Факультатив по географии "Знаю и люблю свой край" в коррекционной школе для 5-9 классов
рабочая программа по географии

 Тишкова Анна Сергеевна

Факультатив по географии "Знаю и люблю свой край" в коррекционной школе для 5-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znayu_i_lyublyu_svoy_kray_5-9_kl_.docx54.83 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пудожского района Республики Карелия

186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69 - б. Тел. 5-21-37/ Е-mail: zpmsspudozh@yandex.ru

                                                       

 

                                                                                                       

Программа факультатива

по краеведению

«Знаю и люблю свой край!»

для учащихся 5-9 классов

 коррекционной школы VIII вида.

                                                    Автор-составитель: учитель первой категории                                                                          Тишкова А.С.

г. Пудож

Пояснительная записка

                                Увидеть и познать свой край можно

 либо своими глазами, либо с помощью книг -  

Ломоносов

Малая  Родина  любого  человека – это  и  природа,  которая  его  окружает, и семья,  и дом,  и школа,  это и памятные  места  родного  города,  его  исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно, это люди, гордость и слава родного края. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному краю, Отечеству. Историко-краеведческие  сведения  о жизни, быте, обычаях людей  являются  важной составной  частью  курса,  необходимо  особое внимание  уделять  краеведческой  работе  с  использованием  местного исторического  материала.  

Особенностью  данной  программы  является  то,  что  она  предназначена  для   учащихся  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида,  главной  задачей  которой  является  развитие  и  подготовка  детей с ОВЗ к  самостоятельной  жизни.  Для  решения  этой  задачи  необходима  коррекция  познавательной  деятельности,  эмоционально-волевой  сферы,   формирование  нравственных  и  социальных  качеств  личности  школьников  с  интеллектуальной  недостаточностью. Изучение  родного  края  способствует  духовно-ценностному  развитию  учащихся  в  их  жизненном  пространстве,  а  также  их  социальной  адаптации.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в основном, по окончании школы остаются жить и работать в своей местности. В связи с этим изучение природы, истории, культуры, традиций родного края особенно важно для детей и подростков с ОВЗ.  

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далёком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.

Школьное краеведение - важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся. Новизна и педагогическая целесообразность состоит в том, что краеведение способствует общему интеллектуальному развитию, расширяет кругозор ребенка и является важным условием побуждения познавательного интереса, что служит отправной степенью для познавательной, творческой деятельности, формирующей как теоретические навыки детей, так и практические, а в целом способствует их успешной адаптации в социуме.

Формы краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, туристские походы, встречи с местными краеведами, вечера, конкурсы и т.д. Всё большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность.

У всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения - край. Для учащихся родной край - это окрестность школы, город, район, республика и т.д. Объектами краеведения являются природа, население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой родины связана с историей России.

Актуальность данной программы заключается еще в том, что краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям, которые живут рядом. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана сегодня и с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Данная программа разработана таким образом, что подходит для изучения 5, 6, 7, 8 и 9 классов.

Цель и задачи программы

Цель: приобщение детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья  к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии.

Задачи:

- формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города, о личностях, оставивших заметный след в истории  Пудожского края, о вкладе, который внесли жители района в историко-культурное наследие Республики Карелия;

- осознание учащимися своей связи с окружающим их “малым” миром, сопричастности к делам и традициям земляков;

- формирование и коррекция  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей, обеспечение учёта индивидуальных особенностей учащихся и осознание им личной значимости в окружающем его социуме;

 - углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;

      - формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края;

     - формирование и коррекция познавательных интересов, творческих способностей, навыков и умений в поисково-исследовательской работе, стремление сохранить всё ценное;

    - воспитание и коррекция гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, воспитание толерантной личности;

    - укрепление семейных связей: изучение истории края через семейные архивы, формирование уважительного отношения к обычаям и традициям наших предков, экскурсии.

Данная программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана на основе изучения научно-методической литературы и собственного опыта автора программы и имеет краеведческое направление.

Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированного подхода к обучению. На базовом уровне учащиеся овладевают знаниями, преподносимыми педагогом. На углубленном уровне учащиеся овладевают навыками и умениями поисковой деятельности или приобретают их в ходе практической и творческой работы.

Мониторинг образовательных результатов обучающихся на разных уровнях освоения программы осуществляется через: беседы, тесты, анкетирование, индивидуальные консультации, педагогические наблюдения, социальные проекты.

Фиксирование результатов носит рекомендательный характер и  может осуществляется через карты индивидуального развития ребенка.

