ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВО ВРЕМЯ ОСЕННИХ КАНИКУЛ В ПРИШКОЛЬНОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ
статья по географии

Бадьина Ольга Михайловна

Статья посвящена важной проблеме географического образования – формирование культуры природопользованию у учащихся. Решением поставленной задачи является организация осеннего геоэкологического лагеря «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города». В рамках программы учитываются три направления деятельности школьников: научно – исследовательская, спортивно-оздоровительная и природоохранная. Особое внимание уделяется этапам формования культуры природопользования культурно – адаптивный, культурно – смысловой, культурно – творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья54.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.891

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ГОРОДСКОМ ЛАНДШАФТЕ ВО ВРЕМЯ ОСЕННИХ КАНИКУЛ В ПРИШКОЛЬНОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ЛАГЕРЕ «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города»

Бадьина О.М.

учитель географии, МБОУ «школа №7» г.Нижний Новгород

магистрант НГПУ им. К.Минина

Зулхарнаева А.В. 

к.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», кафедра географии, географического и геоэкологического образования

Аннотация: Статья посвящена важной проблеме географического образования – формирование культуры природопользованию у учащихся. Решением поставленной задачи является организация осеннего геоэкологического лагеря «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города». В рамках программы учитываются три направления деятельности школьников: научно – исследовательская, спортивно-оздоровительная и природоохранная. Особое внимание уделяется этапам формования культуры природопользования культурно – адаптивный, культурно – смысловой, культурно – творческий.

Ключевые слова: культура природопользования, геоэкологический лагерь, дополнительное образование.

FORMATION OF A CULTURE OF NATURAL USE AT SCHOOLCHILDREN IN THE CITY LANDSCAPE DURING AUTUMN VACATIONS IN A PRE-SCHOOL GEOECOLOGICAL CAMP "My home - Nizhny Novgorod: We study the hydrology of the city"

Badyina OM

teacher of geography, MBOU "school number 7" Nizhny Novgorod

Undergraduate NGPU them. K. Minin

Zulkharnaeva A.V.

Ph.D., Associate Professor, FGBOU VPO "NGPU them. K. Minina ", Department of Geography, Geographic and Geoecological Education

Annotation: The article is devoted to the important problem of geographic education - the formation of students' environmental management culture. The solution to this problem is the organization of the autumn geoecological camp "My home - Nizhny Novgorod: We study the hydrology of the city." The program takes into account three areas of activity of schoolchildren: research, sports and fitness and environmental. Particular attention is paid to the stages of the formation of environmental management culture - adaptive, cultural - semantic, cultural - creative.

Keywords: nature management culture, geoecological camp, additional education

Вода – красота всей природы.

Сергей Аксаков

В современных условиях развития общества формирование у учащихся культуры природопользования играет большую роль. Большинство жителей в Росси в целом и Нижнем Новгороде в частности – городские это подчеркивает актуальность изучения взаимодействия человека и природы города. Поскольку городской ландшафт  имеет мощный образовательный и воспитательный  потенциал (В.А. Николаев, Ю.А. Веденин, Б.Б. Родоман) в развитии и становлении личности, то наиболее адекватной формой реализации является дополнительное геоэкологическое образование.

При анализе методической литературы по данной теме было установлено, что не все стороны этого вопроса достаточно полно освещены. Помогает овладеть культурой природопользования в городском ландшафте, для грамотного обустройства города в будущем, пришкольный лагерь. Учащийся включается в активную работу творческую работу самореализуется, самоопределяется и осознает свою значимость.

Теоретико–методологической основой организации осеннего геогэкологического лагеря является культурно – экологический подход. Данный подход в городском ландшафте, предполагает, что реальные объекты становятся жизненно важными для самого ребенка. В геоэкологическом лагере раскрываются следующие направления деятельности: познавательное, творческое, оздоровительное[1,5].

Культура природопользования нами понимается как личностное и социально-значимое качество личности. Она рассматривается как способ, мера, результат познания, оценки и деятельности по культурно-хозяйственному освоению человеком природно-ресурсного потенциала территории различной масштабности в направлении их устойчивого развития[2]. Формирование культуры природопользования рассматривается как системно-структурная модель, предполагающая учет культурно-цивилизационных тенденций развития и приоритетность рассмотренных ранее образовательных парадигм, адекватных современным вызовам постиндустриального общества[3].

В программу лагеря с дневным пребыванием во время осенних каникул включены: образовательная, оздоровительная, культурно-досуговая деятельность. Данный курс рассчитан учащихся 7-8 классов. Продолжительность смены 5 дней.

