Внеклассное занятие по географии «Солнечная система»
презентация урока для интерактивной доски по географии (5 класс)

Ивлева Юлия Анатольевна

Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ Омской области «Адаптивная школа интернат №15»

Внеклассное занятие по географии

Игра - соревнование  «Солнечная система»

                                                                   Учитель географии Ивлева Ю.А.

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие по географии составлено для учащихся 5 классов с нарушением слуха, обучающихся в адаптивной школе. Для выполнения игровых заданий необходима интерактивная доска Smart

Тема занятия: «Солнечная система».

Направленность внеурочной деятельности: научно-познавательная

Класс: 5 класс, учащиеся с нарушением слуха.

Форма проведения: игра - соревнование.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Образовательные технологии: технология диалога, объяснительно-иллюстративная, здоровьесберегающие технологии, коррекционные технологии, игровые.  

Планируемые результаты:                                                                                                       Закрепить знания учащихся о строение Солнечной системы.                                                                    Расширить  знания о планете Земля.                                                                                                                      В игровой форме продолжать формирование представления о небесных телах.                                                                                       Развивать познавательный интерес, умение  сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. Пополнение активного словаря  учащихся со слуховой депривацией.

 Цель: в игровой форме продолжать формировать представление детей о Солнечной системе и небесных телах.

Задачи:      

Образовательная: закрепить и обобщить  материал о Солнечной системе и космосе.                                               Воспитательная: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.    Воспитание чувства интереса к освоению новых знаний по предмету.

Развивающая: Развить смекалку, внимательность, координацию движений при работе с интерактивной доской.  

Коррекционная: Корригировать произносительные навыки, расширять активный тематический словарь;

создавать комфортные условия на занятии, применяя активные формы изучения учебного материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Словарь. Название планет, название небесных тел.                                                                                                                                                                                                Ресурсы: программное обеспечение к доске Smart, интерактивные задания, напечатанные загадки,  плакат «Солнечная система», инвентарь для игры (корзина, мячики), фишки, видеофрагмент «Комета».

Ход занятия.

1. Организационный момент.   Формирование  2-х команд.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа со словарём, плакатом; основные понятия темы «Солнечная система, небесные тела»

Приём «Я знаю…».

- зачем людям знания о Галактиках, звездах, планетах?

Выполнение задания на интерактивной доске. Составление стихотворения о планетах Солнечной системы.

3. Мотивация учебной деятельности, формулирование темы и целей занятия:

- Какие небесные тела ближе всего к нашей планете?

- Как называются  небесные тела, расположенные в нашей Солнечной системе?

4. Фронтальная беседа с командами (за правильные ответы и активную работу игроки получают фишки)

Вопросы командам:

- Проанализируйте информацию и определите на какие группы делятся планеты Солнечной системы?

- Объясните: какие планеты и в чем имеют сходство с Землей?

- Сколько планет считали в Солнечной системе до августа 2006 года?

- Что отличает нашу планету от всех других планет?

- Перечислите 3 основных условия существования жизни на нашей планете.

Сообщение учителя

Рассмотрите плакат «Солнечная система»:

Открытые новые небесные тела  получили название астероиды или их еще называют малые планеты. Астероид от греческого означает “звездообразный”.

Происхождение астероидов до конца еще не выяснено. Существует две гипотезы возникновения астероидов: первая - предположение, что это остатки разрушившейся некогда существовавшей планеты Фаэтон. Вторая - остатки “строительного материала” из которого когда-то образовались планеты Солнечной системы.

Вопросы командам

- Как вы думаете: астероиды – это друзья или опасность?

- Чем отличаются  «метеоры» и «метеориты»?

Поэтическая пауза

Какое роскошное диво!

Почти занимая полсвета,

Загадочна, очень красива

Парит над Землёю комета.

И хочется думать:

— Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:

— Это лёд!

А хвост её — пыль и вода!

Неважно, к нам Чудо идёт,

А Чудо прекрасно всегда!

