Технологическая карта «Земная кора – верхняя часть литосферы»
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Глушкова Елена Юрьевна

Класс: 5
Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение 2019» «Полярная звезда.

Раздел: V «Литосфера»

Урок: №1.

Тема: Земная кора – верхняя часть литосферы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «Земная кора – верхняя часть литосферы»

Класс: 5
Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение 2019» «Полярная звезда.

Раздел: V «Литосфера»

Урок: №1.

Тема: Земная кора – верхняя часть литосферы.

Цель: создать условия для усвоения новых знаний о земной коре и внутреннем строении Земли.

Обучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли.

Развивающие задачи: способствовать развитию умений работать с текстом и другими источниками информации, развивать умение работать с внетекстовыми источниками информации, развивать устную речь и концентрацию.

Воспитательные задачи: формировать интерес к окружающему миру, к предмету, воспитывать позитивное отношение к обществу и себе, давая возможность реализоваться на уроке как успешная личность.

Прогнозируемые результаты урока:
предметные: ученик будет знать понятия «ядро», «мантия», «земная кора», «литосфера», ученик будет уметь давать характеристику частям внутреннего строения Земли, научится работать с картой «Строение земной коры»;
метапредметные: продолжить формирование УУД:
        -регулятивных: целеполагание, планирование результата, самоконтроль, самооценка,
        -коммуникативных: тренироваться в монологических высказываниях, сотрудничать с одноклассниками, участвовать в диалоге,
        -познавательных: работа с различными источниками информации, перевод устной речи в письменную, смысловое чтение,

-личностных: мотивация к учебе.

Используемые технологии: ИКТ, системно-деятельностных подход, продуктивное чтение.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: ПК, проектор, атласы.

Структура и ход урока: этап мотивации к учебной деятельности, этап актуализации опорных знаний, этап целеполагания и планирования результатов, этап изучения учебной задачи, первичное закрепление знаний, рефлексия.

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Этап мотивации учебной деятельности

Сегодняшний урок я хочу начать со слов немецкого писателя и философа Иоганна Вольфганга Гёте: «Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и волшебство». Вас ждут новые открытия.

И сегодня мы с вами подтвердим это высказывание, а каким образом сейчас узнаете.

Готовятся к уроку

Личностные – мотивация к познавательной деятельности

2

Этап актуализация опорных знаний

Вам уже известно, что наша Земля - это планета, только маленький уголок нашей огромной Вселенной. Изучая нашу планету ученые давно выделили ряд составляющих её оболочек.

Ребята посмотрите на доску, с какими оболочками вы уже знакомы из курса окружающего мира? (на доске написаны оболочки).

В дальнейшем мы с вами обязательно познакомимся с каждой из оболочек.

Чтобы понять, какую оболочку мы будем изучать первой, разгадайте ребус:

Как называется эта оболочка?

Называют оболочки Земли

Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Литосфера.

Каменная оболочка Земли.

Коммуникативные -участие в продуктивном диалоге

Регулятивные — определение границ собственных знаний и умений

Познавательные —анализ, синтез, умозаключение

3

Этап целеполагания и планирование результатов

А первую тему, которую мы сегодня будем изучать в разделе Литосфера вы узнаете просмотрев видеофрагмент №1

Сформулируйте тему урока.

Тему мы определили. Теперь поставим задачу урока. 
Задача урока: углубить знания о внутреннем строение Земли.

Что нам надо узнать?

Изучить - внутреннее строение Земли.

Выяснить - состояние, размеры, температуру.

Построить – схему.

Сделать вывод.

Смотрят видео.

Земная кора – верхняя часть литосферы (записывают тему в тетрадь).

Регулятивные - тема, целеполагание, коррекция.

Коммуникативные - монологические высказывания.

4

Этап реализации учебной задачи.

Воспользовавшись источниками информации, которые лежат у вас на партах, рассмотрим внутреннее строение Земли.

1 группа — изучите фото-иллюстрацию,

2 группа- изучите отрывок из энциклопедии,

3 группа- изучите текст учебника.

Свои ответы оформите в виде схемы. Представление – у доски.

Внутренне строение Земли:
-земная кора
-мантия
-ядро

Земная кора:
-материковая океаническая

Поиск информации в источниках.

Капитан группы представляет итоги работы у доски

Предметные — работа с различными источниками информации. Перевод устной речи в письменную, смысловое чтение

Регулятивные- удержание учебной задачи

Коммуникативные- сотрудничество, монологическая речь.

5

Первичные закрепления знаний

На основе ваших схем сделаем вывод и сверим полученные знания с видеофрагментом №2

Делают вывод о строении Земли и земной коры, проверяют себя по видеофрагменту №2

Регулятивные- концентрация на учебной задаче

Предметные - сравнение

6

Этап реализации учебной задачи.

Проблемный вопрос: может ли человек жить внутри Земли?

Чтобы узнать об этом обратитесь к своим источникам информации и закончите схему

1 группа
Ядро-
Т(
0С) очень высокая –2000° – 5000°С; состояние: внешнее – жидкое, внутреннее – твердое;
размер-3500 км;

2 группа
Мантия
высокая температура (2000° С);
состояние - особое (вязкое);
размер: 2900 км;

3 группа
Земная кора
температура - небольшая, с глубиной повышается на 3° на каждые 100м;
состояние – твердая;
размер - 5 – 75 км;

Сверим полученные вами результаты с видеофрагментом №3

Да, нет

дополняют схему и представляют у доски

Регулятивные- концентрация на учебной задаче

Метапредметные - перевод устной речи в письменную, сравнение

Из этой информации сделаем вывод: может ли человек жить внутри Земли?

(Закончите предложение)

Человек не может жить внутри Земли потому что...

Нет

очень жарко, высокие температуры, твердое и жидкое состояние,

Регулятивные- удержание учебной задачи

Предметные- аргументирование

7

Рефлексия.

Вернемся к поставленной задаче в начале урока

 

-мы изучили....внутреннее строение Земли

-мы выяснили..размеры, температуру, состояние

-мы построили схему

Значит И.В.Гёте действительно говорит о вас, что вы талантливые дети.

Оцените свою работу на уроке, в группе...

Да

внутренне строение Земли

размеры, температуру состояние


внутреннего строение Земли

Регулятивные- коррекция, оценка

8

Завершение урока

Выставление оценок, домашнее задание: П 18. Изготовить модель Земли из подручного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...

Конспект урока географии в 6 классе по теме " Земная кора -верхняя часть литосферы"

Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит. Задачи:1....

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земная кора - верхняя часть литосферы"

Презентация сопровождает урок  данной теме. Дан материал для самостоятельной работы в группах, интересная рефлексия урока....

5 класс Земная кора-верхняя часть литосферы

Земная кора-верхняя часть литосферы...

Земная кора - верхняя часть литосферы 5 класс

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.  Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит. З...

Земная кора- верхняя часть литосферы

Цель урокаСоздать условия для усвоения новых знаний о земной коре и внутреннем строении Земли.ЗадачиОбучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли.Развивающие задачи: способство...