«Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии»
статья по географии

Наталья Владимировна Зелинская

Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании в условиях современного общества

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не можем обойтись без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий.

При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.

Специалисты образования, как показывает анализ литературы, идут следующими путями в применении новых информационных технологий:

-Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;

-Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;

-Компьютер и информационные технологии как объект изучения в рамках предмета «Информатика»;

-Компьютер как средство развития ребенка.

Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков:

-комбинированном;

-при изучении нового материала;

-на этапе закрепления знаний;

-на уроках контроля и оценки знаний.

В школьной географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с  помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и  оценки  знаний  и  средств  моделирования,  к  тому  же  это -  идеальная электронная доска.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:[1]

-уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;

-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

-интерактивные доски;

-электронные энциклопедии и справочники;

-тренажеры и программы тестирования;

-образовательные ресурсы Интернета;

-DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

-видео и аудиотехника;

-интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы;

-интерактивные конференции и конкурсы;

-научно-исследовательские работы и проекты.

Несмотря на то, что в нашей стране за много лет накоплен богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, многие педагоги с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств.

Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver и другие. Очень полезной для учителя географии может стать программа MS Map Point, позволяющая внедрять геоинформационные системы в обучение географии, создающие динамичные картографические образы.[2]

Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация.

Основные требования к уроку с использованием ИКТ

Принципы конструирования урока:

-системность

-развитие;

-информативность;

-индивидуализации.

Принцип системности – предполагает возможности постоянного расширения, это элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи.

Урок - единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационные средства, учебный материал), многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.

Принцип развития предполагает возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

Принцип информативности подразумевает использование средств ИКТ в плане развития личности обучаемого, формирование у учащихся информационной - компетентности.

Принцип индивидуализации позволяет на базе средств новых информационных технологий изменение методов получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых.

Этапы конструирования урока:

-концептуальный;

-технологический;

-операциональный;

-педагогической реализации.

Далее будет рассмотрены этапы конструирования урока в плане использования ИКТ.

На первом концептуальном этапе конструирования урока определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов - фактически требования к ЗУН. На этом этапе аргументируется необходимость использования ИКТ, выбирается методическое назначение необходимых образовательных ресурсов.

На технологическом этапе конструирования урока в соответствии с сформулированными требованиями к образовательным электронным ресурсам по дидактическому назначению проводится многофактный анализ  и отбор ЦОР.

Выбирается форма урока:

-Урок-презентация;

-Урок-исследование;

-Виртуальная экскурсия;

-Практикум;

-Работа с мультимедиа-учебником;

-Обобщающий.

Детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронными ресурсами и с учителем проводится на операциональном этапе конструирования урока. Здесь же планируется применение ИКТ на каждом этапе урока.

Для каждого этапа урока определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности на каждом этапе, формы промежуточного контроля.

Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ -  это законченный блок, в начале каждого этапа должен присутствовать организационный момент, который необходимо четко выделять, иначе эффективность этапа снижается.

Этап педагогической реализации подразумевает перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия и решения трех задач:

-диагностики психологического состояния уровня знаний учащихся;

-задачи управления его познавательной деятельностью;

-объективной оценки текущих результатов и коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей.

Очень важно понять, что применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является  ее существенной составной частью.


Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе. 2003, №8.

Довенко Д.В.  Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5.

Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002. – С. 106.

 Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 – С. 21.

Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе.// Информатика и образование, 2004 г. - №7. -  С. 99.

Современный урок географии. Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 – С. 18 -19.

 Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. 2004,  № 18.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon statya.pdf906.36 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Используя ИКТ на уроках географии в течение трех лет,  я получила подтверждение тому, что аудиовизуальные и интерактивные средства обучения, направленные на адекватное восприятие географиче...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии

Справочно-информационные сведения об опытеТема опыта: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии».Автор опыта: Миронов Владимир ВикторовичДолжность автора: учитель гео...

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии

Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельном получ...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются вопросы  эффективного использования информационно – коммукационных технологий при  организации  учебного  процесса....

Социализация обучающихся через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии

Новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения и социализации личности о...