Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»
рабочая программа по географии (10 класс)

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках внедрения ФГОС, согласно плану образовательного учреждения. Программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др. - Москва, Просвещение, 2013. Данная программа составлена в соответствии с требованиями закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, требованиями программы внеурочной деятельности, учебному плану школы на 2020-21 учебный год.

На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_10_klass.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

«___»__________ 2020г.

«Утверждаю»

Директор

«___» __________200 г.

Рабочая программа по

курсу внеурочной деятельности

«Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

10 класс

Разработчик программы                                               учитель ВКК

                                                                                                     Солнцева И.Н.

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках внедрения ФГОС, согласно плану образовательного учреждения. Программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др. - Москва, Просвещение, 2013. Данная программа составлена в соответствии с требованиями закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, требованиями программы внеурочной деятельности, учебному плану школы на 2020-21 учебный год.

На реализацию программы отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении краеведческого материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:
• ознакомление с географией, историей, экологией, экономикой малой родины, сбор необходимого материала для исследовательских работ;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Планируемые результаты освоения  курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к учебно-познавательному обучению;

- понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства;

- понимание роли и значения знаний;

- понимание значения проектной деятельности для повседневной жизни и деятельности человека.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- Коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности;

- ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию окружающего мира.

 

Метапредметные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • умения вести диалог, вырабатывая общее решение;
  • умения ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • определять критерии для сравнения фактов и явлений.
  • умения планировать свою деятельность под руководством учителя;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • навыков выявлять причинно-следственные связи;
  • умений определять критерии для сравнения фактов и явлений;
  • навыков выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;
  • постановки учебной задачи под руководством учителя;
  • умения планировать свою деятельность под руководством учителя.

 Предметные образовательные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • умения объяснять:

- специфику выполнения проекта;

- специфику методов исследований и поисковой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • умения определять:

-отличительные особенности исследовательских работ и проектов;

-рациональность использования различных источников знаний в конкретной учебной ситуации.

 

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • выбирать и использовать методы, рассматриваемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования; отбирать адекватные методы исследования, формировать вытекающие из исследования выводы;
  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проекты;
  • использовать некоторые методы получения знаний;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Формы и средства контроля

Материал программы внеурочной деятельности «Истоки» поделён на 7 разделов. В конце каждой темы учащимся предлагается применить на практике полученные в ходе изучения темы знания в ходе подготовки и выполнения творческого задания (проектов). При оценке работы школьников по проектам необходимо учитывать их опыт в выполнении этого вида творческой работы. Результаты проекта могут быть представлены в форме реферата, творческих работ, докладов. При оценке качества работы по проекту оцениваются как представленные в письменном виде материалы (результаты работы по проекту), так и устная или мультимедийная презентация проекта в аудитории.

Внеурочная деятельность не подлежит пятибалльному оцениванию, поэтому результат деятельности и усвоения программы оценивается по уровням, которые обсуждаются с учащимися. Уровни фиксируются учителем для подготовки дальнейших мероприятий, направленных на лучшее усвоения материала.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

  • Компьютеры
  • Проектор
  • Экран

 

Содержание курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Тема 1. Метод проектов ( 9 ч.)

Вводное занятие. Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов.

Метод проектов в России.

Основные требования к проектам.

Структура учебного проекта.

Классификация учебных проектов.

Терминология проектной деятельности.

Портфолио проекта.

Паспорт проектной работы.

Возможные выходы проектной деятельности.

Тема 2.Планирование работы (4 ч).

Выбор темы проекта. Определение состава группы.

Разработка целей и задач, выдвижение основной гипотезы

Планирование работы на год. Планирование типа, формы и структуры проектной работы

Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.

Тема 3. Работа над проектом (10ч).

 

Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования

Подбор теоретического материала по выбранной теме, изучение литературных источников.

Обсуждение проекта. Формулировка выводов.

Компьютерная обработка теоретического материала

Проведение практической части работы над проектом, изучение литературных источников

Проведение анкетирования, интервью, опросов, наблюдений.

Проведение экспериментов и опытов. Формулировка выводов.

Первичная обработка результатов

Подведение итогов экспериментальной работы

Компьютерная обработка результатов практической части работы

 

 

Тема 4. Предварительная экспертиза полученного продукта. (4 ч).

Анализ информации и результатов эксперимента

Обработка данных анкетирования

Обсуждение выводов и рекомендаций. Оформление результата.

Компьютерная обработка материала. Отчет о ходе выполнения проекта

Тема 5. Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями (1ч.)

Самоанализ полученного продукта. Обсуждение достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Исправление ошибок и корректировка данных проекта.

Тема 6.Подготовка к публичной защите исследовательской работы (3ч.)

Краткое изложение представляемой работы.

Создание мультимедийной презентации к выступлению.

Генеральная репетиция защиты проекта.

Тема 7. Публичная защита индивидуального проекта (3 ч.)

Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оценка проведенной работы руководителем.

