Урок географии в 6 классе по теме "Погода и климат"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Урок способтствует формированию понятий "погода", "климат", раскрытию факторов, влияющих на формирование погоды и климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_pogoda_i_klimat_2.docx89.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа

Урок географии в 6 классе

по теме « Погода и климат»

Учитель географии

Лакушина Оксана Евгеньевна

2021г.

Урок  географии.

Класс: 6 , 15 учащихся.

Тема: Погода и климат.

Тип урока: урок  изучения нового знания.

Цель: способствовать формированию понятий «погода», «климат», «воздушные массы», «климатообразующие факторы».

Задачи:

  1. Формировать представления о воздушных массах; выявить  зависимость климата от географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям,  оценить влияние погодных условий на здоровье людей.
  2. Способствовать развитию навыков логического мышления, умению анализировать видеоматериалы и графические материалы урока.
  3. Способствовать осознанию значимости знаний о погоде и климате для практического применения, влияния погодных условий на здоровье людей.

Планируемые результаты:

Предметные: Определять взаимосвязи между понятиями климат и погода. Выявлять закономерности расположения климатических поясов на Земле. Соотносить зависимость  атмосферных осадков от типа климата, времени года, типа воздушных масс.

Метапредметные: Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Личностные: Осознание значимости географических знаний, умение применить их на практике.

Современные педагогические технологии: проблемное обучение.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, беседа.

Средства обучения: учебник под редакцией  А. И. Алексеева (УМК «Полярная звезда»), мультимедийный проектор,  географический атлас.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая , фронтальная.

Методический материал:

1.  https://zeroplus.tv/film/mi-mi-mishki-prognoz-pogody ; м\ф «Прогноз погоды»

2. https://zeroplus.tv/film/otkuda-berutsya-snezhinki ; м\ф «Откуда берутся снежинки?»

3. https://zeroplus.tv/film/mi-mi-mishki-globalnoe-poteplenie ; м\ф «Глобальное потепление»

  1.  Организационный момент. Организация начала урока. 1 мин.
  2. Мотивация учебной деятельности. 3 мин.   (УУД: 2)умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы)

  Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начнем  с короткой притчи   от Леонардо Да Винчи – автора знаменитой Моны Лизы: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.                                                                                                                            - Как вы думаете, в чем суть притчи? 

Учащиеся делают вывод: Притча сказана для тех, кто поначалу  робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.

III. Актуализация  знаний. Постановка цели и задач урока. 5 мин. ( УУД: 1) определять понятие «погода», 2) устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)

Учитель: Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в детство и посмотреть поучительный и добрый мультфильм «Прогноз погоды». Будьте очень внимательны, приготовьтесь ответить на некоторые вопросы после просмотра.

ПРОСМОТР М/Ф «Прогноз погоды».( https://zeroplus.tv/film/mi-mi-mishki-prognoz-pogody ; м\ф «Прогноз погоды»)

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, дополняют друг друга.

Вопросы:

1. О чем рассказывает мультфильм?

2. Что такое «погода»?

3. Как можно предсказать погоду?

4. Какой прибор, по-вашему, пытался смастерить медвежонок?

5. Давайте сделаем вывод: о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? ( о погоде, совместная постановка цели урока).

6. На какие вопросы мы должны с вами найти ответы? (совместное формулирование задач урока).

IV. Первичное усвоение новых знаний. Фиксация проблемы. 10 мин. (УУД: 1) определять взаимосвязь между понятием «погода» и «климат», выявлять закономерности, соотносить зависимость явлений от природных условий, 2) формировать умение давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы)

Для изучения нового материала ребята делятся на три группы.

Каждая группа работает над проблемой в течение 10 минут.

1 группа изучает факторы, влияющие на погоду, устанавливает взаимосвязь между факторами, составляет схему 1.(п.45, стр.146)

Схема 1.

2 группа отвечает на вопрос «Что такое воздушные массы? Как ВМ влияют на формирование погоды?», составляет схему 2.(п.45, стр.147)

Схема 2.

3 группа отвечает на вопрос «Какая разница между погодой и климатом? От каких факторов зависит климат?». Составляет схему 3.

Схема 3.