Программа составлена на учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

Срок реализации - 4 года.

Режим занятий:  1 час  в неделю.

Формы занятий

Занятия по  факультативному курсу краеведения являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:

  • беседы;
  • сценки;
  • праздники, ярмарки;
  • экологические сказки;
  • народные, подвижные и интеллектуальные игры;
  • ролевые игры;
  • работа с наглядными пособиями;
  • работа с объектами живой и неживой природы;
  • экскурсии;
  • тестирование.

Занятия  чередуются с посещением  краеведческого музея города Пудожа, просмотра  школьного архива,  экскурсиями в черте города, различных природных комплексах.

Важную роль играют занятия, организованные  с посещением библиотек.

На занятиях проводится демонстрация таблиц, фотографий, видеофильмов, а также используется разнообразный раздаточный материал и ИКТехнологии.

Этапы реализации программы.

I        этап

  • история семей по фотографиям семейного альбома;
  • генеалогическое дерево семьи;
  • увлечения и интересы моей семьи;
  • наша школа

II        этап

  • Пудожский край – первое упоминание о Пудоже;
  • Природное богатство Пудожского края.
  • Герои-земляки

III        этап

  • сказители, былинники нашего края;
  • краеведческий музей Пудожа;
  • известные люди Пудожского края;
  • народные промыслы родного края

IV этап

  • знакомство с природным и культурным наследием Карелии;
  • Карелия - многонациональная республика;
  • быт местного населения, обряды, традиции, фольклор,
  • Петрозаводск - столица Карелии;
  • пропаганда ЗОЖ, спорт и молодежь нашей республики.

Методы обеспечения программы

1.Словесные: беседы, рассказ, объяснение.

2. Наглядные:  фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.

3 Игровые методы: игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.

4.Репродуктивный метод: повторение, закрепление, обобщение материала.

5.Эвристический метод:  поисковые задания, составление анкет и т.д.

6.Исследовательский метод: исследование, изучение документов, краеведческих находок.

7.Информационно-рецептивный     метод:  восприятие,     осознание     готовой информации.

8.Практический метод: оформление краеведческого материала (паспорт достопримечательностей родного края).

Формы реализации программы

Программа должна способствовать творческой самореализации учащихся с ОВЗ посредством участия в различных формах краеведческой деятельности:

  • составление родословной семьи;
  • рассказы о педагогах, о краеведах, известных людях, сказителях, былинниках нашего края и т.д.;
  • изучение народного творчества, культурно-краеведческих традиций;
  • экскурсии (достопримечательности, музей);
  • встречи с земляками, интересными людьми нашего края;
  •  краеведческие викторины, игры, праздники.
  • знакомство с  историко-краеведческим наследием Карелии;
  • пропаганда ЗОЖ, спорт и молодежь нашей республики.

Учет особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья, отклонениями в поведении необходимо использовать такие коррекционно-развивающие приемы, как:

  • учёт возрастного и индивидуального развития учащегося;
  • создание эмоционально-доброжелательного комфорта;
  • ситуация успеха;
  • занимательность, наглядность и новизна;
  • динамичное чередование труда и отдыха;
  • посильные задания, индивидуальная помощь.

Коррекционно–развивающая работа должна осуществляться по направлениям:

1.        коррекция  отношений  ребенка  к   самому  себе  -  изменение   внутренних
установок, системы нравственных ценностей;

2. коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности;

3. коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.

Формы контроля промежуточных результатов реализации программы

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • интеллектуальные игры;
  • социальные проекты;
  • выставки творческих работ учащихся.

Учебно-тематический план.

Первый год обучения – 34 ч

Тема

всего часов

теор. (час.)

практ. (час.)

I

Мой дом - моя крепость (19ч)

1

Организационное занятие

1

1

2-3

Семейный альбом - история в фотографиях (соц. пр.)

2

1

1

4

Входящая диагностика

1

1

5

С благодарностью к предкам

1

1

6

Идя вперёд, не отрекаются от прошлого

1

1

7

Источники, содержащие сведения о предках

1

1

8

Что такое генеалогия?

