Статья "Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД учащихся при изучении темы «Африка» в 7 классе"
статья по географии (7 класс)

Статья "Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД учащихся при изучении темы «Африка» в 7 классе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД учащихся при изучении темы «Африка» в 7 классе

Сегодня у учителя появляется необходимость в проектировании таких технологий, методов и приемов обучения, которые могли бы стимулировать активность личности учащегося в учебной деятельности.

По нашему наблюдению, формирование коммуникативных УУД происходит эффективнее в привычных и комфортных условиях для учащихся. Спокойная и непринужденная обстановка помогает учащимся раскрыться, проявить свои лидерские, командные качества. В связи с этим для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках географии целесообразным может быть использование игровых педагогических технологий в сочетании с ИКТ.

Применение игровых педагогических технологий в познавательной деятельности на уроках географии позволяет учащимся более качественно усваивать знания и навыки. Кроме того, игровая ситуация способствует развитию творческого мышления, воображения, фантазии.  Это обусловлено тем, что игра имеет активный и деятельный характер, развивающие и воспитательные возможности.

В основе игровых педагогических технологий лежит игра как основной вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. Разработкой теории игры, ее значением для развития учащегося в отечественной педагогике занимались Н.П. Аникеева, П.П. Блонский, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, О.С. Газман, А.Н. Леонтьев, В.В. Николина, Г.А. Понурова, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.

Игровые приемы побуждают и стимулируют учащихся к учебной деятельности, а также активно способствуют формированию и развитию коммуникативных УУД у учащихся. При этом деятельность вызывает у учащихся положительные эмоции, сосредоточение внимания, внутренний сбор уже имеющихся знаний и умений, которые могут привести к достижению заданной цели.    

Умение учащихся ориентироваться в ИКТ и формирование способности их грамотного примирения являются одними из важных элементов формирования УУД учащихся. ИКТ позволяет реализовать наглядность, интерактивность и мультимедийность обучения на уроках географии.

Среди школьных предметов география имеет очень широкие возможности для обучения с использованием ИКТ. Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий в учебный процесс. На уроках географии с помощью технологий виртуальной реальности можно легко оказаться на изучаемом объекте, рассмотреть его со всех сторон. Ресурсов, которые позволяют это сделать, очень много, особенно иностранных. Так, например, отличным помощником в этом вопросе является популярный и хорошо известный интернет-ресурс National Geographic (https://www.natgeotv.com/ru), на котором представлены документальные фильмы не только о природе, но и о науке, истории, культуре.

Однако и на российском рынке появляются электронные ресурсы, заслуживающие особого внимания любителей путешествовать, просто любознательных и интересующихся людей. Одним из них может являться электронный ресурс «Air Pano» (http://www.airpano.ru).  

        Проект «Air Pano» - это результат работы команды единомышленников, активно путешествующих и ведущих фото- и видеосъемку в разных точках нашей планеты, начиная с 2006 года. На данный момент на сайте проекта доступно к просмотру 3651 панорама, 101 видео. Создатели проекта продолжают свою творческую работу, поэтому количество представленного фото- и видеоматериала постоянно меняется. Съемкой охвачено уже более 300 точек планеты. Каждую неделю на сайте появляется новый виртуальный тур. Современные технологии позволяют объективам камер снимать не только то, что происходит на земной поверхности, но и опускаться под воду, подниматься в верхние слои атмосферы.

        Собранные в результате путешествий материалы представлены на сайте AirPano разными способами. Так, многие уголки Земли показаны традиционно – в фотогалереях (авторских и тематических).

        Кроме того, кропотливая работа авторов проекта дает возможность познакомиться любознательному человеку с разнообразными нетрадиционными жанрами (технологиями) визуализации окружающего мира, такими как:

        - VR (виртуальная реальность) панорама – панорама (сферическая панорама, 3-D панорама), созданная с помощью снимков, полученных при движении вокруг объекта. Сферические панорамы различных уголков земного шара позволяют рассмотреть достопримечательности с различных, иногда труднодоступных, ракурсов. Просмотр такой панорамы позволяет создать ощущение индивидуального присутствия в самой точке съемки. Созданию сферической панорамы предшествует долгая работа – съемка объекта ведется с воздуха с помощью вертолетов, самолетов, радиоуправляемых моделей, воздушных шаров. Благодаря развитию техники и видеотехнологий стала возможна съемка подводных сфер. Мастерство одного из авторов, осуществивших уникальную подводную фото- и видеосъемку было оценено на высоком уровне на престижном конкурсе в панорамной фотографии Epson International Pano Awards. В номинации VR/360 победителем стал Олег Гапонюк со сплит-панорамой залива медуз, расположенном на индонезийском острове Раджа-Ампат;

        - виртуальный тур – совокупность фото- и видеосъемок одного и того же объекта, но проведенная авторами проекта в разное время. Так, на пример, виртуальный тур «Нью-Йорк, Манхэттен, Большой тур» включает в себя 30 панорам, созданных в разное время;

        - панорамное видео (его еще называют видео 360°, или сферическое, или 3D). Такие видео можно смотреть с десктопа или смартфона. Однако считается, что наиболее полного эффекта от просмотра зритель достигает при использовании очков или шлема виртуальной реальности. Отсюда еще название таких видеороликов - VR-видео (Virtual Reality video).

        Сайт интернет-проекта «Air Pano» интерактивен за счет наличия панели управления ресурсом, которая включает в себя следующие функции, позволяющие работать с панорамой:

        - выход в полноэкранный режим

        - включение музыкального сопровождения

        - всплывающая карта или спутниковый снимок – активен, можно приближать/удалять изображение

        - приближение/удаление изображения возможно двумя способами: либо через команду Ctrl + скролл, либо через управление специальными кнопками

        - режим автовращения панорамы

        - каждая панорама сопровождается тематической статьей

        - функция поиска географического места, интересующего пользователя.

Материалы проекта «Air Pano» представляют интерес для достаточно широкой аудитории любителей реальных-виртуальных путешествий. По нашему мнению, они также могут стать полезным электронно-образовательным ресурсом и при обучении географии. Покажем один из вариантов использования материалов сайта «Air Pano» при изучении курса географии 7 класса.

Обновление образовательных технологий привело к появлению так называемой технологии образовательных квестов. Образовательный квест представляет собой набор заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются ресурсы сети Интернет. Игра и сюжет, применяемые в данной технологии, являются элементами игровой педагогической технологии. Использование информационных возможностей сети Интернет позволяет охарактеризовать технологию образовательных квестов как информационно-коммуникационную.

Нами разработан веб-квест «В поисках группы туристов» (Приложение 1). В данном случае под веб-квестом понимается игра-путешествие одного или нескольких участников, осуществляемое по пространству сайта проекта «Air Pano» с образовательными целями. Следует отметить, что веб-квест представляет собой совершенно новую игровую форму обучения, которая позволяет учащимся полностью погрузиться в происходящее. Кроме того, веб-квест позволяет раскрыть образовательный потенциал интернет-ресурсов.

Квест- это игра, построенная на решении системы задач, требующая организованную и сплоченную деятельность всех игроков.

Квест основан на коммуникативном взаимодействии между его участниками. Учащимся необходимо понимать как лучше выражать свои мысли, как другие будут понимать сказанное, уметь слушать и слышать собеседника. Формированию коммуникативных УУД будет способствовать включение учащихся в групповые, командные формы работы, которые нацелены на сотрудничество учащихся друг с другом, выполняя общие задания. Когда учащиеся попадают в среду тесного общения, то они начинают лучше понимать друг друга, вместе находить выход из сложившейся ситуации. Коммуникативное взаимодействие сближает учащихся, рождает чувство отвественности за всех членов команды [Сапрыкина О.В., Витязь Л.Н.

Содержание квеста включает в себя ряд заданий по теме «Африка», которые объединены легендой о путешественнике Давиде Ливингстоне, выполняющему ответственное поручение – розыск пропавших туристов. Правильное решение всех заданий позволит участникам квеста совершить путешествие по Африке и найти то место, где туристы терпят бедствие. Данный квест относится к нелинейным – задания можно выполнять в любой последовательности. Для успешного совершения виртуального путешествия по Африке участникам потребуются базовые компьютерные навыки. В процессе выполнения заданий веб-квеста учащиеся учатся корректно создавать запросы в информационно-поисковых сетях.

Учащимся выдаются задания квеста в виде таблицы. По ходу выполнения заданий участники получают фрагменты (пазлы) фотографии географического объекта, на который отправилась группа туристов. Если учащиеся проходят квест в классе, то учитель предварительно распечатывает на бумаге все пазлы. Если же квест идет как домашнее задание, то учитель оставляет ссылки на пазлы (на бумаге или в электронном виде), которые учащийся скачивает  себе на компьютер. Собрав все фрагменты, их можно сложить в одно целое и прочитать его название. Кроме того, по мере прохождения виртуального маршрута путешествия некоторую информацию нужно будет наносить на контурную карту.

Данный квест можно рекомендовать использовать на этапе обобщения, закрепления знаний по теме «Африка» в 7 классе.

При выполнении заданий участники перемещаются по сайту проекта «Air Pano» с помощью инструкции (Таблица 1). Осуществление перемещения по сайту и поиск необходимой информации участники квеста ведут по специально разработанному навигационному маршруту. Навигационный маршрут веб-квеста «В поисках группы туристов» - совокупность информационных точек сайта проекта «Air Pano», по которым требуется следовать при решении заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса учащихся при изучении темы « Здоровый образ жизни» 5 класс

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожал...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "ЭЛЕМЕНТЫ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ". 9 КЛАСС

Данная методическая разработка содержит рекомендации по включению в урок физики заданий, направленных на формирование и развитие информационных умений обучающихся. В презентации содержатся примеры зад...

Формирование коммуникативной культуры учащихся при изучении английского языка на начальном этапе обучения.

СодержаниеВведение1. Английский язык в современном мире.1.1. Аккультурация.2. Английский язык в начальной школе2.1. Роль иностранного языка в формировании личности младшего школьника2.2. Особенности п...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА

Материал по 7-10 классам, акцентируется внимание на логичность изложения МКТ, полготовке к её изучению....

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование коммуникативных УУД учащихся в изучении иностранного языка на разных ступенях образования"

Материал содержит теоритический материал по данной теме, рассмотрены основные технологии, используемые мной для формирования коммуникативных УУД,  упражнения, которые я применяю на своих уроках п...

Формирование предметных компетенций учащихся при изучении темы ,,Общая характеристика металлов” 9 класс.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к усвоению учащимися основной образовательной программы. Деятельность учителя химии должна быть направлена на достиже...