Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме " Реки "
методическая разработка по географии (6 класс)

Надарян, Анна, Граатовна

Методическая разработка урока по  географии в  6 класс по теме  " Реки ".

Девиз урока : реки "кровеносные" сосуды земли !

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

Тема урока: Реки

Планируемые результаты:

предметные - должны знать: определение реки и ее части; о питании и режиме рек; называть и показывать части речной системы; реки своего края;

метапредметные - должны уметь: называть и показывать крупнейшие реки мира и России на физической карте; устанавливать причинно-следственные связи зависимости характера рек от рельефа территории; определять географическое положение рек и обозначать их на контурной карте;

личностные - проявляют свои творческие способности, осознают необходимость самосовершенствования.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование.

Методы обучения: беседа, иллюстрация, видеофильм, доклад ученика, практические задания, выполнение творческих заданий, индивидуальный и фронтальный опрос.

Средства обучения: мультимедийное сопровождение, учебник, тетрадь, ручка, дидактический раздаточный материал, атлас, карта полушарий, физическая карта России, компьютерные презентации, мультимедиа учебник.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная и фронтальная.

Цель урока: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Задачи: 

  1. Образовательные задачи: 

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад; 

научить определять левые и правые притоки реки.

  1. Развивающие задачи:

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами, с текстом учебника.

3. Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

 

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки – Десна, Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский, Виктория.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, контурные карты, компьютер, компьютерные презентации, мультимедиа учебник.

Ход урока

1. Организационный момент:

Всем добрый день!

Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.

Покажите карандаш, он дружок сегодня ваш.

Карта тоже нам нужна, книга, лучше не одна.

Атлас, ручка и дневник. Приготовь всё ученик!

Сегодня, я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. Перед вами листы самооценки, в которые вы на протяжении урока будете вносить оценки по этапам урока (Приложение 1).

А для начала проверим домашнее задание. Проверка домашнего задания у нас будет проходить в 3 этапа.

2. Проверка домашнего задания: 

I - этап. Проверку домашнего задания мы начнем с «Мозгового штурма»

1. Ребята, какую географическую оболочку мы изучаем? 

2. А что такое гидросфера? 

3. Что входит в состав гидросферы? 

4. Что такое Мировой океан

6. Что называется морем? 

7. На какие виды делятся моря 

8. Что такое залив

9. Показать Средиземное море, Аравийское море, Филиппинское море.

10. Назовите самый глубокий из всех океанов. 

II - этап «Географическая номенклатура» 

А сейчас повторим географическую номенклатуру: на доске вывешены этикетки с терминами: материки, заливы, проливы, реки, полуострова, океаны, острова, моря.

Я называю географические объекты, а вы прикрепляете название объекта (карточку) к тому объекту, к которому он относится: (Австралия, Мадагаскар, Персидский, Черное, Камчатка, Амазонка, Средиземное, Аравийский, Гибралтарский, Нил, Бенгальский, Евразия, Гренландия).

 

III – этап. Проверка домашнего задания презентация №2 «Тест по теме: гидросфера»

(Подведение итогов Д/З, занесение оценок в лист самооценки). 

3. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя 

На доске эпиграф: «Реки как люди…»

Л. Н. Толстой

Слайд №1. Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок. Отгадайте их: 

1. Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

2. Зимой скрываюсь,

Весной появляюсь,

Летом веселюсь,

Осенью спать ложусь. 

Учащиеся дают ответ: (река) 

Правильно, сегодня на уроке мы поговорим о реках. 

- А что вы знаете о реках? 

- А что бы вы хотели еще узнать о реках? 

(Ответы учащихся)

Я думаю, что в течение урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы. Постарайтесь самостоятельно сформулировать цель нашего урока.

(Ответы учащихся)

Слайд №2. Цель нашего урока сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Слайд №3. Тема нашего занятия: Реки.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

-Ребята, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока, который весит на доске. Слова Льва Николаевича Толстого “Реки как люди…”. Почему он так сказал, мы попытаемся в этом разобраться.

Слайд №4-6. Посмотрите на картины известных художников, изображающие реки. (Показ репродукций картин И. И. Левитана и В. М. Васнецова.). Какие чувства у вас вызывают данные картины?

(Ответы учащихся)

Реки вдохновляли не только художников, но и поэтов, писателей. Многие поэты посвятили рекам свои стихи. Сегодня вам предоставляется возможность услышать фрагменты из стихотворений известных поэтов о реках. 

Читает заранее подготовленный учащийся.

Течет река издалека, 

Течет река, течет река... 

Как хорошо, когда река 

И широка, и глубока!

Над ней - пышнее облака, 

Свежей дыханье ветерка, 

Стройней и выше лес над ней, 

И луг прибрежный зеленей.

Б. Заходер

О, Волга!.. Колыбель моя, 

Любил ли кто тебя, как я? 

Один по утренним зарям, 

Когда еще все в мире спит, 

И алый блеск едва скользит 

По темно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке...

П. Некрасов

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, мы же попробуем в прозе сказать, что такое река. Откройте учебник на стр.171, дайте определение: Что такое река?

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Запись определения в тетрадь.

Слайд № 7. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало. - А откуда река может брать свое начало?

(Предполагаемые ответы учащихся)

 

Одна река начинается из родника...

Вот отсюда, именно отсюда, 

Из глубин лесного родника 

Выбегает голубое чудо – 

Русская великая река.

Задание: Найдите на карте России исток реки Волга. Определите, где он находятся. Показ на карте истока Волги.(Исток находится на Валдайской возвышенности).[4]

- Вторая вытекает из... (болота).

Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи... 

Нет опоры для ноги.

- Третья зарождается на склонах гор...

Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град. 

Слой осадков там велик,

И зовут его... (ледник).

Показ на карте истока Терека.

- А четвертая начинается из... (озера).

Должен ответить, дружок, без труда:

Что меньше моря, но больше пруда? [6]

Показ на карте истока Ангары.

На стр. 172 найдите определение: что такое исток?

Исток – место, где река берет начало. Запись определения в тетрадь.

Задание. Для закрепления выполните задание в печатной рабочей тетради стр.70, зад.4. (Приложение №2)

Слайд № 8. Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? 

Предположительные ответы учащихся (в море, озеро, или в другую реку)

- Как называют это место? Работа с учебником стр. 172 

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.Запись определения в тетрадь.

Задание. Пользуясь картой России, определите: где находится устье рек:

  • Волга
  • Ангара
  • Обь[5]

Итак, еще раз назовем основные понятия. На помощь нам придет мультимедиа учебник. [3]

Слайд №9. Все самые большие реки впадают в моря и заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек. 

- Как же определить, какой приток – правый или левый? 

Объяснение учителя (Встать лицом по течению и справа будет правый приток, а слева – левый приток).

 

Задание: Определите, каким притоком – правым или левым – является: 

  • Кама для Волги
  • Иртыш для Оби
  • Ангара для Енисея [4]

 

Слайд №10. Главная река со всеми ее притоками образует речную систему. 

Речная система – главная река со всеми притоками. Запись определения в тетрадь.

Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом. 

Водораздел – граница, разделяющая речные системы. Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую – в другую. В горах водораздел проходит по гребным хребтам, на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.

Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном. 

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку. Запись определения в тетрадь.

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км- чуть меньше площади Австралии. Об этой удивительной реке нам подготовила сообщение ученица…)

Сообщение о реке «Амазонка».

Продолжаем наше исследование.

Продолжение рассказа учителя. 

- Природа наделила людей разными характерами, и у каждого человека свой, особый, индивидуальный, ни на чей больше не похожий характер. Приведите примеры какие у человека могут быть черты характера. (Ответы учащихся.)