*** ФИЗМИНУТКА – 1 мин

V.  Первичная проверка понимания усвоенных знаний. 14 мин.                ( УУД: умение демонстрировать полученный опыт, формулировать выводы, осознавать значимость географических знаний)

1. Группы обмениваются информацией, демонстрируют полученный опыт, фиксируют выводы в тетради, обсуждая коллективно)

Вывод 1: На формирование погоды влияют: солнечная радиация, направление и сила ветра, температура,  атмосферные осадки, влажность воздуха, атмосферное давление, облачность.

Вывод 2: воздушные массы бывают двух типов: континентальные и морские. В зависимости от широты, на которой они формируются, выделяют экваториальные (ЭВМ), тропические (ТВМ), арктические (АВМ) и воздушные массы умеренных широт (УВМ).

Вывод 3: Формирование климата подчиняется закону широтной зональности; зависит от ГП территории, близости морей и океанов, морских течений, направления господствующих ветров, рельефа и высоты местности над уровнем моря.

2. Учитель: За окном зима. Мы  пережили  сорокоградусные морозы и с удовольствием встречаем «зимнюю оттепель» с двадцатиградусной температурой воздуха, пушистыми снежинками и шаловливым ветром. Сегодня у нас, ребята, серьезная миссия: мы должны помочь нашим мультяшным друзьям ответить на волнующий их вопрос. Давайте внимательно посмотрим мультфильм и поможем ребятам найти истину.(просмотр м\ф:https://zeroplus.tv/film/otkuda-berutsya-snezhinki ; м\ф «Откуда берутся снежинки?»)

Вопросы:

  1. Так откуда берутся снежинки? Кто из героев прав?
  2. А что такое снег? (осадки в виде снежинок).
  3. А какие виды осадков вы еще знаете?
  4. Какова роль осадков в формировании погоды?

3. Учитель:  На этом наша работа не закончилась. Наши новые друзья нуждаются в нашей помощи. Их беспокоит очень серьезный вопрос. Давайте поможем им на него найти ответ. ( просмотр м/ф https://zeroplus.tv/film/mi-mi-mishki-globalnoe-poteplenie ; м\ф «Глобальное потепление»).

Вопросы:

  1. Что вы слышали, ребята, о глобальном потеплении? Почему так обеспокоены герои мультфильма?
  2. К чему может привести глобальное потепление?
  3. Что может сделать человек, чтобы избежать такой беды?

VI. Первичное закрепление. 4 мин.  (УУД: формировать умение применять полученные знания в конкретной проблемной ситуации)

Учитель: Насколько хорошо мы с вами, ребята, усвоили тему урока, проверим, ответив на вопросы кроссворда. ( Приложение 1). На работу над кроссвордом отводится 3 минуты, работаем в парах, совместно рассуждаем и принимаем решение, проверим правильность ответов коллективно.

Проверяя ответы на вопросы кроссворда, учащиеся оценивают правильный ответ 1 баллом. Максимальный балл – 7.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. 1мин. ( УУД: формировать умение оценивать свои достижения и анализировать проблемы. Ребята выбирают одно из утверждений, кратко комментируют )

1. Сегодня на уроке  мне было комфортно. Тему урока я усвоил(а) на «отлично». Могу побеседовать на эту тему  с товарищами.

2. Сегодня на уроке  мне было комфортно. Тему урока я усвоил(а). Есть желание узнать еще что-то новое.

3. На уроке я чувствовал(а) себя не совсем комфортно. Тему урока усвоил(а) не полностью. Я думаю, что мне нужно еще поработать с материалами урока и пообщаться с одноклассниками.

VIII. Информация о домашнем задании. 1 мин.

Изучить п.45, ответить на вопросы на стр.149, выполнить задание 10. 1 мин.

 Приложение 1

 Кроссворд.

 1. Один из факторов, влияющих на формирование климата. 2. Многолетний режим погоды. 3. Физическая величина, один из основных элементов погоды. 4. Движение воздушных масс, влияющее на изменение погоды. 5. Состояние нижних слоев атмосферы в данный момент времени в данном месте. 6. Специалист по прогнозам погоды. 7. Близость этого гидрографического объекта формирует климат.

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок раработан в соответствии с ФГОС...

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

"Типы климатов России" разработка урока географии 8 класс

Разработка урока включает в себя конспект, презентацию и приложение....

урок географии 7 класс Климат Африки

урок географии 7 класс Климат Африки...