 

Список литературы для педагога

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  8. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

Список литературы для учащихся

  1. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33
  2. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22

3.Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6


Интернет-ресурсы

 http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/geograph/2001/01/dmitrieva.pdf

http://www.pogodaiklimat.ru/monitor.php?id=34123

https://water-rf.ru/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/1771/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C

https://www.google.com/search?q=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&tbm=isch&ved=2ahUKEwji_Lm557LoAhVMsyoKHdkVCdQQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&gs_l=img.3..35i39j0l9.35394.35394..36103...0.0..0.217.217.2-1......0....1..gws-wiz-img.OcaTbAscRTA&ei=RNR5XuLKD8zmqgHZq6SgDQ&safe=active#imgrc=MRgeSijDoiGksM

https://www.google.com/search?q=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&tbm=isch&ved=2ahUKEwji_Lm557LoAhVMsyoKHdkVCdQQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&gs_l=img.3..35i39j0l9.35394.35394..36103...0.0..0.217.217.2-1......0....1..gws-wiz-img.OcaTbAscRTA&ei=RNR5XuLKD8zmqgHZq6SgDQ&safe=active#imgrc=MRgeSijDoiGksM

http://www.da-voda.com/vodogalereya/schetchiki-vody-zachem-nuzhno-znat-skol-ko-vody-my-tratim-v-mesyac/

https://obrazovaka.ru/geografiya/voda-globalnaya-problema-chelovechestva.html

https://www.google.com/search?q=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&tbm=isch&ved=2ahUKEwji_Lm557LoAhVMsyoKHdkVCdQQ2-cCegQIABAA&oq=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B+&gs_l=img.3..35i39j0l9.35394.35394..36103...0.0..0.217.217.2-1......0....1..gws-wiz-img.OcaTbAscRTA&ei=RNR5XuLKD8zmqgHZq6SgDQ&safe=active#imgrc=MRgeSijDoiGksM

http://www.da-voda.com/vodogalereya/schetchiki-vody-zachem-nuzhno-znat-skol-ko-vody-my-tratim-v-mesyac/

https://obrazovaka.ru/geografiya/voda-globalnaya-problema-chelovechestva.html

  1. http://xn----7sbbddsupdegd2ag0bdj4p.xn--p1ai/o-kompanii/
  2. http://xn----8sbhjpao1auhbkee0a.xn--p1ai/hassp/?utm_source=direct.yandex.ru&utm_medium=cpc&utm_term=%D1%85%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BF%20%D1%81%D0%BF%D0%B1&utm_campaign=%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82_%D1%81%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82_%D1%85%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BF_%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA_%D1%80%D1%84&roistat=direct12_search_5429518046_%D1%85%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BF%20%D1%81%D0%BF%D0%B1&roistat_referrer=none&roistat_pos=premium_1&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTszMzIxMTc4MTs1NDI5NTE4MDQ2O3d3dy55YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=1457021927172113646
  3. https://vrnguide.ru/general-information/economy/geoppvo.html
  4. https://spravochnick.ru/geografiya/hozyaystvo_rossii/pischevaya_promyshlennost_rossii/


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

№п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1. Метод проектов ( 9 ч.)

1

Вводное занятие. Знакомство с проектной деятельностью. История метода проектов.

2

Метод проектов в России.

3

Основные требования к проектам.

4

Структура учебного проекта.

5

Классификация учебных проектов.

6

Терминология проектной деятельности.

7

Портфолио проекта.

8

Паспорт проектной работы.

9

Возможные выходы проектной деятельности

Тема 2.Планирование работы (4 ч).

10

Выбор темы проекта. Определение состава группы.

11

Разработка целей и задач, выдвижение основной гипотезы

12

Планирование работы на год. Планирование типа, формы и структуры проектной работы

13

Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов.

Тема 3. Работа над проектом (10ч).

14

Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования

15

Подбор теоретического материала по выбранной теме, изучение литературных источников.

16

Обсуждение проекта. Формулировка выводов.

17

Компьютерная обработка теоретического материала

18

Проведение практической части работы над проектом, изучение литературных источников

19

Проведение анкетирования, интервью, опросов, наблюдений.

20

Проведение экспериментов и опытов. Формулировка выводов.

21

Первичная обработка результатов

22

Подведение итогов экспериментальной работы

23

Компьютерная обработка результатов практической

части работы

Тема 4. Предварительная экспертиза полученного продукта. (4 ч).

24

Анализ информации и результатов эксперимента

25

Обработка данных анкетирования

26

Обсуждение выводов и рекомендаций. Оформление результата.

27

Компьютерная обработка материала. Отчет о ходе

выполнения проекта 2 ч

Тема 5. Корректировка полученного результата в соответствии с рекомендациями (1ч.)

28

Самоанализ полученного продукта. Исправление ошибок и корректировка данных проекта.

Тема 6.Подготовка к публичной защите исследовательской работы (3ч.)

29

Краткое изложение представляемой работы.

30

Создание мультимедийной презентации к выступлению.

31

Генеральная репетиция защиты проекта.

Тема 7. Публичная защита индивидуального проекта (3 ч.)

32

Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оценка проведенной работы руководителем.

33

Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оценка проведенной работы руководителем.

34

Представление разнообразных форм результата работы; самооценка и оценка со стороны. Оценка проведенной работы руководителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной проектно-исследовательской деятельности 5 класс...