Статистические материалы – один из основных источников географической информации
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Порватова Любовь Ивановна

Тема моей работы «Статистические материалы – один из основных
источников географической информации». Данная тема определяет основу не только преподавания предмета, но способствует успешной сдаче итоговой аттестации по данной дисциплине. Наука география, на мой взгляд, это сам мир человека, в котором он живет. И знать этот мир, постоянно изменяющийся по разным причинам, должен каждый. Сегодня наша жизнь не находятся в неизменном виде, происходит непрерывный процесс изменений, развития, стремления к лучшему. Данные изменения носят как качественный, так и количественный характер. Любому образованному человеку необходимо иметь элементарное представление о мире за пределами границ своей страны. Поэтому в географии для более правдивой информации всегда используется статистическая информация.  Использование статистических материалов позволит изучать предмет более глубоким. И, конечно, очень важно научить учащихся, особенно выпускных классов, способам самостоятельного получения географической информации: использованию информации графиков, таблиц и диаграмм, анализу статистических материалов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Статистические материалы – один из основных
источников географической информации
»                 

Данная тема определяет основу не только преподавания предмета, но способствует успешной сдаче итоговой аттестации по данной дисциплине. Наука география, на мой взгляд, это сам мир человека, в котором он живет. И знать этот мир, постоянно изменяющийся по разным причинам, должен каждый. Сегодня наша жизнь не находятся в неизменном виде, происходит непрерывный процесс изменений, развития, стремления к лучшему. Данные изменения носят как качественный, так и количественный характер. Любому образованному человеку необходимо иметь элементарное представление о мире за пределами границ своей страны. Поэтому в географии для более правдивой информации всегда используется статистическая информация.  Использование статистических материалов позволит изучать предмет более глубоким. И, конечно, очень важно научить учащихся, особенно выпускных классов, способам самостоятельного получения географической информации: использованию информации графиков, таблиц и диаграмм, анализу статистических материалов. Актуальна эта тема тем, что статистические материалы не просто очень широко распространены в географии, но являются ее неотъемлемой частью. К статистике в географии относятся всевозможные числовые данные.  Такие, как высоты и глубины, численность населения, естественный и миграционный прирост, климатические показатели, различные коэффициенты (увлажнения) и т.д. Статистические материалы затрагивают абсолютно все разделы географии. И без изучения статистических данных невозможно полноценно изучать эту науку. И, конечно, без владения умением выполнять задания, построенные на статистическом материале, выпускник не сможет сдать экзамен, так как КИМ-ы содержат множество заданий с числовыми данными. Следует сказать, что методика использования статистических материалов в географии всегда была и есть актуальна. Данная тема хорошо изучена, написано много статей, даны необходимые рекомендации. Можно назвать наших замечательных педагогов мирового значения Н.Н. Баранский, А.В. Даринский, В.П. Максаковский, М.М. Голубчик, мой преподаватель и научный руководитель, который постоянно делал важный акцент при преподавании своей дисциплины. Цель моей работы: показать значение статистических материалов в преподавании географии, в более полном и плотном запоминании географических фактов, явлений, процессов, и, конечно в подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов. Задачей для реализации этой цели является определение эффективных методов, способов, форм работы по формированию навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного материала и прохождение итоговой аттестации. Можно, выдвинуть гипотезу, что использование статистических материалов на уроках географии будет успешным, если учитывать возрастные особенности учащихся, использовать различные методы и приемы обучения. Только тогда будет практическая польза от географической дисциплины. Об этом в свое время очень правильно сказал великий М.В. Ломоносов: "Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие и разум, рассудить может».

1.  Статистические методы -  одно из условий успешного обучения географии.  

 География как учебный предмет - это основа всей географической науки.  Школьная география от географии как науки берет не только содержание обучения, но использует и методы географических исследований как методы обучения (картографический, метод наблюдения, сравнительный, статистический, элементы методов полевых исследований). В школьную географию включены также знания из многих других отраслей, основы которых не изучаются в школе в качестве самостоятельных учебных предметов, таких как геология, экология, демография, социология, экономика. Поэтому методика обучения географии связана с этими науками. Из них она отбирает содержание обучения. Особая потребность в этом возникла и в связи с четким выделением в программе научных понятий, представляющих одну из форм мышления, а также с задачей школы «научить учащихся учиться», привить им умения и навыки самообразования. Для овладения знаниями учащиеся должны уметь пользоваться такими приемами логического мышления, как анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение и т.д.  Этого всего можно добиться, если использовать в системе статистическую информацию. Тем более, как и любая отрасль знания, методика обучения географии тесно связана с практикой, которая объясняет реальные события в реальных числах. Работа со статистическими данными в преподавании географии занимает важное место. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных. Статистические методы являются одними из традиционных в географических исследованиях. Поэтому их использование в проектной деятельности учащихся также необходимо. Стандарт основного общего образования по географии среди целей обучения географии включает «умение использовать статистические материалы». В соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ реализация данной цели предусмотрена в большинстве разделов изучения географии и предполагает дальнейшее углубление знаний и умений в овладении статистическими методами географических исследований. Таким образом, овладение статистическими методами является одним из условий успешного обучения географии в школе. Работа со статистическими данными начинается с их сбора - статистического наблюдения. Для этого необходимо определить задачи и признаки наблюдения, по которым будет осуществляться сбор данных. Признаки регистрации выражаются в виде количественных и качественных показателей. Данные показатели достаточно многочисленны и разнообразны, но в то же время они взаимосвязаны и образуют систему. В основе данной системы должны лежать принципы последовательности, взаимосвязи, единства методики вычисления. Например, в 6 классе при выполнении практической работы «Наблюдение за объектами литосферы» в качестве единицы наблюдения можно взять точку с географическими координатами и описать её с помощью признаков - абсолютная высота, форма рельефа. В данном случае источником информации являются географические карты.

