Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.
статья по географии

Найданова Баярма Бадмаевна

СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.

        Вопрос формирования функциональной грамотности –один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия , а функциональная грамотность школьников –важным показателем качества образования.

         В условиях модернизации образования роль истории , имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения ,жизненно важных для людей задач и проблем.

        Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности , которые формируются на уроках истории и обществознания . такие как:

-коммуникативная грамотность .предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь ; самостоятельно выражать свои мысли и рассуждения в устной и письменной речи;

-информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и справочной литературе, извлекать информацию из интернета;

-деятельностная грамотность – это проявление организационных умений и навыков ,именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать, при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку .

        Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника.

        Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках , можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:

-обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;

-не умеют использовать приобретенные знания на практике;

-многие не обладают навыком преобразования информации, полученной из схемы,таблицы и диаграммы;

-ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.

        Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод ,что не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст , применять полученную информацию на практике.  А эти навыки являются самыми важными и необходимыми .При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать  недостающую информацию.

        Процесс развития функциональной грамотности на уроках осуществляется в виде заданий, проблемных вопросов  и ситуаций. Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц  и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму и гистограмму ; подбор примеров к тексту ;  комментированное чтение ; аналитическое чтение ; составление рассказа по иллюстрации ; выделение смысловых частей текста…..

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания  в  незнак...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся

Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей.

Использование кейс -технологии на уроках истории и обществознания как средства формирования учебных и социальных компетентностей...

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"

Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...