различными формами речи.

155ae74d-8e8c-424a-992e-ff84b7b97c07.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

wpid-1l8tAIbs8mo13.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

attach.jpg0009-009-Pervoe-krugosvetnoe-plavanie-F.-Magellana.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку

Система универсальных учебных действий напревлена превратить обучение в процесс саморазвития ученика и расширить горизонт его познания.Поскольку главный результат образования на сегодняшний день ...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Английский язык ещё недавно воспринимался как иностранный. Сегодня он считается во всём мире международным. Многочисленные политические, социально-экономические и культурные преобразования, происходящ...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий на уроке английского языка

На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В данной статья приводятся прим...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий по теме "My Day"

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий...