Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся ОВЗ (8 вида)
рабочая программа по географии (8 класс)

Киреева Лилия Хуснулловна

Адаптированная рабочая программа 8 класса  по географии для обучающихся ОВЗ (8 вида) составлена на основании авторской программы Лифановой Т.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8_kl_rabochaya_programma.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся  9Б класса (с умственной отсталостью) на 2018-2019 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

на основе авторской программы Лифановой Т.М «География 6-9 классы»

и является приложением к Адаптированной основной образовательной программе общего образования для детей с умственной отсталостью, утвержденной приказомЛангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2», от 08.06.2016 № 485-о (в редакции приказа от 25.05.2018 №422-о).

Раздел I

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты. Обучающиеся будут знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение  и их хозяйственное значение;
  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;
  • названия изученных географических объектов.

Обучающиеся должны уметь:

  • показывать на географической карте из приложения учебника океаны, давать им характеристику;
  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов материка;
  •  давать элементарное описание их природных условийматерика, опираясь на карту и картины.
  • находить в периодической печати сведенья об изученных государствах и показывать их на карте.

Социальные (жизненные) компетенции:

  • адекватность поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей природной среды
  • умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве
  • формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой
  • развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы
  • накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий
  • умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком
  • умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов Система контроля и оценки результатов.

Система контроля и оценки достижения планируемых предметных результатов освоения программы по географии осуществляется учителем-предметником.

Текущий контроль для анализа хода формирования знаний и умений обучающихся проводится в следующих формах: устные ответы на вопросы учителя, практическое выполнение заданий.

Критерии  оценок

Устные ответы

Оценка«5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, неверно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Практическая работа

     Оценка «5» ставится, если полностью соблюдались правила, работа выполнялась самостоятельно, спланированы этапы практической работы и соблюдался план работы, предложенный учителем.

Оценка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании практической работы, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно.

Оценка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой  дисциплины, организации рабочего места. 

Тесты

Тесты предусмотрены для проведения контрольно-измерительной работы по итогам больших тем, четвертей. Тесты предлагаются одного вида: тест с однозначным выбором ответа.

Одной из особенностей обучающихся с умственной отсталостью является то, что они не всегда могут правильно понять самостоятельно прочитанный текст, вопрос. При проведении тестирования если обучающийся испытывают трудности в понимании прочитанного текста, учитель сам читает вопросы и предложенные ответы.

Система оценивания тестовой работы:

65–100 % = оценка «5»;

51–64 % = оценка «4»;

до 50 % = оценка «3»;

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

  1. Соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).
  2. «Верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.  
  3. Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).  

Организуя контрольную проверку знаний обучающегося с умственной отсталостью, следует исходить из достигнутого им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.

Перечень обязательных проверочных и контрольных работ по географии в 8 классе

№ п/п

Вид проверочной (контрольной) работы

Примерные сроки выполнения

Объекты контроля

Контрольная работа  «Австралия»

декабрь

Знание океанов и их хозяйственного значения

Знание особенностей географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка,основное население, страны и столиц

Проверочная работа «Южная Америка»

март

Контрольная работа «Страны ближнего Зарубежья»

май

 Знание особенностей географического положения государств ближнего зарубежья, природных условий , ресурсов , основное население и столиц этих государств

        Результаты контроля и оценка предметных результатов освоения обучающимися программы по географии фиксируются учителем и прикладывается в индивидуальную карту развития ребенка.

Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

География материков и океанов

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой Океан.

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Современное изучение Мирового океана
Практическая работа. Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Составление схемы хозяйственного использования океанов

Зарисовка рыб, морских животных, айсберга.

Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан»

Африка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климата, реки и озера.  Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов Растительный мир саванн. Животный мир саванн.  Растительный и животный мир пустынь. Население Государства: Египет, Эфиопия, ЮАР .

Практическая работа. Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных

Австралия

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климата, реки и озера. Растительный мир. Животный мир.  Население. Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея. Практическая работа. Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки
Муррей, города Канберра.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных.

Антарктида

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа и климат. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современное исследование Антарктиды.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте  океанов, омывающих антарктиду. Южного полюса.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

Зарисовка птиц  и животных Антарктиды.

Северная Америка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климата. Реки и озера. Растительный мир и животный мир.  Население и государства.

США. Канада. Мексика. Куба.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных

Южная Америка

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климата. Реки и озера. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн, степей, пустынь и гор. Животный мир саванн, степей, пустынь и гор. Население. Государства: Бразилия, Аргентина,  Перу.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля,
Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных.

 Евразия.

Общая характеристика материка.

 Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. 

Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии.. Население Евразии.  Культура и быт народов Европы и Азии.

Практическая работа  Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский,  Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий растений и животных

Особенности организации образовательного процесса на уроках географии

Основной формой организации учебного процесса по предмету является – урок. Программа предусматривает типы уроков, соответствующие особенностям учащихся:

урок – игра, урок- путешествие, практическая работа, самостоятельная работа, экскурсии и наблюдения.

Основные технологии:

- личностно – ориентированное;

- деятельностный подход;

- уровневая дифференциация;

- информационно – коммуникативные;

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

 - беседа (диалог);

 - работа с книгой.

 -практическая работа

  -самостоятельная работа: работа по карточкам,  работа по плакатам,  составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции: демонстрация натуральных объектов,  ИТК, наглядные пособия, раздаточный материал, создание увлекательных ситуаций, занимательные упражнения,  экскурсии,  участие в выставках декоративно - прикладного творчества.

Наряду с образовательными задачами на уроках  географии решаются и коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать и развивать слуховое  внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • корригировать и развивать связную устную речь;
  • корригировать и развивать память (кратковременной, долговременной);
  • корригировать и развивать зрительные восприятия;
  • развивать слуховое восприятие;
  • корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
  • корригировать и развивать личностные качества учащегося, эмоционально-волевой сферу.

Программы курса строятся на следующих ведущих принципах:

1. Принцип коррекции  отклонения психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов;

2.Научность и доступность обучения предполагает отражение современных достижений науки, перспектив ее развития в каждом учебном предмете. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям). Принцип доступности предполагает построение обучения  на уровне их реальных возможностей.

 3.Принцип системности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы более успешно применять их на практике.

 4.Принцип связи обучения с жизнью предполагает организацию учебно-воспитательной работы на основе тесной и многогранной связи с окружающей действительностью, с жизнью, в первую очередь, местных предприятий, организаций и учреждений; связи обучения с производственным трудом в народном хозяйстве.

5.Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков.

6.Сознательность и активность обучения означает понимание учащимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся в обучении. Под активизацией учения понимается соответствующая организация действий школьников, направленная на осознание ими учебного материала.

7.Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Сущность принципа состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. Осуществление дифференцированного подхода направлено на учет психических особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, на дифференциацию учащихся на типогруппы.

8.Воспитывающая и развивающая направленность обучения состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе, содействует их общему психическому и физиологическому развитию. Обучение носит коррекционно-развивающий характер.

9.Принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вкладам в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

10.Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Он пронизывает всю структуру программ по экологии человека, географии, естествознанию, растениеводству, истории и т.д.

В программе выделены практические работы и экскурсии. Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.

Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).

Межпредметные связи предмета география

      Обучение географии носит практическую направленность,  тесно связана жизнью и связано с другими учебными предметами:

- Сравнение размеров океанов ( математика)

-Вода. Водоросли. Обитатели морей (естествознание)

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание).

Раздел III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Место предмета в учебном плане

Согласно индивидуальному учебному плану обучающегося с умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год обучение географии планируется из расчета 1 часа в неделю. Данная рабочая учебная программа по географии  рассчитана на  35 часов.

В авторской программе Лифановой Т.М «География 6-9 классы» на изучение предмета география в 8 классе отводиться 66 часов. В связи с несоответствием количества часов в программах на изучение разделов отведено следующее количество часов и внесены изменения:

№ п.п

Название темы/раздела

В авторской программе Лифановой Т.М

В адаптированной  рабочей программе

Введение 

1

1

Океаны

5

4

Африка

12

6

Австралия

8

4

Антарктида

6

1

Северная Америка

9

3

Южная Америка

11

4

Евразия

14

12

66

35

      Распределение часов в течение 2018-2019 учебного года

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого за учебный год

8 часов

8 часов

10 часов

9 часов

35 часов

Тематическое планирование учебного предмета «География»

Название темы/раздела

Общее кол. час.

Из них

Характеристика учебной деятельности обучающихся

практика

контроль

Введение 

1

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картами, выполнение заданий в рабочей тетради

Океаны

4

1

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой. Выполнение заданий в рабочей тетради

Африка

6

2

 Работа с текстом и иллюстрациями и картами учебника. Обозначение на контурной карте островов, полуостровов, пустынь, крупнейших рек, гор , каналов. изученных государств.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных. Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией. Выполнение заданий в рабочей тетради

Австралия

4

2

Антарктида

1

Северная Америка

3

1

Южная Америка

4

2

1

Евразия

12

5

1

35

12

3

Календарно-тематическое планирование уроков географии  

Тема урока.

Часы

Дата планируемая

Дата фактическая

Учебно-методическое обеспечение

Iчетверть

Введение (1 ч)

Что изучает география материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

1

3-8.09

[2], [3]

Океаны (4ч)

Атлантический океан.

1

10-15.09

[2], [3]

Северный Ледовитый океан.

1

17-22.09

[2], [3]

Тихий океан.

1

24-29.09

[2], [3]

Индийский океан.

Современное изучение

1

01-6.10

[2], [3]

Африка (6ч)

Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова.

1

8-13.10

[2], [3]

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

1

15-20.10

[2], [3]

Растительный и животный мир тропических лесов.

1

23-27.10

[2], [3]

IIчетверть

Растительный и животный мир саванн.

1

6-10.11

[2], [3]

Растительный и животный мир пустынь.

1

12-17.11

[2], [3]

Население и государства.

1

19-25.11

[2], [3]

Австралия (4 ч)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

1

26.11-1.12

[2], [3]

Растительный и животный мир

1

03-8.12

[2], [3]

Население Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней, Мельбурн.

10-15.12

[2], [3]

Океания. Остров Новая Гвинея

Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

1

17-22.12

[2], [3]

Антарктида. (1 ч)

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Природа

1

24-29.12

[2], [3]

IIIчетверть

СевернаяАмерика. (3 ч)

Географическое положение.

Разнообразие рельефа. Климат

1

14-19.01

[2], [3]

Реки и озёра. Растительный и животный мир.

1

21-26.01

[2], [3]

Население и государства.

1

28.01-2.02

[2], [3]

Южная Америка (4ч)

Географическое положение

Разнообразие рельефа

1

04-9.02

[2], [3]

Климат. Реки и озёра.

1

11-16.02

[2], [3]

Растительный и животный мир

1

18-23.02

[2], [3]

Население  и государства.

1

25.02-2.03

[2], [3]

Евразия(12 ч)

Географическое положение.

1

04-9.03

[2], [3]

Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

1

11-16.03

[2], [3]

Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Европы

1

18-23.03

[2], [3]

IVчетверть

Разнообразие рельефа, Полезные ископаемые Азии.

1

1-6.04

[2], [3]

Климат Евразии.

1

8-13.04

[2], [3]

Реки и озёра Европы.

1

15-20.04

[2], [3]

Реки и озёра Азии.

1

22-27.04

[2], [3]

Растительный и животный   мир Европы.

1

29.04-4.05

Растительный и животный   мир Азии.

1

6-11.05

[2], [3]

Население Евразии.

1

13-18.05

[2], [3]

Культура и быт народов Евразии

1

20-25.05

[2], [3]

Обобщающий урок

1

27-31.05

[2], [3]

                 

Приложение 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Книгопечатная продукция

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:5-9 классы. : в 2 сб. /под ред. В.В. Воронковой. – Гуманитар. изд. центр Владос, 2013

1

Лифанова Т.М. География. 8 класс; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы: с прил./ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.-9-е изд., испр..- М. Просвещение, 2017.

3

Лифанова Т.М. География. 8 класс; рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы.- М. Просвещение, 2017.

2

Бороздина Т. А. Уроки географии специальной (коррекционной) школе: пособие для учителя для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков. – М.: Просвещение, 2014

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии для обучающихся 6,9 классов коррекционной школы VIII вида

Данная рабочая программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ  6 класс....

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с ОВЗ

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся ОВЗ (8 вида)

Адаптированная рабочая программа для 9 класса по географии  для обучающихся ОВЗ (8 вида) составлена на основании авторской программы Лифановой Т.М...

Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021

Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...