Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Подземные воды", соответствующего требованиям ФГОС
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Пузина Валентина Ивановна

Тема урока

Подземные воды

Тип урока

Комбинированный 

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. 

План урока

1) Организационный этап. Актуализация знаний

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичная проверка понимания

5) Первичное закрепление

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_podzemnye_vody.docx31.48 КБ
Файл podzemnye_vody_6_klass.pptx667.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме "Подземные воды", соответствующего требованиям ФГОС

Учитель: Пузина Валентина Ивановна, МБОУ «СШ№1 им. А.В.Войноловича», г Нижневартовск

Тема урока

Подземные воды

Тип урока

Комбинированный 

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы. 

План урока

1) Организационный этап. Актуализация знаний

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичная проверка понимания

5) Первичное закрепление

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цели урока

Предметные: Сформировать знания о подземных водах, их свойствах и происхождении. Составлять определение природных объектов. Определять на карте местоположение географических объектов. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Метапредметные: Формировать умение определять цели своего обучения. Планировать пути достижения результата. Находить в различных источниках, анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы. Организовывать учебное сотрудничество с учителем и учениками.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Формы и методы обучения

Индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: частично поисковый, проблемный. 

Основные термины и понятия

Подземные воды, водопроницаемые и водоупорные горные породы, пещеры, грунтовые и межпластовые воды, водоносный слой, источники, минеральные воды, загрязнители.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: Давать определения объектам. Объяснять терминологию.

Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа.

 

Основные этапы организации учебной деятельно-сти

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный этап

Актуализация знаний учащихся

Определить усвоение ранее изученного материала

-Вспомните из каких частей состоит гидросфера?

- Какую часть гидросферы мы изучили?

Отвечают на вопросы

Взаимодействуют с учителем во время опроса

Определить уровень своих знаний

2. Определение темы

Подвести учащихся к определению темы урока

Диалог (яркое пятно, побуждающий от проблемной ситуации), направленный на формулирование проблемы (цели урока).

Попробуйте по следующим строчкам определить, о каких водах пойдет речь уроке сегодня?

В тени деревьев серебрится
Вода лесного родника.
И люди едут насладиться
Его водой издалека.

Дороже злата им и хлеба
Кристально чистая вода.
Энергию земли и неба
Родник пронес нам сквозь года.

Что вы знаете о роднике? Какая вода в роднике? Почему вода в роднике или в колодце чистая, холодная?

- Вся ли вода бывает только на поверхности?

(Если не смогли ответить)

- Как вы думаете, куда уходит вода после таяния снега и сильных дождей?

- О чем пойдет сегодня речь на уроке?

Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Приводить аргументы

Выдвигать версию решения

3. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

- Что нужно знать при изучении подземных вод?

- Есть различия у таких вод или они все одинаковые?

- Могут ли подземные воды  влиять на другие природные объекты?

Фиксируют проблему.

Высказывают цели и задачи урока

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Освоение нового материала

Актуализация знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов знаний

1. - Прочитайте первый абзац, составьте определение понятия "подземные воды.

2. Как происходит образование подземных вод?

Проводим исследование!

3. Какие горные породы могут пропускать воду, а какие не могут? Приведите примеры и объясните почему.

Как можно назвать такие горные породы?

2. На какие группы можно разделить подземные воды? ( по глубине, по происхождению, по возрасту, по характеру залегания, по свойствам)

 Привести примеры.

Составление определений на основе прочитанного текста.

Выделять существенную информацию

Слушать высказывания других

Оценивать правильность выполнения задания

5. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Давайте проследим причины образования пещер и подземных рек..

Ответить на вопросы:

- Какие явления природы могут привести к образованию естественных подземных водных объектов?.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

6. Модели-рование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Пользуясь картами атласа определите, где возможно нахождение подземных вод.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

7. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Запишите действия по строительству колодца или водной скважины. Какие препятствия нужно будет преодолеть, какого качества будет вода, от чего это будет зависеть?

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

8. Первичное закрепление

проверка усвоения новых знаний

- Назовите признаки общие признаки для всех подземных вод

Выделяют существенные признаки

Выслушивают ответы учеников

Определяют степень успешности выполнения своей работы

9. Рефлексия

Организация деятельности учащихся по самооценке

Диагностическая работа (на выходе):

Закончите предложения:

  • Узнал…
  • Понял…
  • Смог…
  • Нашел…

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

10. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность

Оценивая с позиции социальных норм собственных поступков и поступков других людей.

Осознавать причины своего успеха или не успеха

11. Домашнее задание

Знакомство с заданием

Информация о домашнем задании,- п.29

- Найти дополнительный материал о пещерах

- Составьте памятку об охране подземных вод.