За это время можно пройти один блок по изучению экологии городского ландшафта, например, «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города».

Основные направления деятельности осеннего геоэкологического лагеря «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города» даны в таблице 1

Основные направления деятельности осеннего геоэкологического лагеря «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города»

Таблица 1

Направления деятельности

Формы работы

Этапы формирования

Научно – исследовательская

Лекционные и практические занятия (знакомство, освоение методики оценки качества воды: цвет, мутность, прозрачность, минерализация, кислотность и тд), экскурсия

Культурно - адаптивный

Спортивно-оздоровительная

Зарядка, спортивная игра, пешие экскурсии

Культурно - смысловой

Природоохранная (художественно-эстетическая), досуг

Конкурс фотографий, благоустройство родника,  создание буклета

Культурно - творческий

Исследования в Н.Ф. Винокуровой области геоэкологического образования позволили уточнить этапы процесса формирования культуры природопользования средствами кружка «Мой дом - Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города». Последовательность осуществляется с учетом 3-х этапов развития культуры природопользования: личности: культурно – адаптационный, культурно – смысловой, культурно – творческий [5].

На первом этапе культурно – адаптационном учащиеся погружаются в проблему изучения гидрологии города, осознают значимость изучения. На втором культурно – смысловом этапе, подробное изучение проблемы с использование технологии кейс-стади[4], которое включает расширение знаний как теоретических так и практических, развитие ценностного отношения. Учащиеся узнают взаимосвязи природа – город, выясняют о негативном влиянии загрязнения гидрологических объектов на здоровье человека, способах решения экологических проблем.

На третьем этапе формирования культуры природопользования - культурно - творческом, учащиеся благоустраивают родник, разрабатывают буклеты для школьников и их родителей «Спасем родники»

Программа геоэлогического лагеря «Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города» представлена в таблице 2.

таблица 2.

Программа проведения осеннего геоэкологического лагеря

«Мой дом – Нижний Новгород: Изучаем гидрологию города»

1 день

Знакомство. Проведение техники безопасности. Обсуждение плана работы. Пешая прогулка на берег реки. Создание фоторабот «А не больны ли наши реки»

2 день

Теоретический блок: «Внутренние воды и человек». Гидрография города.

Практический блок: оценка качества вод близлежащего родника.

3 день

Теоретический блок: Экологическое состояние вод моего города.

Практический блок: Составление буклетов «Спасем родники»

4 день

Проведение акции «Спасем наш родник», раздача буклетов

5 день.

Проведение ролевой игры «Вода в опасности». Подведение итогов.

В рамках данного геоэкологического лагеря учащиеся осознают и осмысливают экологические знания и ценности вод города для человека. Используются технологии кейс-стади, исследовательский метод.

Данная программа может быть использована в школах г. Нижнего Новгорода для развития культуры природопользования в городском ландшафте.

Список литературы

1. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методологические основания конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2017.-№ 1-1. с. 129-132.

2. Винокурова Н.Ф., Горшкова И.А., Гришакова С.В. Формирование культуры природопользования в геоэкологическом образовании средствами экологических модулей //Современные проблемы науки и образования. – 2016. –№ 3. – С. 296.

3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. – 2016. – №5 (134). – С. 25–40.

4. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс – стади в изучении экологических проблем. Учебно – методическое пособие. – Н. Новгород: Мининский университет, 2017. – 175 с.

5. Формирование культурно-экологической образовательной среды региона: Коллективная монография. –  Н.Новгород: НГПУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Турист» Малозатратная форма организации отдыха детей во время осенних каникул (площадка кратковременного пребывания детей)

Данная программа разработана с целью организации отдыха детей во время каникул. Расчитана на школьников с 5 по 8 класс, с указанием необходимого снаряжения с сеткой мероприятий и приложением....

Общешкольный урок "Правила поведения во время осенних каникул"

Цели: ·        изучить правила безопасности учащихся в период осенних каникул;·        напомнить правила безопасности на доро...

Правила поведения для школьников во время осенних каникул для 10 класса

Правила поведения для школьников во время осенних каникул для 10 класса...

Правила поведения во время осенних каникул

Правила поведения во время осенних каникул...

ПРОГРАММА организации отдыха детей во время осенних каникул в осеннем школьном оздоровительном лагере с дневным пребыванием "Оранжевая осень".

Люди-человеки, страны и народыМы теперь навечно должники природы.Н. ЗаболоцкийВсе мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пол...

Инструктажи по технике безопасности №4 Правила поведения во время осенних каникул

Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи./Древнеримская пословица/...