Методическая разработка урока географии.Природные зоны Южной Америки
план-конспект урока по географии (7 класс)

Барминская Вера Анатольевна

Тип урока ___ урок открытия новых знаний Цель _ способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать Технологии и методы работы - технология проблемного обучения (частично – поисковый, исследовательский метод), ИКТ (словесно – наглядный метод, демонстрация презентации), технология сотрудничества (метод работы в группах), технология РКМЧП (составление кластера, «графического конструктора», синквейна) Оборудование: рисунки или фотографии животных и растений Южной Америки, географические атласы, карта природных зон Южной Америки, карта «Почвы», климатическая карта, презентация, компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, конверты с карточками, раздаточный инструктивный и дополнительный материал по теме урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx51.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

Учитель: Барминская Вера Анатольевна

Класс _________   7 класс

УМК___________ В.А.Коринская; И.В. Душина; В.А. Щенев. География материков и океанов.

Тема урока______ Природные зоны Южной Америки

Тип урока _______ урок открытия новых знаний

Цель ___________ способствовать формированию представлений о природных зонах  Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систематизировать и презентовать

Задачи:

   предметные: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   природных  зон Южной Америки; содействовать пониманию взаимосвязей между компонентами природы в  каждой природной зоне; овладение навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с географической картой, с текстом учебного материала и текстом дополнительной литературы

личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы; содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Технологии и методы работы - технология проблемного обучения (частично – поисковый, исследовательский метод), ИКТ (словесно – наглядный метод, демонстрация презентации), технология сотрудничества (метод работы в группах), технология РКМЧП (составление кластера, «графического конструктора», синквейна)

Оборудование: рисунки или фотографии животных и растений Южной Америки,  географические атласы, карта природных зон Южной Америки,

 карта «Почвы», климатическая карта,  презентация, компьютер, проектор, магнитная доска, магниты, конверты с карточками, раздаточный  

 инструктивный и дополнительный материал по теме урока

Этапы  урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Организационный момент. Мотивация

учебной деятельности

Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой.

 Читает стихотворение

Про Южную Америку

Я вычитал из книг,

Что Южная Америка

Огромный материк!

Там океан бессонно

Качает берега,

Струится Амазонка

Огромная река.

Деревья-великаны

В огромный встали лес,

Огромные вулканы

Дымятся до небес.

Давай разыщем самый

Огромный пароход

И скажем папе с мамой

Что нам пора в поход!

Огромный месяц светит,

Колышется вода...

Мы едем, едем, едем

Туда, туда, туда!

(южная Америка   от берега до берега  анна воронова)

Весь класс во фронтальном режиме
слушает текст стихотворения

Настраиваются на работу

Регулятивные УУД:

Умение подготовить рабочее место для
занятий

Подготовка учебных принадлежностей

Коммуникативные УУД:

Понимать на слух текст стихотворения

  1. Осмысление учебных задач (целеполагание, определение темы урока)

Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по материку Южная Америка.

Какие темы  мы уже изучили?

– Что по плану нужно изучать после внутренних вод материка?

Назовите тему нашего урока?

Помещает на магнитной  доске словосочетание “природная зона”, назовите ассоциации, которые возникли у вас с этим словосочетанием.

Ребята, скажите, что же такое природная зона?

Зная, что такое “ природная зона”, давайте сформулируем цель урока?

Обобщая высказывания детей, называет цели и задачи урока.

Составляют кластер «Природная зона» и взаимосвязанные компоненты, формулируют определения понятий (выходят к доске и производят записи)

(Приложение 1)

Совместно с учителем формулируют  тему и цель урока

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

  1. Подготовка к изучению нового материала

Мотивация

учебной деятельности

Постановка проблемы.

 Работа с атласом. По карте атласа определите:

-    Сколько природных зон в Южной Америке? Перечислите их.

-    Какие природные зоны занимают большую площадь на территории континента?

-    Какие природные зоны занимают меньшую площадь на территории материка?

-Чем это объяснить?

Мотивирует к изучению нового материала показом слайдов и комментированием интересных  фактов об  удивительных представителях флоры и фауны Ю.А.