Слайд №12. Вот и реки тоже различаются по характеру своего течения.

Реки очень сильно зависят от рельефа и климата. 

В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Реки бывают равнинные и горные)

Давайте запишем в тетради схему «Типы рек».

 

 

 

 

Типы рек

imageimage

 

Равнинные

 

  • Спокойное течение 
  • Широкая речная долина 
  • Большая длина 
  • Извилистое русло
  • Удобна для судоходства


 

 

 

 

 

 

 

Горные 

 

  • Бурное течение 
  • Узкая долина 
  • Прямое русло 
  • Короткая река 
  • Неудобна для судоходства


 

 

 

 

- Чем равнинная река отличается от горной?

Равнинные реки – спокойные, длинные, извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.

 

Слайд № 12. Вот такие строки написаны у М. Ю. Лермонтова:

Терек воет, дик и злобен, 

Меж утесистых громад, 

Буре плач его подобен, 

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь, 

Он лукавый принял вид 

И, приветливо ласкаясь, 

Морю Каспию журчит...

Задание. Ответить на вопросы: В каких строках описан горный характер реки, а в каких - равнинный? [6]

  • От чего зависит характер течения реки? 

(Ответы учащихся)

Слайд № 13. Иногда на реке можно увидеть пороги. 

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

 

Слайд № 14. При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада. 

- Что такое водопад? Работа с учебником.

Ответы учащихся: Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

Задание. Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5с.ш. и 63з.д.? [1]

Ответ учащихся: водопад Анхель ( показывают на карте у доски)

Ребята это самый высокий водопад на Земле. Анхель находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. 

Просмотр видеофрагмента в-да «Анхель»

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

А сейчас мы немного разомнемся

Слайд №15. Физкультминутка:

Мы реки изучали и немножечко устали, 

вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.

Встали из-за парт все дружно,

Нам реку представить нужно (закрыли глазки)

Мы на карту посмотрели, удивились от души

Как реки мира хороши!

Покружили головой, не пора ли нам домой.

Подтянулись вверх друзья

Развернулись все кругом, и работать мы начнем.

  • Итак, продолжим. Чтобы поддерживать свой организм, мы питаемся. Чем? Кто что любит? (Ответы детей.)

Так и реки, чтобы поддержать свое течение (а вы все видели, что у реки есть течение, вода бежит-бежит и не кончается), должны питаться.

Слайд № 16-19. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания. 

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. 

Записи в тетради 

Питание рек: 

  1. Дождевое 
  2. Снеговое
  3. Подземное
  4. Смешанное

Слайд № 20 Вопрос. Как вы думаете, каково значение рек в жизни людей?

(Ответы учащихся)

Итак, ребята, возвращаясь к эпиграфу нашего урока “Реки как люди…”. Можно ответить на вопрос: Почему про реки так сказал Л.Н. Толстой?

Ответы учащихся: (Имеют строение, характер, питание и тд).

Закрепление:

1. Работа с карточкой (Приложение № 4)

- А сейчас заполним схему реки и укажем все ее части. У каждого на парте лежит схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся

- Давайте проверим, с каким успехом вы выполнили работу на карточке.

Проверка: 

(Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям

 

Слайд №21 Задание. Используя схему, изображенную на слайде укажите:

  • Направление течения реки.
  • Назовите номера всех истоков.
  • Назовите номера всех устьев.
  • Назовите номера правых притоков.
  • Назовите номера левых притоков.[5]

Все знают, что на реке можно ловить рыбу. И я вам сейчас предлагаю «Георыбалку» (Презентация №3)

VI. Домашнее задание

§ 27 стр.171-173; составить синквейны на понятия река, водопад.

обозначить на контурной карте реки, знать и уметь показывать их на физической карте полушарий.

Итог:

- Что нового вы узнали о реках?