Составлять различные виды планов

Использовать разные источники информации

Сверять свои действия с целью


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В тени деревьев серебрится Вода лесного родника. И люди едут насладиться Его водой издалека. Дороже злата им и хлеба Кристально чистая вода. Энергию земли и неба Родник пронес нам сквозь года.

Слайд 2

Что вы знаете о роднике? Какая вода в роднике? Почему вода в роднике или в колодце чистая, холодная? Вся ли вода бывает только на поверхности?

Слайд 3

Подземные воды

Слайд 4

Задачи: Выявить: Что такое подземные воды Как происходит образование подземных вод Условия залегания подземных вод Использование подземных вод

Слайд 5

План урока Что такое подземные воды? Как происходит образование подземных вод? Виды подземных вод Грунтовая Межпластовая 4. Использование подземных вод

Слайд 6

Что такое подземные воды? Подземные воды- воды, находящиеся в земной коре

Слайд 7

Как вода попала под землю? Основной источник пополнения подземных вод – атмосферные осадки. Вода просачивается сквозь горные породы сразу после дождя, или таяния снега, либо поступает постепенно через реки и озёра.

Слайд 8

Проведем исследование: Опыт № 1. Чтобы ответить на этот вопрос проведём следующий опыт. Перед вами коробочки с горными породами. Возьмите пипетку и капните воду на каждую горную породу. Разложите коробочки на две группы. Какой можно сделать вывод? песок глина мрамор гранит галька

Слайд 9

Горные породы и их водопроницаемость Водопроницаемые Водоупорные песок галька гравий глина мрамор гранит

Слайд 10

Проведем исследование: Опыт №2. Сравните скорость просачивания воды в двух водопроницаемых породах: песке и гальке. Что лучше пропускает воду: песок или гравий? Через галечник вода может просочиться за сутки на 100м, через песок до 10 м

Слайд 11

Подпишите на схеме, где располагаются водопроницаемые и водоупорные слои Почва Водопроницаемый Водоупорный Водопроницаемый Водоупорный Слои горных пород, поры и трещины которых заполнены подземной водой, называются водоносными.

Слайд 12

Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются грунтовыми. Грунтовые воды Родники

Слайд 13

Подземные воды, заключенные между двумя водоупорными пластами называются межпластовыми. Межпластовые воды

Слайд 14

Артезианские воды - это воды, которые могут изливаться на поверхность земли (фонтанировать). Артезианский источник

Слайд 15

Грунтовые воды Расположены на первом от поверхности водоупорном слое Их уровень изменяется по сезонам года Сильно загрязняются при просачивании сточных вод Межпластовые воды Находятся между двумя водоупорными слоями Их уровень практически постоянен Мало загрязнены Грунтовые Межпластовые

Слайд 16

Найди соответствие. 1. Водоупорные породы 2. Грунтовые воды 3. Артезианские воды 4. Подземные воды 5. Источник 6. Минеральные воды 7. Водопроницаемые породы 8. Межпластовые воды 9. Водоносный слой Н) вода, находящаяся в земной коры. В) горные породы, пропускающие воду Г) горные породы, не пропускающие воду. Е) слой, насыщенный водой Р) подземные воды, образующие водоносный горизонт над первым от поверхности водоупорным слоем. Ы) воды, расположенные между двумя водоупорными слоями. Т) выход подземных вод на земную поверхность О) подземные воды, насыщенные газами У) самофонтанирующие подземные воды № термина 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 17

Проверка 1. Водоупорные породы 2. Грунтовые воды 3. Артезианские воды 4. Подземные воды 5. Источник 6. Минеральные воды 7. Водопроницаемые породы 8. Межпластовые воды 9. Водоносный слой Н) вода, находящаяся в земной коры. В) горные породы, пропускающие воду Г) горные породы, не пропускающие воду. Е) слой, насыщенный водой Р) подземные воды, образующие водоносный горизонт над первым от поверхности водоупорным слоем. Ы) воды, расположенные между двумя водоупорными слоями. Т) выход подземных вод на земную поверхность О) подземные воды, насыщенные газами У) самофонтанирующие подземные воды № термина 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Г Р У Н Т О В Ы Е

Слайд 18

Рефлексия: Закончите предложения: Узнал… Понял… Смог… Нашел

Слайд 19

Домашнее задание § 29 Найти дополнительный материал о пещерах Составить памятку об охране подземных вод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока физики по теме "Сила упругости" в соответствии с ФГОС

Проектирование технологической карты урока физики по теме "Сила упругости". 7 класс....

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...

Технологическая карта урока в 5 классе "Царство Бактерии" в соответствии с ФГОС

Технологическая разработка содержит конспект урока с прописанными целями и этапами урока, презентацию к уроку. Разработка составлена по УМК В.В. Пасечника...

Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уров...