Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС
материал

Мильская Татьяна Викторовна

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_samoobrazovaniya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

План профессионального самообразования

учителя географии

Мильской Татьяны Викторовны

на 2023-2025 годы

 

Методическая тема:

«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

«Когда кто-то идет не в ногу,

 не спеши осуждать его:

возможно, он слышит звук другого марша».

Генри Торо

Работу предполагается начать в 2022-2023 учебном году и закончить работу над темой в  2024-2025 учебном году.

Тема самообразования определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Для выполнения этих задач мы руководствуемся государственным стандартом, который предъявляет Федеральным определенные требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учениками начальной школы с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Учебная деятельность – процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им знания, умения и способности. В концепции ФГОС нового поколения подчеркивается мысль о том, что учащиеся «должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса».

Выбор темы обусловлен тем, что современная школа должна выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно. Научить детей самостоятельно приобретать новые знания  возможно только при использовании современных инновационных технологий. В связи с этим возникла необходимость совершенствования уроков на основе внедрения таких форм обучения, которые способствуют формированию умений и навыков учащихся, развивать творческие способности,  познавательный интерес к обучению. Выбранная мною тема самообразования полностью соответствует данным требованиям и определяется, исходя из методической темы школы и в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Так как они вводятся поэтапно, то учителю тоже необходимо перестраивать свою работу и быть готовыми к работе по новым ФГОС. Для этого надо изучать новые образовательные технологии, участвовать в разработке рабочих программ по географии с требованиями ФГОС, повышать свою квалификацию.

Цель моей педагогической деятельности: Создание условий для активизации познавательной деятельности и умственной активности учащихся при изучении предмета географии.

Цели самообразования:

  • Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме:  «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»
  • «Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
  • Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимися.
  • Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
  • Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
  • Уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
  • Обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.

Задачи:

  • Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания географии;
  •  Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по географии с применением инновационных технологии;
  • Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
  • Изучить психологические и возрастные особенности школьников.

Принципы профессионального самообразования:

непрерывность, целенаправленность, интерактивность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, системность.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая),
  • Интернет;
  • семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом,
  • мастер-классы,
  • курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план,
  • групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей.

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработка учебных рабочих программ по географии, в связи с требованием ФГОС,
  • применение различных образовательных технологий или их элементов для конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их применению;
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;  
  • разработка дидактических материалов, создание новых проектов;
  • создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных технологий и ИКТ;
  • доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.
  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Направления самообразования:

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

регулярно

регулярно 

регулярно

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Проводить психолого- педагогическую диагностику

 регулярно

Методические

1. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

2. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей.

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, округа через Интернет.

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

8. Проводить открытые уроки для коллег

9. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

регулярно

 

 регулярно

 

регулярно

 

 ежегодно

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

регулярно

Информационно-технологические

технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии

регулярно

регулярно

 

Охрана здоровья

1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

Перспективный план

В условиях реализации ФГОС проблема оценки планируемых результатов достаточно актуальна. Среди многообразия форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся я стремлюсь выбирать как традиционные (диктанты, контрольные работы, творческие работы, контрольно-измерительные материалы, составленные в формате ОГЭ и ЕГЭ), так и инновационные средства оценивания: портфолио (так как позволяет отслеживать положительную динамику роста личностных достижений), рейтинговая система оценки (использую при проектной деятельности); система мониторинга качества обученности учащихся, которая осуществляется посредством организации стартового контроля-текущего-промежуточного-итогового (позволяет фиксировать уровень знаний и практических навыков каждого ученика, а также выстраивать индивидуальный образовательный маршрут). При всем этом считаю, что следующая тема самообразования будет: «Совершенствование форм и видов контроля и диагностики».

С целью повышения уровня своего профессионального образования, исходя из анализа собственной деятельности, планирую заниматься самообразованием, через семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, конкурсы различного уровня и изучение опыта коллег; также планирую создать цикл уроков с использованием технологий смыслового чтения и транслировать его в педагогических сообществах различного уровня.

Направление работы

 2021-2022

2022-2023

2023-2024

Аттестация

Курсы

+

+

+

Выступление на МО

+

+

+

Участие в семинаре

+

+

+

Участие в предметной неделе

+

+

+

Участие в олимпиадах

+

+

+

Участие в научно-практических конференциях

+

+

+

Мониторинг

+

+

+

Публикации

+

+

Авторская программа

+

+

+

Национальное образование

+

+

+

Проекты и творческие работы одаренных учащихся

+

+

+

Разработка содержания контрольных работ и уровневых работ по географии

+

+

+

Разработка календарно – тематического планирования обучения по географии,  5-11 класс

+

+

+

Использование современных педагогических технологий и ИКТ в области обучения и воспитания.

+

+

+

Широкое использование на уроках и внеклассных занятиях электронных учебников и мультимедийных презентаций.

+

+

+

Циклограмма по самообразованию

Ежедневно

  • Поурочные планы
  • Заполнение электронного журнала
  • Заполнение журнала внеурочной деятельности.

Ежемесячно

  • Взаимопосещение уроков
  • Участие в конкурсах

Каждую четверть

  • Организация работы по преемственности
  • Отчеты по качеству, успеваемости, движению
  • Посещение школьных семинаров

Один раз в полугодие

  • Посещение городских семинаров

Один раз в год

  • Разработка и утверждение рабочей программы
  • Утверждение плана по самообразованию
  • Представление и утверждение программ внеурочной деятельности
  • Школьные олимпиады
  • Муниципальный этап олимпиады
  • Промежуточная аттестация
  • Подготовка материалов к промежуточной аттестации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Доклад: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

   Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС».     В связи с перехо...

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информац...

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Вовлечение обучающихся в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения....

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания в свете реализации ФГОС

Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовкевыпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставитумения применять полученные знания в новых ситуаци...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Проектная деятельность (ФГОС)–это личностно-ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий...