Технологическая карта "Машиностроение"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Савосина Лариса Викторовна

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроения  России.

Задачи:

1) помочь учащимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий;

2) обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;

3) организовать деятельность учащихся по выявлению состава, значения и факторов размещения машиностроительного комплекса;

4) содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения, формулировать определения понятий: специализация, кооперирование; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_mashinostroenie_9_kl.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа с. Раздольного Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания

363712, РСО-Алания, Моздокский р-он, с. Раздольного, ул. Октябрьская, 5                            тел.56-0-22                                                              ИНН 1510011354/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921386 ;ОКТМО 90630455 ; ОКПО 5781000

        

  от «21» октября 2021г. №100

Технологическая карта урока географии в 9 классе

Тема: Машиностроение. 

Класс: 9 класс

Дата проведения урока- 03.12.2020

Автор учебника: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.    

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: создать условия для усвоения учащимися особенностей состава машиностроения  России.

Задачи:

1) помочь учащимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий;

2) обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;

3) организовать деятельность учащихся по выявлению состава, значения и факторов размещения машиностроительного комплекса;

4) содействовать развитию у школьников умений выделять признаки факторов размещения, формулировать определения понятий: специализация, кооперирование; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.

Планируемые результаты.

Личностные:

1) эмоционально-ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей;

2) личностные представления о целостности машиностроительного комплекса, обеспеченной связями между отраслями машиностроения и другими межотраслевыми комплексами;

3) стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные

Познавательные: 

умение

1) выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;

2) устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы;

3) сравнивать объекты.

Регулятивные: 

Умение:

1) ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;

2) организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,

    оценивать достигнутые результаты;

3) вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее

    преобразование, сохранение, передачу;

4) выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные: 

Умение:

1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

2) работать индивидуально и в паре;

3) эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;

4) осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

1) содержания понятий и терминов: «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;  

2) особенностей отраслевой и функциональной структуры машиностроения России.

В ценностно-ориентационной сфере:

1) понимание роли машиностроения для обеспечения безопасности страны.

В сфере географической деятельности:

умение:

1) находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей отраслевой структуры машиностроительного комплекса;

2) сравнивать развитие машиностроения под влиянием разных факторов в крупнейших частях России;

3) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях машиностроения России и родного края.

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на каждого ученика или двух обучающихся, выход в интернет на сайт: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный момент

( 2 минуты)

Проверка подготовленности учащихся к работе. Организация внимания обучающихся.

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. У вас всё готово к уроку и я желаю вам ,чтобы вы были старательными, активными и внимательными.

Готовятся к уроку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя.

Сообщают отсутствующих

Регулятивные: контроль за состоянием рабочего места.

Личностные:настрой на работу, уважение к окружающим

Целеполагание, планирование учебной деятельности ( 5 минут)

Подведение учащихся к теме урока (Приём подводящего вопроса).

Просмотр видеоролика « Машины в нашей жизни»

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Внимательно слушают учителя, определяют тему урока по видеофрагменту, самостоятельно ставят цели и задачи урока, составляют план урока.

Личностные: мобилизация внимания. Проявление интереса к поставленной проблеме.

Коммуникативные: определение цели деятельности, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; работать в паре.

Регулятивные:

умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Предметные: знание:

понятия «межотраслевой комплекс»;

термина «факторы размещения»;

умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.

Изучение нового материала ( 20 минут)

Учитель обращает внимание учащихся на план изучения нового материала  и сообщает о способах его реализации, формирует вместе с учащимися проблему урока, которую следует разрешить.

Учитель организует усвоение понятия «машиностроительный комплекс».

Разбирает вместе с учащимися состав машиностроительного комплекса

Проблема: Почему отечественные автомобили по качеству уступают иностранным маркам автомашин?

Далее учитель организует усвоение учащимися содержания понятия «специализация», «кооперирование».

Учащиеся знакомятся с понятиями и фиксируют их в схему.

Учитель организует усвоение понятий «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»

- Какова роль различных факторов в размещении отдельных отраслей машиностроительного комплекса?

Задание  1 : Заполните таблицу используя полученные знания используя данные обозначения.

Задание 2. Докажите, что предприятия МСК связаны с другими межотраслевыми комплексами.

Укажите, какой продукцией они обмениваются.
Машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию?

Рисунок 1 – состав комплекса. Учащиеся записывают ответы в тетради.

Учащиеся высказывают свои версии, подтверждая фактами.

Составление схемы «специализация» и «кооперирование».

Учащиеся объясняют взаимосвязь.

Ученики заполняют таблицу.

Один из группы фиксирует ответ на доске, сверяем полученные результаты.

Самопроверка.

Запись в виде схемы.

Личностные:

эмоционально-ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей.

Регулятивные:

организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

Коммуникативные:

умения организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в паре и группе;

умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

Предметные:

знание содержания понятий и терминов, связанных с составом и факторами размещения машиностроительного комплекса  России,  источников информации о количественных характеристиках комплекса;

умения выявлять взаимосвязи машиностроения и других отраслей и комплексов на примере связи машиностроения с транспортным комплексом, определять значение машиностроительного комплекса.

Закрепление

( 5 минут)

Учитель предлагает учащимся выполнить тест.

Выполняют тест, меняются работами с соседом по парте, выставляют друг другу оценку.

Регулятивные: 

умения выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты. 

Коммуникативные

умение выполнять учебные задания в паре.

Предметные

знание понятий и терминов по изученной теме;

знание (понимание) значения машиностроительного комплекса России;

Домашнее задание

 ( 3 минуты)

П.22, на контурную карту нанести центры автомобилестроения, составить синквейн со словом «Машиностроение»

Записывают домашнее задание

Подведение итогов, рефлексия

( 5 минут) 

Учитель благодарит ребят за сотрудничество на уроке.

Предлагает дополнить предложение:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4)  Мне очень понравилось….

5) Мне не понравилось….

Учащиеся вспоминают и рассказывают, что нового узнали на уроке.

                                                                     Директор МБОУ ООШ с. Раздольное ______________________ С.Н. Распутняя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка по теме: «Развитие технологического мышления и построение технологического процесса изготовления деталей по профессии станочник»

Первой темой учебной программы, где начинается непосредственная обработка деталей, является тема «Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей». Мастер, обучая начальным приём...

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...