ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по географии

Погосян Наталия Анатольевна

географический кружок в разделе краеведение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskiy_kruzhok.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУЖОК  ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Погосян Наталия Анатольевна

учитель географии

 МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик

 Саратовского района

Саратовской области»

E-mail pogos3007@mail.ru

           Аннотация: в статье рассматриваются Теоретические основы внеурочной деятельность по географии в условиях национального проекта «Образование»; так же представлен материал из опыта работы географического кружка «Школьное лесничества».

        Ключевые слова : внеурочная деятельность, национального проекта «Образование», универсальные учебные действия, межпредметные связи, лесоэкологическая  культура, лесоприродоохранная деятельность.

GEOGRAPHIC CIRCLE ONE OF FORMS OF EXTERNAL ACTIVITY

Poghosyan Natalia Anatolyevna

geography teacher

 MOU "SOSH n. Red Textile

 Saratov region

Saratov region

E-mail pogos3007@mail.ru

           Abstract: the article discusses the theoretical foundations of extracurricular activities in geography in the context of the national project "Education"; also presents material from the experience of the geographic circle "School Forestry".

        Key words: extracurricular activities, the national project "Education", universal educational activities, intersubject communications, forest ecological culture, forest conservation activities.

Теоретические основы Внеурочная деятельность по географии в условиях национального проекта «Образование»

 География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:

общеинтеллектуальное направление, общекультурное направление, спортивно-оздоровительное направление, духовно-нравственное направление, социальное направление.

На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.

Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну.

Из опыта работы

Школьное лесничество «Лесной дозор»– это общественное эколого-лесохозяйственное объединение школьников, создаваемое на добровольных началах при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства в целях воспитания у учащихся бережного, экологически и экономически обоснованного, социально активного отношения к природе, углубления знаний подростков в области лесного хозяйства и экологии, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных функций леса.
Содержание работы школьного лесничества
Члены школьного лесничества могут участвовать в выполнении следующих видов работ:
- посадка и посев леса, уход за лесными культурами и лесосеменными плантациями; закладка питомников и дендрологических участков, уход за ними; выращивание посадочного материала, озеленение населенных пунктов и так далее;
- участие в проведении профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление очагов вредителей и болезней леса и своевременное оповещение об этом;
- охрана полезных насекомых, зверей и птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для зимней подкормки и подкормка диких животных, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников и так далее;
- сбор лесных семян деревьев и кустарников (без подъема в крону деревьев), лекарственного, технического и пищевого сырья;
- выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, организациямикрозаказников;
- проведение фенологических наблюдений; опытническая и учебно-исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно-исследовательских учреждений, заданию лесхоза;
- организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий;
- пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках и других мероприятиях лесохозяйственного направления.

Обобщение результатов теоретического анализа литературы и опыта работы по реализации внеурочной  деятельности обучающихся на уроках географии, позволяет сделать вывод об актуальности проводимой работы. В исследовании представлены теоретические аспекты реализации внеурочной  деятельности, проанализирована работа на практике. Доказана актуальность, раскрыта сущность внеурочной  деятельности, рассмотрены педагогические условия реализации внеурочной  деятельности обучающихся на уроках географии, и опытным путем доказана ее эффективность. Результаты проведенного теоретического исследования и опытноэкспериментальной работы, в целом, доказали выдвинутые в гипотезе предположения и позволили сформулировать следующие выводы. Педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся на уроках  во внеурочное время включают:

- создание ситуаций успеха;

 - учет возрастных особенностей и индивидуальных различий обучающихся;

 - внедрение современных информационных технологий в процесс реализации внеурочной деятельности;

 - активная позиция обучающихся во внеурочной деятельности; - актуальность тем проектов и личная заинтересованность обучающихся;

 - обеспечение возможности реализации индивидуальной и групповых форм работы; -

- практическая значимость результатов работы. В ходе работы была достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о правомерности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанной модели.

Список использованной литературы и информационных источников

https://multiurok.ru/files/organizatsiia-vneurochnoi-deiatelnosti-po-geografi.html

http://gimc.ru/content/posobie-opyt-prepodavaniya-geografii-v-usloviyah-fgos-i-koncepcii-geograficheskogo-obrazovanija

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/geografiya/normativnye-dokumenty/kontseptsiya-razvitiya-geograficheskogo-obrazovaniya-v-rossijskoj-federatsii.html

http://www.niro.nnov.ru/?id=27300


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.

Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....

школьный интеллектуальный клуб - как форма внеурочной деятельности

Материал очень старый. Это не руководство к действию, а скорее информация к размышлению. Кстати, клуб, пусть и в несколько модифиицрованном виде существует и по сей день. В 2021 году ему исполнилось 2...

Опыт работы "Предметная неделя по кубановедению как одна из форм внеурочной деятельности в системе преподования курса"

Описание опыта работы по организации внеурочной деятельности в форме предметной недели. Модель предметной недели....

Туризм как форма внеурочной деятельности по физике.

Статья - обобщение опыта внеурочной деятельности на границе физики и туризма и презентация с тезисами статьи....

Формы внеурочной деятельности в процессе обучения английскому языку

Внеурочная работа по английскому языку имеет большое обучающее, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания языка, но также способствует расши...

Проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности

Выступление на кафедре естественно-математического цикла...

"Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности"

Статья «Проектная деятельность как форма внеурочной деятельности» Класс: 10 БУчитель: Мараник Любовь Викторовна Проектная деятельность также активно применяется мною   ...