Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей
статья по географии

Дарнотук Елена Викторовна

В данной статье представлен опыт применения технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektnogo_obucheniya.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Применение технологии проектного обучения на уроках географии как технологии воспитания мотивированных детей.

(автор: Дарнотук Е.В., учитель географии МБОУ СШ № 10 г. Ярцево Смоленской области)

           Модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования, создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.

          В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной стала задача подготовить выпускника школы, способного адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Обучение географии наряду с освоением учениками определенной суммы знаний и умений формирует навыки самостоятельного их добывания с помощью новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса. В настоящее время конечный результат обучения — это не столько сумма приобретенных знаний, сколько умение применять их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых, интеллектуальных и других качеств. Неслучайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее результативной и прогрессивной, отвечающей современным требованиям, является проектное обучение. Именно в основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Проектное обучение призвано направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, т. е. научить учиться. Кроме того, проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Поэтому проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования.  

  Метод проектов является тем средством, которое позволяет нам отойти от традиционного в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулирует его природную любознательность и тягу к непознанному.    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Причем, ценными являются не только результаты, но еще в большей степени, сам процесс. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

   Отсюда основной идеей метода проектов является организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. Другими словами, учащийся должен знать для чего ему это нужно и где он это сможет применить.

        По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют: информационно- поисковые, исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные проекты. Их всех отличает то, что они реализуются в творческой, самостоятельной обстановке.

В структуре учебного проекта можно выделить следующие основные этапы: подготовительный, конструктивный, презентативный и оценочно-рефлексивный. Каждому этапу соответствует определенное содержание работы.

Организация обучения географии по методу проектов предполагает специальную и достаточно тщательную подготовку учителя. Учителю необходимо владеть педагогической технологией. Не отказываясь от традиционных видов работ, больше внимания и времени необходимо уделять разнообразным видам самостоятельной деятельности учащихся, деятельности исследовательского, поискового, творческого планов. Чтобы избежать методических ошибок, необходимо пересмотреть рабочие программы, календарно - тематическое планирование для определения тем уроков, которые будут вынесены на проектирование.

      Согласно разработанной мною системы использования школьных проектов, учебные проекты можно применять во всех курсах географии. Но при изучении не каждой темы это целесообразно делать. По технологии проектного обучения не может быть проведен каждый урок. На одних уроках могут быть использованы некоторые элементы этой технологии, другие уроки лучше провести по традиционной системе и, наконец, некоторые темы наиболее благоприятны для применения технологии проектного обучения.

          В пятом - шестом классах, я считаю, таких тем не может быть много, так как учащиеся только начинают изучать географию и надо, чтобы они познакомились с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы. В течение года необходимо готовить учащихся к проектной деятельности. Первые проекты мои учащиеся выполняют при изучении темы «Развитие географических знаний о Земле», они готовят альбомы, презентации о путешественниках и первооткрывателях и презентуют их перед своими товарищами. В теме «Географическая карта» учу тщательному и добросовестному оформлению плана местности и контурной карты, что в дальнейшем пригодится при оформлении проектов. Темы «Гидросфера» и «Атмосфера» могут быть проведены с использованием технологии проектного обучения. Учитывая возраст учащихся, уроки провожу в форме игры-путешествия, экспедиции. Игровая деятельность развивает вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Кроме того, данные темы содержат много понятий, которые лучше запоминаются и усваиваются учащимися во время самостоятельной работы. Дети с удовольствием получают предложенные мной задания по этим темам, и проводят свои первые исследования. Во время работы над проектом, помогаю ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе, поддерживаю непрерывную обратную связь, чтобы помочь учащимся продвигаться в работе над проектом. И, главное, постоянно поощряю учеников. Это помогает им почувствовать уверенность в своих силах, вызывает желание дальше работать самостоятельно.

          Накопленный учащимися опыт проектной деятельности помогает мне в 7 классе использовать технологию проектного обучения на уроках географии чаще. В курсе «Земля и люди» увеличен объем страноведческих знаний и довольно значительно содержание общеземлеведческой составляющей, а количество часов сокращено до двух в неделю. Поэтому применение технологии проектного обучения, я думаю, поможет учащимся увидеть в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности единство, определенный порядок, связь явлений. Создаст у них целостное представление о Земле как о планете людей, поможет формированию необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера. В седьмом классе, как и в шестом, по способу преобладающей деятельности использую игровые, информационно-поисковые и творческие проекты. Жанры проектов: дневники путешественников, газета, макеты жилищ разных народов, альбом и др.

         В работе с учащимися 8-10 классов широко применяю метод проектов. Например, при изучении больших разделов таких, как «Природа и человек», «Население России», «Районы России», «Региональная характеристика мира», «Глобальные проблемы человечества». Старшеклассники, работая над проектом, овладевают методами научной творческой работы, принимают участие в экспериментах и исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, ощутить радость успеха.

          Более подробно место использования мною проектов в календарно-тематическом планировании показано в таблице:

Класс

Место в календарно-тематическом планировании

Название проекта

5 - 6 класс. География. Планета Земля.

Тема. Развитие географических знаний о Земле.

«Великие путешественники»

Тема. Гидросфера – водная оболочка Земли.

« Экспедиция по следам капитана Врунгеля»

Тема. Атмосфера - воздушная оболочка Земли.

«Путешествие на воздушном шаре»

Тема. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс.

Создание буклета «Объект Всемирного наследия»

7 класс. География. Земля и люди.

Тема. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.

« Русские

Колумбы»

Тема. Африка.

« Африка. Далекая, но знакомая».

Тема. Австралия и Океания.

« Австралия-

удивительный материк».

Тема. Южная Америка.

« В поисках приключений».

Тема. Антарктида.

«Экспедиция в Антарктиду».

Тема. Глобальные проблемы человечества.

 «Разработка проекта по улучшению местной экологической обстановки». 

8 класс.

География

России.

Природа и

Население.

Тема. Природно-хозяйственные зоны».

«Природные зоны России».

Тема. Природопользование и охрана природы.

«Охраняй и береги».

Население России.

Тема. Куда и зачем едут люди?

«Мы - россияне».

9 класс.

География

России.

Хозяйство и

Географические

Районы.

Хозяйство России.

Тема. Главные отрасли и

межотраслевые комплексы.

«Вчера. Сегодня. Завтра».

Районы России.

Тема. Европейская часть России.

«Добрым людям на загляденье».

Тема. Европейская часть России.

«Культурное наследие Севера».

Тема. Азиатская часть России.

«Жемчужина Сибири».

10-11 класс.

Экономическая

и социальная

география мира.

Общая характеристика мира.

Тема. География населения мира.

«Население мира».

Региональная характеристика мира.

Тема. Зарубежная Азия. Австралия.

«Экспедиция в Японию».

Тема. Северная Америка.

«Коренное население Северной Америки».

Глобальные проблемы человечества.

Тема. Глобальные проблемы человечества.

«Глобальные проблемы человечества».

           Для успешного использования технологии проектного обучения необходима не только тщательная подготовка учителей, но и учащихся. Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Поэтому большое внимание я уделяю организации самостоятельной деятельности и развитию исследовательских умений учащихся. С этой целью на своих уроках часто использую творческие задания, самостоятельное изучение отдельных вопросов изучаемого материала, работу в группах по карточкам.

           Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий. Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, которые могут включать мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный аспекты.

           Я в своей работе использую промежуточную и итоговую оценки проекта. Промежуточную оценку выставляю за «добывание знаний» и их применение, где учитываю активность участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, характер общения и взаимопомощь в ходе выполнения проекта, умение делать выбор, аргументировать предлагаемые решения, выводы. Именно эта составляющая при оценивании проекта не учитывается экспертами, а она не менее важна, чем итоговая оценка. Поэтому в ходе выполнения проекта, я, наблюдая за учащимися, делаю краткие записи, которые учитываю при выставлении оценки.

         Выполненный проект как вторая часть результата оценивается тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки, и высчитывается среднеарифметическая величина. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

          При оценивании и обсуждении проекта можно предложить рассмотреть такие вопросы:

  • Насколько удачным оказался проект?
  • Изменился ли я в процессе работы?
  • Интересно ли мне было работать над этой проблемой?
  • Интересно ли мне было работать с этими людьми?
  • Хотелось бы продолжить работу в том же составе группы над другим проектом?
  • Хотелось бы изменить процесс работы над проектом? Почему? И др.

        Каждый ребенок, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Я убеждена, что плохих учеников нет, они все уникальны и неповторимы. И наша задача помочь им это почувствовать. Организовать деятельность так, чтобы ученик смог проявить себя, попробовать свои силы, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

 Анализируя накопившийся опыт организации проектной деятельности, обработав полученные результаты анкетирования и показателей успеваемости, я пришла к выводу, что все они отчетливо указывают на то, что применение проектного метода в образовательном процессе школы не только возможно, но и необходимо.

         Исходя из этого, мы видим, что применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс, формируя мыслительные и самостоятельные практические действия, познавательную деятельность учащихся. Она помогает ученику сделать свое собственное открытие. В этом ее смысл и ценность.  Технология проектного обучения ориентирована на достижение целей и поэтому уникальна. Формирует разнообразные умения и навыки, поэтому она эффективна. Дает необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому она незаменима. Важным является и то, что проектная деятельность ориентирована не только на одаренных детей, она повышает активность и самостоятельность учащихся, имеющих разный уровень и разные способности. Даже проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, выполнив проект, повышают свою самооценку, уверенность в своих силах. И хотя при выполнении проекта, им отводилась незначительная роль, для них это большой успех. Кроме этого она сплачивает детей, развивает коммуникативность, что особенно важно в настоящее время.

        Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью отметить, что технология проектного обучения эффективна на уроках географии и ее использование помогает воспитывать мотивированных, активных и самостоятельных детей.

  Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С.Полат и др. Под ред. Е.С.Полат. -М., 2003.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. -М.: Аркти, 2003.
  3. Солопова Н., Шельпова Н. Проектная методика в профильном обучении // Школьные технологии, 2005 - №3.
  4.  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 1998. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...

Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы

Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература"  технологии проектного обучения (метода проектов)....

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка (Тема «Причастие»)

Применение технологии проектного обученияна уроках русского языка                                      ...

Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна

Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...

Опыт применения технологии проектной деятельности на уроках географии

Выступление на муниципальной НПК "Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования"...