В 7 классе, выполняя практическую работу «Определение и сравнение в численности, плотности и динамике населения различных регионов и стран мира», единицей наблюдения будет страна, признаками регистрации станут - численность населения за ряд лет, площадь территории, материк, на котором находится страна. Данные сведения учащиеся могут найти в статистических таблицах, географических картах. Далее полученные сведения подвергаются группировке - разделению совокупности единиц наблюдения на группы по определённому признаку. Если выбранный признак - качественный, то получаем типологию, если количественный - классификацию. Затем вычисляются статистические показатели - относительные и средние величины. Относительные показатели получаются путём деления одной абсолютной величины на другую. Например, при вычислении плотности населения необходимо общую численность населения разделить на общую площадь территории.  

Метод изучения корреляционных зависимостей, то есть связей между переменными, тоже широко применяться в географии   Самый простой способ - это аналитическая группировка. При этом группировка строится по факторному признаку, в полученных группах вычисляются средние значения результативного признака. Так уже с 6 класса при обработке данных метеорологических наблюдений можно вычислить абсолютные приросты (на сколько изменилась температура текущего дня по сравнению с предыдущим), темпы роста (во сколько раз изменилась температура), средние значения ряда динамики (среднемесячные и среднегодовые температуры). К новым формам обучения статистическим методам можно отнести проектную деятельность учащихся по географии, в процессе которой они проводят самостоятельное научное исследование по отдельной теме. Данная форма обучения предполагает следующие виды деятельности: составление программы исследования, статистического инструментария, сбор и обработку полученных данных. Всю процедуру исследований можно представить в виде схемы. Результаты статистической обработки представляются в виде таблиц, графиков и карт. Полученные результаты работы обязательно анализируются.

         Вывод. Таким образом, количественные данные можно обработать с помощью различных статистических методов. Их применение позволяет конкретизировать явления, выявлять географические закономерности, создавать проблемную ситуацию на уроке, организовывать частично поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. Результатом должно стать повышение интереса к географии, повышение качества обучения.


2. Статистический метод в государственной итоговой аттестации.        

 Экзамены являются основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Экзаменационные работы предназначены оценить общеобразовательную подготовку выпускников по географии. Для успешной сдачи экзаменов ученик должен продемонстрировать не только владение материалом курса, но и владение рядом универсальных навыков: анализа и планирования, рассуждения, выделения проблемы, презентации решения. Аттестационная работа требует от выпускников умения отождествлять географические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировать основополагающие теории географии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, чётко и ясно формулировать свои выводы и ответы. И при этом важно уметь работать со статистическими материалами. Перед учителем встаёт вопрос: с чего и как начать подготовку к итоговой аттестации? В связи с этим становится необходимость организации такой целенаправленной работы с обучающимися, которая успешно бы подготовила выпускников школы к сдаче экзаменов. Приёмы работы со статистическими показателями широко используются в заданиях единого государственного экзамена (ЕГЭ) и ОГЭ по географии. Учебно-тренировочные материалы для подготовки выпускников содержат вопросы, задания, практические работы, а также методические рекомендации для лучшего усвоения и грамотного применения статистических материалов. Статистические методы представляют собой совокупность приёма по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические объекты и явления. Овладение статистическими методами предполагает следующие умения:

- проводить сбор статистической информации;

- группировать объекты и явления (производить классификацию и типологию);

- вычислять обобщающие показатели - абсолютные, относительные, средние величины;

- выявлять различия между единицами наблюдения - вычислять показатели вариации;

- выявлять и измерять корреляционные связи между явлениями и процессами;

- выявлять тенденции развития явлений и процессов во времени - обрабатывать ряды динамики.

- представлять результаты обработки статистических данных в форме таблиц, диаграмм, картограмм и картодиаграмм.