– Проанализируйте представленную информацию:   

– Южная Америка – самый дождливый материк;

– пустыня Атакама – одно из самых сухих мест на Земле: там годами не выпадает ни единой капли дождя;

– на территории Южной Америки протекает самая большая река Земли – Амазонка. Речной бассейн её по площади равен Австралии.

- Самая длинная змея – анаконда, самая маленькая птица – колибри, самый большой жук – геркулес, опасная рыба – пиранья и т.д.

– Предложите свой вариант проблемного вопроса к уроку.  

– Какие у вас будут гипотезы? 

Постановка проблемы: Действительно ли  так разнообразен и эндемичен растительный и животный мир Ю.А.?

Работают с картой «Природные зоны». Отвечают на вопросы.

Большая часть материка лежит в экваториальном и субэкваториальном климате, это области пониженного давления, где преобладает жаркий и влажный климат, поэтому большую часть занимают влажные экваториальные леса.

Слушают учителя. Знакомятся с презентацией

Устанавливают проблемный вопрос.

Почему на территории Южной Америки такое разнообразие органического мира?

Гипотеза:

Многообразие климатических особенностей.

Познавательные УУД:

 поиск и выделение необходимой информации

Самостоятельное выделение проблемной задачи

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Основная часть урока – знакомство с новым материалом

Организует групповую работу учащихся, инструктирует.

Каждая группа сообщает о результатах своей работы

На этом этапе урока происходит самостоятельное знакомство учащихся с материалом урока, его восприятие и осмысление. Работают в группах: 1 группа получает задание изучить особенности природной зоны – влажные экваториальные леса (сельва), 2 группа – зона саванн, 3 группа – зона степей (пампа), 4 группа – зона полупустынь (Патагония).

5 группа – высотная поясность в Андах  в районе экватора.  Заполняют таблицу “Природные зоны Южной Америки” (Приложение 2) 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Познавательные УУД:

- находить достоверную информацию

- владеть смысловым чтением;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

-представлять информацию в виде таблицы Коммуникативные УУД:

 - уметь слушать, слышать и понимать сверстников;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

  1. Закрепление нового материала

Организует фронтальный опрос:

  1. Как влияет климат на растительный и животный мир Южной Америки?
  2. Какие новые необычные названия природных зон вы сегодня услышали впервые? (Сельва, кампос, льянос, пампа, патагония). Запишите в листок открытий их определения.
  3. В чем заключается такое многообразие ПЗ, чем отличаются ПЗ?
  4. От чего зависит образование ПЗ?
  5. Действительно ли  так разнообразен и эндемичен растительный и животный мир Ю.А.?

- Ребята, давайте сделаем вывод:

Отвечают на вопросы:

Примерные ответы:

- на экваторе в условиях жаркого и влажного климата  формируется  наибольшее видовое разнообразие

----а, в саваннах беднее древесная растительность, т.к. количество влаги уменьшается от экватора к югу, поэтому и животный мир будет беднее, мельче.

---- называют животных и растения.

----образование природных зон в первую очередь зависит от климата  данной территории: если  для территории характерны  высокие температуры и большое количество осадков, как на экваторе, то это будет способствовать развитию богатой растительности,  здесь будут  формироваться плодородные почвы, развиваться богатый животный мир

формулируют вывод:

Все природные зоны отличаются друг от друга видовым разнообразием растений и животных, природные зоны разнообразны, имеют большую протяжённость, изменяются вслед за климатом. Смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

Обобщать и делать выводы

Коммуникативные УУД:

- уметь устно выражать свои мысли, идеи.

Домашнее задание

оценивает работу детей на уроке. Объясняет домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить, приготовиться к мини - тесту

Творческое задание. На выбор по желанию:

придумать слоган  самых известных туристических мест Южной Америки.

из дополнительной литературы привести примеры отрицательного воздействия человека на природу Южной Америки.

 Составить кроссворд по теме

 Придумать  три вопроса  по составленной  на уроке таблице.

Придумать синквейн о природе Южной Америки

Слушают учителя, задают вопросы по домашнему заданию, записывают домашнее задание

Личностные УУД

Осознанное восприятие

информации

Регулятивные УУД:

саморегуляция

  1. Рефлексия

Организует рефлексию

Подведём итог урока, и каждый из вас оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. (Приложение3)

Приложение 4 – технологии, методы и приемы

Приложение 5 – самоанализ урока

Познавательные УУД:

самооценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

-

Приложение 1

Приёмы технологии РКМПЧП, которые я использую на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся. Первый из них кластер.

Кластер (анг. duster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Приём можно  применить на стадии вызова. Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит в свою очередь учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

http://festival.1september.ru/articles/608246/img1.gif

Приложение 2

Заполни в ходе урока таблицу, затем ты ее вклеишь в тетрадь.

Используя текст учебника и  текст дополнительной информации, карты атласа, составьте характеристику природных зон Южной Америки.

Задания работы

1. Прочитать текст, рассмотреть карты атласа – природные зоны, климат, почвы Южной Америки. Познакомиться с природной зоной материка.

2. Заполнить сводную таблицу. ( Выберите правильные варианты из предложенных карточек, прикрепите их  с помощью магнитов на доску, в соответствующую графу)

3.Выберите стихотворение, описывающее вашу природную зону,  и подготовьте его к выразительному прочтению.

4. Составить образ природной зоны. Выберите фотографии, которые соответствуют вашей природной зоне. Наклейте выбранные фото.

5.Представьте  отчет о своей работе

Природные зоны  Южной Америки.

Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

                                                                                                                              Приложение 3

Современный урок географии в условиях реализации ФГОС, как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

С целью включения учащихся в рефлексивную деятельность я создаю условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы; обеспечиваю понимание обучающимися собственных барьеров, затруднений в учебно- познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.

Рефлексия может осуществляться на любом его этапе. 

В конце урока можно зачитать отрывок из известной детской сказки

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

- Тогда суди сам себя, - сказал король.

- Это самое трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр.

В конце урока предлагаю детям в листе самоконтроля

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Группа“ 0________10

„Класс“ 0________10

А на доске написано четверостишие

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по результатам урока.

 И на этой позитивной ноте  благодарю детей за работу. Урок окончен!

Приложение 4

Методы и приемы, используемые при проведении урока

Приёмы технологии РКМПЧП, которые я использую на уроках для активизации познавательной деятельности обучающихся. Первый из них кластер.

Кластер (анг. duster – гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Приём можно  применить на стадии вызова. Кластер будет отражать имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме. А это позволит в свою очередь учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Прием «Географический конструктор»

Географический конструктор представляет собой особый вид настольной игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В качестве примера образец конструктора по теме «Природные зоны Южной Америки». Учащиеся  должны  сконструировать из карточек заданную учителем природную зону.

Географический конструктор можно использовать и при обычном опросе и при игровых формах работы. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов и в то же время это напряженная работа для памяти, так как вариантов ответов слишком много.

Географический конструктор тренирует не только память, но и внимание, так как ученик должен быстро найти нужную карточку в наборе.

Можно использовать как настольный вид, так и  на магнитной доске. В последнем случае карточки должны быть большего размера.

Влажный экваториальный лес

Лес как дом многоэтажный,
Каждый ярус очень важный.
Сверху – ветер, солнце, дождь,
Снизу – сыро, не пройдешь.
Великаны все вокруг
Друг за другом встали в круг.
Если будет непогода,
Корни-доски им помогут.
Чтобы ближе к солнцу быть,
Каждый луч его ловить,
По ступеням-веткам ввысь,
Соревнуясь, поднялись
Эпифиты всех мастей:
От кактусов до орхидей.
Многоцветочный каскад,
Словно – это дивный сад!
Пенье птиц, мартышек крик,
Ревуна гортанный рык …
Жизнь вверху кипит. Теперь
Мы отправимся в «партер».

