Выступление на заседании РП(М)О естественно-научных предметов на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках географии»
статья по географии

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Портнягина Светлана Николаевна

Учитель географии

МОУ «Гимназия г. Надыма»

 «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Леонтьев А.А.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучное

- математическое.

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ,  и ВПР.

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования вообще. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни.

Одной из проблем, существующих сегодня на уроке географии, является

то, что среднестатистический ученик не хочет, не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов  и ВПР учащиеся  невнимательно читают

задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Поэтому особое внимание на уроке уделяю работе с текстом – учебным, художественным, научно-популярным.

Одним из главных средств обучения является учебник. Поэтому важная за-дача учителя – организовать работу ученика с текстом учебника.

Существуют разные виды и приемы работы с учебным текстом. Приведу

примеры некоторых из них.

1. Комментированное чтение. Оно помогает лучше понять и усвоить сложный материал. Выделить  главное в тексте.

2. Составление таблицы на основе прочитанного текста: «Виды горных пород», «Природные зоны материка», «Климатические пояса», «Группы морских организмов».

3. Составление схемы на основе прочитанного текста: «Рельеф Земли», «Состав агропромышленного комплекса», «Топливно-энергетический комплекс».

4. Составление планов и конспектов параграфов.

5. Создание схематичного рисунка к тексту.

6. Работа со статистическими данными, графиками, диаграммами, картами.

7. Нахождение географических ошибок в предложенном тексте.

8. Составление текста с пропущенными словами. Слова для вставки можно

предложить, а можно не предлагать, что усложнит данную работу.

9. Составление кроссвордов. Обучающиеся охотно составляют кроссворды

по темам «Материки», «Гидросфера», «Погода».

10. Анализ текста о природных особенностях Земли.

11. Чтение и анализ карт различного содержания.

С большим интересом школьники выполняют задания, в которых требуется проанализировать  художественные тексты из произведений. В результате обучающиеся должны определить природную зону,географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину тогоили иного природного явления.

Более сложной является работа это  преобразованиесодержание текста в график, диаграмму, схему, таблицу, карту. А также использование этой информации для решения практико-ориентированных задач.  Систематическая работа с текстом, использование различных приемов работы с текстом приведут к формированию универсальных учебных действий.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.

5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.

6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять в каждой параллели с 7 класса.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач (6 – 11 классы)

- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели (9 классы углубленного уровня обучения географии).

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) географический диктант по терминам (5 – 9 классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термин

- теоретической – письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета

- тестовой части.

Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.

Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

Статья "Формирование функциональной грамотности на уроках географии».

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех т...

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

В данной работе исследуются проблемы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии, через развитие картографических компетенций, который включают картографические знания, ...

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Методические приемы формирования функциональной грамотности на уроках географии....

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания, для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания , основанных на научных док...

Выступление по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:- читательская грамотность- естественнонаучная грамотность- математическая грамотностьНесмотря на то, что географические знания и у...

Заседание методического объединения учителей по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках гуманитарных дисциплин.

Руководитель: Корнеева Ирина Владимировна Место проведения: кабинет 404 Присутствовали: Дроздова А. Ю., учитель русского языка и литературы, зам.директора по ВР, Корнева Н. А., учитель русского языка ...