                        (Римма Алдонина)

Просмотр Видеофрагмента «Комета»

5. Отгадайте загадки (работа по командам, обсуждение и коллективный ответ команды):

  1. Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

            Все планеты освещает,

            От других звезд защищает. (Солнце)

  1. Бегают вокруг огонечка

Шесть сыночков и две дочки,

            Промелькнут года и дни,

            Но не встретятся они. (Планеты)

  1. Крохотулечка-планета

Первой Солнышком согрета,

           И проворна – год на ней

           Восемьдесят восемь дней. (Меркурий)

  1. Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

            Да и горячей планеты

            В Солнечной системе нету. (Венера)

  1. На планете чудеса:

Океаны и леса,

            Кислород есть в атмосфере,

            Дышат люди им и звери. (Земля)

  1. То худеет, то полнеет,

Светит с неба, но не греет,

            И на Землю лишь одной

            Вечно смотрит стороной. (Луна)

  1. Над планетой красной кружат

Каменюки Страх и Ужас.

            Нет горы нигде на свете

            Выше, чем на той планете. (Марс)

  1. Меж Юпитером и Марсом

Не мешало бы прибраться –

            Там осколки от планеты,

            А вот веника-то нету. (Фаэтон и Пояс астероидов)

  1. Великан-тяжеловес

Мечет молнии с небес,

            Полосат он, словно кошка,

            Жаль худеет понемножку. (Юпитер)

      11) Пышный газовый гигант

            Брат Юпитера и франт

            Любит он, чтоб рядом были

            Кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

     12) Он уже который век

           Среди братьев-римлян грек,

           И сквозь космоса тоску

           Мчится, лежа на боку. (Уран)

     13) На планете синей-синей

           Дует ветер очень сильный.

           Год на ней велик весьма -

           Длится 40 лет зима. (Нептун)

6. Задание «Собери Солнечную систему» (Работа с интерактивной игрой на доске Smart)

Каждый член команды по очереди у доски выбирает, называет  и  размещает небесное тело на определённую часть игрового поля. В конце игры должна получиться схема Солнечной системы.

Небесные объекты: Звезда- Солнце, планеты, метеориты, комета, астероиды.

7. Физкультминутка.   Подвижная игра «Метеоритный дождь»

Ребята проявляя ловкость и глазомер,  должны попасть в корзину маленькими мячиками. За каждое попадание получают призовую фишку.

6. Подведение итогов, награждение активных участников игры. Рефлексия:

Продолжи предложения:

1.На занятии для меня было важно…

2.На занятии мне было сложно…

3.На занятии мне было…

4.Я понял…

И чтобы легче было запомнить расположение и название планет существует такая поговорка или можно назвать ее считалочкой, где первая буква каждого слова соответствует первой букве названия планет (читаем хором):

Мечтая  Всегда Замечала Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже

Занятие окончено. Спасибо за игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

(Практическое пособие по организации и проведению внеклассного занятия по географии, раздел – геология)

В этой работе показывается возможность проведения занятия по геологии на территории бывшего рудника Придорожный, Солнечного района, Хабаровского края. По такому принципу можно для своей территории соз...

Внеклассное занятие по географии. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"

Целью данного занятия является обобщение и систематизация изученного материала по курсу «География материков и океанов», расширение кругозора участников игры, привитие интереса к изучаемому предмету...

Практико-значимая работа по теме: «Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы»

Внеклассное занятие по географии для учащихся 7-8 классов коррекционной школы "Мировой океан"....

Конспект урока географии "Солнечная система. Планеты"

Урок в 9 классе коррекционной школы VIII  вида. Составлен в 2011 г....

Методические разработки внеклассных занятий по географии 5-8кл

В декаду естественных наук или недели географии проводятся внеклассные мероприятия. Предлагаю сценарии для разных  возрастных групп....

Конспект занятия на тему: «Солнечная система»

Сведения о солнечной системе. Ознаомление с планетами солнечной системы....

Внеклассное мероприятие «Путешествие по Солнечной системе»

Материал представляет собой внеклассное мероприятие, предназначенное для увеличения интереса учащихся к изучению предметов  астрономии и географии  носит развлекательно познавательный характ...