Пальмы, фикусы, бананы,
Диффенбахии, лианы
Все обвили как спруты,
Не проехать, не пройти!
Свет здесь редкий гость, темно
И опасностей полно:
Змеи, оводы, жуки,
Черви, блохи, пауки,
Скорпионы. Муравьи
Кочуют по лесу они.
Ягуар и кугуар
Поджидают капибар.
Где-то рядом оцелот –
Южноамериканский кот.
И подвижный муравьед
Ест термитов на обед.
Берегитесь вы удава,
И пиранью, и каймана…

Саванна

Тут природа монотонна
И зависит от сезона.
Вот период жарких дней
Перешел в сезон дождей.
И деревья здесь редки.
Мало влаги. Вдоль реки
Галерейные леса
На просторах льяноса.
То ковер из трав душистых,
Пальм раскидистых, пушистых,
То в невыносимый зной
Сохнет, гибнет травостой.
Молочаи и мимозы,
Что на зонтики похожи,
Много кактусов древесных,
Тем саванна интересна.
Вот такой ландшафт – безлесье,
А точнее – редколесье.

Патагония - полупустыни

Песок и выцветшее небо ,
На небе солнце жаром дышит
Таков пейзаж пустыни знойной
На метров сотни, сотни тысяч…

Не нарушают неба сини
Своим движеньем облака,
Не закрывает лика солнца
Природы белая рука.

И только ветер ненароком
Поднимет вверх песчинок рой,
Покружит их в привычном вальсе
И снова им вернет покой…

Песок волной неровной ляжет,
Как будто желтый океан,
И снова будет спать и видеть
Сны неизвестных дальних стран.

Степь

Есть в субтропиках равнина
Речки Параны долина.
Черноземный тут ландшафт
С изобильем диких трав.
Злаки здесь царят везде,
Лучше пастбищ нет нигде.
На полях растят зерно.
Пампа – житница давно.

Горы

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся -Анды
В переводе эта твердь
Означает слово… Медь
Тут в былые времена
Прогибалась земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться
Иль на запад перебраться?

ПРИЛОЖЕНИЕ «КАРТОЧКИ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ»

Карточка 1

Влажные экваториальные леса – сельва

Саванны и редколесья

Карточка 1

Субтропические степи - пампа

Полупустыни – Патагония

Карточка 1

Анды (парамос)

По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности

Карточка 1

Оринокская низменность, Гвианское, Бразильское плоскогорья.

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Карточка 1

Узкая полоса вдоль Анд на юге материка

Западная часть материка

Карточка 1

Экваториальный пояс: жарко и влажно

Субэкваториальный: жарко,  тропический пояс:

Карточка 1

Субтропический пояс: тепло и влажно

Субтропический, умеренный пояс: сухо и прохладно

Карточка 1

Красно-желтые ферраллитные

Красные ферраллитные

Карточка 1

Красновато-черные

Бурые, серо-бурые

Карточка 1

Шоколадное дерево, пальмы, сейба, гевея, кувшинка Виктория

Акации, пальмы, кактус, Бутылочное дерево, кебрачо

Карточка 1

Ковыль, просо, камыши

Злаки, подушкообразные кустарники

Карточка 1

Хинное дерево, бамбук

Обезьяны, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри, капибара, анаконда

Карточка 1

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы,

страус нанду

Карточка 1

Вискаша, нутрия, броненосцы

Очковый медведь, лама, шиншилла, кондоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Зоны корня"

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Зоны корня", практический урок с использованием презентации, мультимедийных тестовых заданий....

Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"

В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и  активизируе...

Разработка урока 7 класс "Климат" Южной Америки"

Представлена разработка урока по 7 классу "Климат Южной Америки"....

Методическая разрабока урока географии: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Урок "Природные зоны Северной Америки" четвертый урок в теме "Северная Америка". Урок с использованием проблемных вопросов....

Методическая разработка урока географии Внутренние воды Северной Америки

Урок географии в использованием системно-деятельностного подхода....

Урок игра "Природные зоны Южной Америки" 2023

Урок игра "Природные зоны Южной Америки"Презентация https://disk.yandex.ru/d/hHL4EvqSjgX3wg...

Открытый урок по географии :"Природные зоны Южной Америки" 7 класс

Урок-путешествие можно назвать творческим процессом,т.к.во время урока дети дети не только погружаются в тематику,но и получают возможность проявлять фантазию,высказывать предположения,развивать творч...