Для успешной сдачи учащимися выпускного экзамена мною была разработана программа по внеурочной деятельности «География вокруг нас», рассчитанная на 9-е классы. В основу курса заложены все основные моменты экзамена, включая подробный разбор заданий, построенных с использованием статистического метода. Подробно возвращаемся к решению некоторых географических задач с использованием статистических данных, потому что у многих детей наблюдается отсутствие мотивации и базовых математических навыков, есть дети, которые имеют низкий уровень подготовки в целом. Приходиться многократно закреплять навыки по решению таких заданий, как например, определение расстояния между указанными условными знаками, округлить расстояние до целого значения, определение солености морской воды, анализ таблицы с целью выявления особенностей климата и географического положения пункта. Серьезного внимания требует работа по климатограмме, на определение пункта по климатическим особенностям, определение значений естественного и механического прироста, миграционного и естественного движения, значения температуры воздуха в зависимости от высоты местности, падения и уклона реки, атмосферного давления. Работа по подготовке к ОГЭ может быть успешной в том случае, если учащиеся будут научены работе со статистической информацией, такая работа должна вестись на протяжении всего времени обучения ребенка в школе.

Статистический материал в географии имеет огромное значение на протяжении всего её курса. И наша задача научить школьников правильно и грамотно пользоваться статистическими данными и методами. Чтобы на их основе ученики могли не только анализировать происходящие явления, но и делать выводы о возможном развитии процессов в будущем. Основы методики применения статистического метода в обучении школьной географии заложены Н.Н. Баранским в работе «Методика преподавания экономической географии». Отмечая большое значение статистической информации в преподавании экономической географии, Н.Н. Баранский советует «не злоупотреблять цифровым материалом, не обращать его в самоцель, не заменять им карты, не подменять экономическую географию экономической статистикой». [1] Роль статистических материалов не просто очень широка и значима в изучении географии, но являются ее неотъемлемой частью. Цель работы реализована в её содержании: показано значение статистических материалов в преподавании географии, в более полном и плотном запоминании географических фактов, явлений, процессов и в подготовке учащихся к успешной сдаче экзаменов. Выявлены определенные эффективные методы, способы, формы работы по формированию навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного материала и прохождение итоговой аттестации. Гипотеза о том, что использование статистических материалов на уроках географии будет успешным, если учитывать возрастные особенности учащихся, использовать различные методы и приемы обучения, подтверждается.

Рекомендации.

         При подготовке учащихся к итоговой аттестации следует обратить внимание на то, что успешной сдаче экзаменов способствуют одновременно многие факторы. В КИМ-ах обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по географии.[2] Из этого вытекает, что при работе с детьми, выбравшими предмет географии для сдачи экзамена, необходимо использовать на уроке, внеурочных занятиях, консультациях следующие направления с учетом статистического метода:
- активно развивать навыки устной и письменной географической речи;
- больше времени уделять чтению карты (знанию и пониманию картографического содержания);
- значительную часть учебного времени уделять работе с таблицами, схемами, работе со статистическим материалом;
- обучать умению составлять и решать географические задачи, формулировать и выполнять учебные задания на основе географического содержания, в том числе и на основе собственного жизненного опыта;
- огромную роль при формировании географических знаний и умений играют общегеографические и тематические карты, атласы, контурные карты, картосхемы, иллюстрации – графика, фото. наглядный раздаточный материал, статистическая дополнительная информация, художественный и научный текст, материалы средств массовой информации, контакты со специалистами и т.д.
[3] 

Чтобы избежать возникающие проблемы во время сдачи экзамена, рекомендуется:

- определить содержание статистических методов;

- выбрать оптимальные методы и формы организации обучения статистическим методам географических исследований;

- создать средства обучения статистическим методам;

- выявить оптимальные формы организации обучения статистическим методам.

Список использованной литературы/источников информации.

  1. А.А. Лобжанидзе, Э.М. Амбарцумова, В.В. Барабанов, С.Е. Дюкова «Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по географии», ФИПИ, 2019 http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
  2. Баранский, Николай Николаевич. Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей. - Москва: Учпедгиз, 1960.  
  3. Гладкий, Ю. Н. География. Современный мир. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. / Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 4-у изд., испр. – М.: Просвещение, 2011.   Дополнительная литература  
  4. Кузнецова Т.С. Аналитический отчёт предметной комиссии Аналитический отчет предметной комиссии о результатах государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов по географии в 2019 году в Санкт-Петербурге, 2019 https://rcokoit.ru 

Интернет-ресурсы

  1. https://search.rsl.ru/ru/record/01005958239
  2. http//www.fipi.ru./ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
  3. http://gia.edu.ru/ru/ Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации
  4. https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/11/Методические-рекомендации-ГЕОГРАФИЯ-подготовка-ГИА-2020.pdf


[1]  Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии [Текст]: Пособие для учителей. - Москва : Учпедгиз, 1960.

[2] Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

[3] Кузнецова Т.С. Отчёт Предметной комиссии ЕГЭ по географии. Санкт-Петербург, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

Байкал в мире статистических материалов

Байкал в мире статистических материалов: знакомство с особенностями природы Байкала...

Формы работы с источниками географической информации

В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса....

Тренировочный тест по теме: "Население России: анализ статистических материалов"

Данный тест предназначен для использования в системе подготовки к ОГЭ по географии, так как одержит варианты заданий, которые помогут учащимся тренировать навык решения практических заданий в системе ...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...