Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии"
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Золотухина Анна Алексеевна

Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Увлекательный мир географии»

Личностные результаты освоения:

  1. понимать смысл своей деятельности;
  2. использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  3. приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;
  4. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  5. знать основные принципы и правила поведения в природе и обществе, основы здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

Метапредметными результатами освоения учениками программы по географии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты освоения:

  1. знать основные географические понятия, термины;
  2. понимать место планеты в Солнечной системе, ее форму и размеры;
  3. понимать географические следствия движений Земли;
  4. знать различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.
  5. понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  6. знать особенности культуры народов мира;
  7. знать особенности природы материков и Мирового океана.

         Рабочая программа имеет цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии; объяснить строение и процессы, происходящие в литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере; раскрыть взаимосвязь между различными оболочками Земли, познакомить с народами и их культурой. Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения географии на ступени основного общего образования:

  1. формирование интереса к предмету;
  2. формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
  3. активизировать познавательную деятельность школьников;
  4. повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
  5. развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  6. побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.

Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.

Внеурочная деятельность по географии в 6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования результатов в деятельности.

Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий и внеаудиторные занятия на свежем воздухе. Исследовательская педагогика направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково-исследовательский, самостоятельное изучение материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).

Практическая полезность курса связана с развитием познавательных мотивов, направленных на получение нового знания по курсу; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, населения, формированием интеллектуальных умений.

В соответствии с планом внеурочной деятельности рабочая программа практикума «Увлекательный мир географии» рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Программой предусмотрено проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий.

Формы подведения итогов и реализации программы:

-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

-индивидуальное моделирование и конструирование;

-анализ источников информации;

-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности (35 часов)

№ п/п

Тема раздела/занятия (количество часов)

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Тема 1. Географ – следопыт. 5 часов.

1.

Ориентирование на местности.

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами.

Учиться работать в команде.

Решение проблемы: как сориентироваться на местности без спец оборудования?

2.

Работа с компасом.

Определение сторон горизонта с помощью компаса

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу». Работа в паре.

3.

Движение по азимуту.

Что такое азимут. Представление о способах определения азимута и расстояния на местности.

Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

4.

Составление плана местности.

Условные знаки. Составление простейшего плана местности школьного участка.

Представление о целях составления планов различного содержания и их использовании людьми разных профессий. Определять среднюю длину своего шага в паре.

5.

Ориентирование по карте.

Географические координаты. Параллели и меридианы.

Игра «Зашифрованный объект».

Тема 2. Географ - путешественник. 12 часов.

6.

Путешествуем по глобусу

Представление о строении Земли. Глобус.

Учимся находить достоверные сведения в источниках геоинформации и формулировать выводы.

7.

Путешествие к центру Земли

Анализ романа Жюля Верна и кадров из фильма.

Составление рисунков по теме.

8.

Путешествие на орбиту

Орбита Земли. Планеты Солнечной системы.

Изучаем модель Солнечной системы.

9.

Путешествие в космос

Виртуальное путешествие в Космос. Влияние Космоса и Солнца на жизнь планеты.

Рисуем Солнечную систему. Учимся строить логически обоснованные рассуждения.

10.

Погружение в Мировой океан

Путешествие по Мировому океану: океаны, моря, заливы, проливы, острова.

 «Виртуальное» изучение морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

11.

Глубины океана

Океаны. Их свойства, расположение. Виды морских животных

Работа с картой. Создание шкалы «Глубины океана» и определение с помощью нее морских обитателей.

12.

Путешествие по материкам.

Африка.

Уникальность континента «коротких теней».

Находить достоверные сведения из разнообразных источников и карт.

13.

Путешествие по материкам.

Австралия.

Австралия – самый маленький континент планеты и его удивительный животный мир.

Анализ и синтез информации в игре.

14.

Путешествие по материкам.

Южная Америка.

Формирование представлений о самом влажном материке планеты.

Анализ карт и картин.

15.

Путешествие по материкам.

Северная Америка.

Формирование представлений о старом и новом свете для европейцев.

Учимся обобщать тематический материал.

16.

Путешествие по материкам.

Евразия.

Формирование представлений о самом большом континенте планеты.

Работа с картой. Учимся играя.

17.

Путешествие по материкам.

Антарктида.

Ледники самого южного континента Земли. Полюс холода

Виртуальное путешествие на станцию Восток.

Тема 3. Географ - затейник. 6 часов.

18.

Географ – музыкант. Музыка народов мира

Этническая музыка разных народов мира. Музыка индейцев Америки. важность мировоззренческих позиций

Составление поделки «Ловушка снов» под музыку индейцев.

19.

Географ – художник.

Художественное искусстве народов мира. Рентгеновская живопись аборигенов Австралии.

Составление рисунка в стиле рентгеновской живописи аборигенов Австралии.

20.

Географ – танцор. Танцы народов мира.

Танцы народов мира. Сиртаки – в гостях у греков

Просмотр презентации о танцах разных народов. Танцуем Сиртаки.

21.

Географ – фольклорист

Легенды и сказки народов мира.

Работа с текстами легенд и народных сказаний.

22.

Биогеограф. Работа с гербарием.

Растения разных климатических условий.  Гербарий.

Создание игр биогеографического содержания.

Создание географической игротеки «Узнай по контуру дерево», «Найди на рисунке контуры животных»

23.

Географ – геолог.

Минералы и горные породы

Изучение горных пород своей местности и проведение сбора образцов. Создание коллекции горных пород своей местности.

Тема 4. Географ-синоптик. 4 часа.

24.

Метеонаблюдения.

Погода, климат. Температура, влажность воздуха, атмосферные осадки, атмосферное давление, ветер и др. метеоданные

Организация фенологических наблюдений и наблюдений за погодой. Инструментальное определение количественных характеристик.

25.

Обработка результатов

Температура, влажность воздуха, атмосферные осадки, атмосферное давление, ветер и др. метеоданные

Письменное описание метео характеристики.

26.

Составление прогнозов по приметам.

Изучение разнообразных примет.

Наблюдения за погодой. Анализируем и делаем вывод.

27.

Экскурсия на метеостанцию.

Работа метеослужбы. Современные метеонаблюдения

Экскурсия

Тема 5. Географ – конструктор. 5 часов.

28.

Создание нивелира.

Что измеряет нивелир

Изготовление самодельного нивелира.

29.

Создание барометра.

Виды барометров

Изготовление самодельного барометра.

30.

Создание флюгера.

Ветер. Роза ветров.

Изготовление самодельных измерителей направления и скорости ветра (флюгер).

31.

Создание гномона.

Солнце и древние греки

Подготовка деталей для изготовления солнечных часов.

32.

Экспериментальные измерения

1. Определение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

2.Измерение атмосферного давления самодельным барометром.

3.Измерение направления ветра с помощью созданного прибора.

4. Изготовление солнечных часов. Определение времени по гномону.

Ведение записей экспериментальных измерений

Тема 6. Географ - экспериментатор. 2 часа.

33.

Опыты по теме «Вращение Земли»

Скорость вращения Земли. Влияние вращения на форму Земли. Геоид.

Проведение опытов, доказывающих существование центробежной силы. Поиск истины опытным путем.

34.

Опыты по теме «Свойства воды»

Самое распространенное вещество на нашей планете

Проведение опыта, показывающего разную плотность воды.

35.

Защита проектов.

Презентации, обсуждение проектов учащихся

Защита проектов

Наименование раздела

Количество часов

1.

Географ - следопыт

5

2.

Географ - путешественник

12

3.

Географ - затейник

6

4.

Географ - синоптик

4

5.

Географ - конструктор

5

6.

Географ - экспериментатор

2

Защита проектов

1

Итого

35

  1. Календарно – тематическое планирование.

Дата проведения

Тема

Количество часов

В том числе:

По плану

По факту

Аудиторное занятие

Внеаудиторное занятие

Тема 1. Географ – следопыт. 5 часов.

1.

02-06.09

Ориентирование на местности.

1

2.

09-13.09

Работа с компасом.

1

3.

16-20.09

Движение по азимуту.

1

4.

23-27.09

Составление плана местности.

1

5.

30.09-04.10

Ориентирование по карте.

1

Тема 2. Географ - путешественник. 12 часов.

6.

07-11.10

Путешествуем по глобусу

1

7.

14-18.10.

Путешествие к центру Земли

1

8.

21-25.10.

Путешествие на орбиту

1

9.

28.10-02.11

Путешествие в космос

1

10.

11-15.11

Погружение в Мировой океан

1

11.

18-22.11

Глубины океана

1

12.

25-29.11

Путешествие по материкам. Африка.

1

13.

02-06.12

Путешествие по материкам. Австралия.

1

14.

09-13.12

Путешествие по материкам. Южная Америка.

1

15.

16-20.12

Путешествие по материкам. Северная Америка.

1

16.

23-27.12

Путешествие по материкам. Евразия.

1

17.

13-17.01

Путешествие по материкам. Антарктида.

1

Тема 3. Географ - затейник. 6 часов.

18.

20-24.01

Географ – музыкант. Музыка народов мира

1

19.

27.01-31.01

Географ – художник.

1

20.

03-07.02

Географ – танцор. Танцы народов мира.

1

21.

10-14.02

Географ – фольклорист

1

22.

17-21.02

Биогеограф. Работа с гербарием.

1

23.

24-28.02

Географ – геолог.

1

Тема 4. Географ-синоптик. 4 часа.

24.

02.-06.03

Метеонаблюдения.

1

25.

09-13.03

Обработка результатов

1

26.

16-20.03

Составление прогнозов по приметам.

1

27.

30.04-03.04

Экскурсия на метеостанцию.

1

Тема 5. Географ – конструктор. 5 часов.

28.

06-10.04

Создание нивелира.

1

29.

13-17.04

Создание барометра.

1

30.

20-24.04

Создание флюгера.

1

31.

27.04-01.05

Создание гномона.

1

32.

04-08.05

Экспериментальные измерения

1

Тема 6. Географ - экспериментатор. 2 часа.

33.

11-15.05

Опыты по теме «Вращение Земли»

1

34.

18-22.05

Опыты по теме «Свойства воды»

1

35.

25-29.05

Защита проектов.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии "Север - край неповторимый"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по географии составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, с учетом возрастных особенностей старших подростков и предназначена для реализации обуча...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательная география»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС....

программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"

Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие инте...

Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов

Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города"  расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет  познакомить учащихся с экономическо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии 6 класс "География в городе"

Программа  "География в городе" 1 час в неделю . Знакомит учащихся с нгеографией города  СП-Б...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путешествие в мир географии" социального направления для 9 класса.

Данный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Программа курса рассчитана на 34 учебных часа  (1 час в неделю), при этом на проектно-исследовательскую деятельность отводится 3 часа. Данн...