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

Карточка с заданием «продолжить фразу»:

1. Мне было интересно…

2. Мы сегодня разобрались…

3. Я сегодня понял, что…

4. Мне было трудно…

5. Завтра я хочу на уроке…

 

Вижу, что большинство поняли тему нашего урока.

Выставление оценок, используя лист самооценки.

 

Завершить наш урок хочу словами поэта Э. Огницвет

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

 

Литература и источники:

1. Зинченко Н.Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов.- Волгоррад: Учитель, 2014.- 178с.

2. Интернет ресурсы: Презентация ghieorybalka.pptx

3. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов образовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова Н.Н.

4. Нагорная И.И. География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.-Волгоград: Учитель,2007.-168 с.

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.- М.: ВАКО, 2008.- 288 с. (В помощь школьному учителю).

6. Торопова Т.К., И.В. Кривоногова География. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией О.А. Климановой/. – Волгоград: Учитель, 2012, 238 с.

Приложение №1 Лист самооценки

 

Домашнее задание

Устное сообщение

Изучение нового материала

«Георыбалка»

Итог

«Мозговой штурм»

Тест

Номенклатура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2 Задание в печатной рабочей тетради стр.70, зад.4.

image
 

Приложение № 3

 

Река Амазонка

Честь открытия реки Амазонки принадлежит испанскому конкистадору Франсиско де Орельяно. Он назвал её в честь женщин-воительниц из греческой мифологии, когда по ошибке принял за женщин длинноволосых индейцев ягуа, одетых в волокнистые юбки. 

Протекает по территории Амазонской низменности. 

Исток: слияние рек Мараньон и Укаяли. 

Устье: Атлантический океан.

Длина: 6400 км. 

Площадь бассейна: 7180 тыс. км. 

Индейцы называют Амазонку «Парана-Тинго», что означает «Королева Рек». По всем параметрам – это величайшая в мире река. 

На всем своем протяжении Амазонка принимает около 500 притоков. 

В межень ширина реки у г. Манауса равна 5 км, а глубина – 50 м. В нижнем течении ширина Амазонки более 50 км, а глубина до 100 м. Такие глубины есть не у всякого моря! Амазонка, действительно, кажется морем: стоя на одном берегу, совершенно не удается увидеть другой!

Поразительно разнообразие флоры и фауны, которым дают жизнь воды Амазонки. Даже на небольшом участке в 10 кв. километров количество обитающих там животных и растений может быть колоссально. 500 видов трав и цветов, около тысячи разнообразных деревьев, около пятисот видов птиц и неподлежащее счету количество насекомых. Даже сейчас когда казалось бы, окружающий мир ясен и изучен, там продолжают находить новые виды растений и насекомых. В водах реки живет более двух тысяч видов рыбы. 

 

Приложение №4

 

Схема реки

image

 

Исток 

2

Речной бассейн

 

5

Устье

1

Водораздел 

4

Приток 

3


 

.

 

Проверка: 

(Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов – отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и источники:

1. Зинченко Н.Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов.- Волгоррад: Учитель, 2014.- 178с.

2. Интернет ресурсы: Презентация ghieorybalka.pptx

3. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс» для учащихся 6 классов образовательных учебных заведений. Автор учебного материала Петрова Н.Н.

4. Нагорная И.И. География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.-Волгоград: Учитель,2007.-168 с.

5. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс.- М.: ВАКО, 2008.- 288 с. (В помощь школьному учителю).

6. Торопова Т.К., И.В. Кривоногова География. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией О.А. Климановой/. – Волгоград: Учитель, 2012, 238 с.

 

11


 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по теме "Классы рыб". 7 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения рыб, обусловленными обитанием в водной среде; со значением рыб в природе и жизни человека....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока в 7 классе. Презентация: "Путешествие по Африке". Урок обобщения и систематизации знаний. ФГОС

Тема: Путешествие по АфрикеТип: урок обобщения и систематизацииЦель: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка».Задачи:Образовательные:обобщить и расширить знания учащих...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....