1

1

9-10

Составляем родословную таблицу

2

2

11-12

Генеалогическое дерево моей семьи

2

2

13-14

Увлечения и традиции моей семьи (соц.пр)

2

2

15-16

Портрет моей семьи (соц.пр)

2

2

17

Выставка рисунков «Моя семья»

1

1

18-19

Защита проекта «Моя семья»

2

2

II

Наша школа (15ч)

20

История нашей школы

1

1

21-22

День Рождения школы (социальный проект)

2

2

23-24

Топографическая карта территории школы

2

2

25-26

Выставка рисунков «Наша школа»

2

2

27-28

Наши любимые учителя

2

1

1

29-30

Выставка рисунков «Мой любимый учитель»

2

2

31

Ветераны труда

1

1

32-33

«Книга почёта» нашей школы

2

2

34

Итоговая диагностика 1 -го года обучения

1

1

Итого

34

10

24

Учебно - тематический план

Второй год обучения – 34 ч  

Тема

всего часов

теор. (час.)

практ. (час.)

I

Пудож… в краю берёз и сосен город наш укрылся (27ч)

1-2

Легенда о Бесов носе. Петроглифы  (социальный проект)

2

1

1

3-4

Национальный парк «Водлозерский»

2

1

1

5-6

Пудож  – вчера, сегодня!

2

2

7

«Визитная карточка» нашего города.

1

1

8-9

Экскурсия по городу

2

2

10-11

Символика города    

2

1

1

12-13

Экскурсия в краеведческий музей  

2

2

14-15

Пудож в книгах. Экскурсия в библиотеку

2

2

16

Первый выпуск пудожской газеты

1

1

17

«Путь длиною в жизнь» - обзор газет о пудожанах

1

1

18

История Пудожа в фотографиях

1

1

19-20

«Вот моя улица, вот мой дом родной»- экскурсия по карте-схеме

2

1

1

21-23

Создание альбома «Мой любимый город»

3

1

2

24-25

Конкурс рисунков на тему: «Городок моей судьбы»

2

2

26

Галерея ветеранов. Почетные граждане города и района.

1

1

27

Экскурсия в Администрацию города.

1

1

II

Герои-земляки (7ч)

28

Наши земляки - Герои Советского Союза  

1

1

29-30

Целевые прогулки по улицам, носящих имена Героев Советского Союза

2

2

31

Экскурсия к памятнику воинам-афганцам

1

1

32-33

Оформление стенда «Город помнит их имена»

2

2

34

Итоговое занятие - Викторина о Пудоже

1

1

Итого

34

15

19

Учебно-тематический план

Третий год обучения – 34ч

Тема

всего часов

теор. (час.)

практ. (час.)

1

Твои люди, город! (26ч)

1

Вводное занятие

1

1

2

Заметки из прошлого Пудожа

1

1

3

Экскурсия в детскую библиотеку

1

1

4

Посещение читального зала

1

1

5

Знакомство с книгой «Шестеро вышли в путь»

1

1

6

Оформление выставки  книг «О Карелии»

1

1

7-8

Пудожский край - край фольклора

2

1

1

9

Загадки Пудожья  

1

1

10-12

Инсценирование карельских сказок

3

1

2

13

Экскурсия     в  художественную     школу

1

1

14

Посещение занятия «В мастерской художника»

1

1

15-16

Участие в мастер-классе «Лепка из глины»

2

2

17

Экскурсия в Дом детского творчества

1

1

18

Занятие в кружке «Веселый лоскуток»

1

1

19

Экскурсия в музыкальную школу

1

1

20-21

Посещение концерта в музыкальной школе

2

2

22-25

Карелия в песнях

4

1

3

26

Встреча с народным хором

1

1

II

Никто не забыт, ничто не забыто! (8ч)

27

«Главное богатство края – его люди!»

1

1

28-29

 Пудожане на войне (Великая Отечественная война)

2

1

1

30

Пудожане на войне (Афганская война)

1

1

31-33

Участие в акции «Помоги ближнему»

3

3

34

Итоговое занятие

1

1

Итого

34

Учебно-тематический план

Четвертый год обучения – 34 ч

Тема

всего часов

теор. (час.)

практ. (час.)

I

Цвети, моя республика! (6ч)

1

День республики Карелия.

1

1

2-3

Символика Карелии  и России.

2

1

1

4-5

Экскурсия по карте республики Карелия. Наши соседи.

2

1

1

6

«Мы все - одна семья»

1

1

II

История краеведческого наследия Карелии. (16ч)

7

По берегам карельских рек

1

1

8

Народы Карелии

1

1

9

О жизни карел и их занятиях

1

1

10-11

Внешний вид и одежда карел. Рисование по образцу.

2

1

1

12-13

Народные промыслы

2

1

1

14-15

Как выглядела крестьянская изба?

2

1

1

16

Экскурсия   в   краеведческий   музей.

1

1

17

Карелия в Великой Отечественной войне

1

1

18

Петрозаводск – столица Карелии

1

1

19-21

Истории карельских городов

3

3

22

Просмотр фильма о Карелии

1

1

III

Искусство вокруг нас (7ч)

23

Участие в игре «Пудожский налим»

1

1

24

Музей одного дня - Кижи

1

1

25-26

Карельская кухня

2

1

1

27

Русские народные традиции.

1

1

28

Значение праздника Пасхи.

1

1

29

Участие в Никольской ярмарке

1

1

IV

Карелия – резерв России! (5ч)

30

Карелия – гостеприимная республика!

1

1

31

Спорт и молодежь нашей республики.

1

1

32-33

Посещение спортивного клуба «Титан»

2

2

34

Итоговое занятие  «Кроссворд о Карелии»

1

1

Итого

34

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому учащемуся приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение, знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат:

-   оформление   тематических стендов по краеведению;

- развитие интереса учащихся к краеведческой деятельности.

Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

  • Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
  • Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей.
  • Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса

1 базовый уровень.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать что такое краеведение;
  • уметь показывать на карте территорию  района, местонахождение своего города;
  • уметь называть природные богатства края;
  • вести простейшие наблюдения за природой;
  • составлять генеалогическое дерево, родословную семьи;
  • уметь работать с различными источниками информации, предложенными учителем;
  • уметь называть предметы домашнего обихода, орудия труда людей в прошлом;
  • уметь называть главное полезное ископаемое нашей местности;
  • называть лекарственные травы нашей местности;
  • знать занятия и быт местного населения;
  • традиции, фольклор Карелии;

2 углубленный уровень.

  • уметь называть и показывать на карте соседние районы, области;
  • называть достопримечательности родного края;
  • знать наиболее знаменательные даты, связанные с историей родного края;
  • уметь обрабатывать наблюдения за погодой;
  • уметь приготовить сообщение по определенной теме;
  • уметь называть предметы домашнего обихода и знать их предназначение;
  • знать имена сказителей, былинников нашего края и т.д.;
  • знать спортсменов своего республики;
  • назвать и знать лекарственные травы нашей местности и их применение;
  • знать способы приготовления отдельных блюд карельской кухни;
  • знать историю выращивания льна;
  • уметь заваривать витаминный чай из лекарственных трав;
  • знать правила этикета за столом;
  • уметь выполнять поделки, вспомогательные материалы для музея из природного материала.

Список использованной литературы

  • Бакирова О.И., Минина В.М. Народная вышивка Пудожья М.: Древнее и Современное, 2012г
  • Географический атлас Моя Карелия
  • Косменко А.П. Карельское народное искусство Изд.: Петрозаводск 1977г
  • Младшим школьникам о природе Карелии : книга для чтения / Т.А. Бабакова, А.П. Момотова. - Петрозаводск : Карелия, 1988.
  • Рысс Евгений, Книга: Шестеро вышли в путь, Издательство Детской литературы 1964 г.
  • Трифонова Людмила Викторовна Декоративно-прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи»// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004. 96 с
  • Фофанов Б. П.

1. «Вот моя деревня» (издание 1999, 2000, 2003 гг.)

2. «Автограф на память» (2002 г.).

3. «Сыновья» (2002 г.).

I. «Сыны Отечества» (2003 г.). 5. «Первый в стране кинотеатр на колесах «Лесоруб» в лесах Пудожья» (2005 г.).

Н. «Усть-Колодские частушки» (2005 г.).

7. «Полевая почта: фронт, Усть-Колода» (2005 г.).

8. «Усть-Колодские легенды и частушки» (2005 г).

9. «Песенная деревня Усть-Колода» (2005 г.).

  • Материалы из личных семейных архивов педагогов школ города
  • Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по географии для коррекционных школ VIII вида 6 класс

Представляю вашему вниманию тесты по географии 6 класс. Эти тесты можно использовать на уроках географии в 6 классе для текущего контроля знаний и закрепления материала на уроках географии в 6 классе ...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

календарно-тематическое планирование уроков чтения в коррекционной школе 8 вида, 4 класс

Тематическое планирование составлено на основе Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, под...

Рабочая программа по математике для специальной коррекционной школы VIII вида. 6 класс 6 класс

Данный материал содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, календарно-урочное планирование по математике 6 кл. (для школы 8 вида)....

Математическая викторина " Своя игра" ( коррекционная школа 8 вида)

     Математическая  викторина проходит в формате «СВОЯ ИГРА»....

Программы по предпрофильной подготовке учащихся коррекционных школ 8 вида. 6 класс «Класс наблюдения»

Трудовое обучение в коррекционной школе 8 вида содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практико...