«Организация практической деятельности обучающихся при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»
статья по географии (8 класс)

Куприянова Татьяна Александровна

В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений затрагивает все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. В настоящее время географическая наука все больше приобретает существенное практическое значение.

 Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере. Знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Поэтому важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике.

Одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.

В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов,  географических моделей и приборов и т.д.)

Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра естественнонаучного образования

   

Курсовой проект

Тема: «Организация практической деятельности обучающихся  при изучении темы «Внутренние воды и водные ресурсы России». География 8 класс»

                 

             

 Выполнил (-а):

                                                               слушатель курсов повышения квалификации

                                                             «Теория и методика  обучения  в контексте ФГОС

 (География России)»

                                                        учитель географии ГБОУ Гимназии № 295          

                                                                                    Фрунзенского района  Санкт-Петербурга

Куприянова Татьяна Александровна                                    

  Руководитель: Тарасова Л. В.,

ст. преподаватель кафедры естественнонаучного образования

                                               

                                                                               

Санкт-Петербург

2019 г

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        4

ТИПОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ         4

     ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ         5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ  (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)         8

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ         8

Практическая работа № 7 : Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования        8

Практическая работа № 9: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России         9

ВЫВОД         11

РЕКОМЕНДАЦИИ         12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ         13

СПИСОК ЛИЕРАТУРЫ         14

   

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху информатизации и глобализации возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве, увеличение роли всемирных экономических, политических, социокультурных и других форм отношений затрагивает все сферы деятельности, в том числе в географическую науку. В настоящее время географическая наука все больше приобретает существенное практическое значение.

 Ключевое слово обучения в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов – деятельность. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли и чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере. Знания по географии становятся более прочными и действенными, если ученик обучен их применению. Поэтому важнейшим средством в формировании умений является осуществление неразрывной связи между процессом усвоения знаний и их применением на практике.

Одна из важнейших задач, решаемых современным учителем географии, не только транслировать готовые знания, но и формировать у школьников умения (познавательные, практические) применять географические знания в повседневной жизни, т.е. реализовать на практике компетентностный подход. Так построить учебный процесс, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.

В современной методике практическая работа определяется как деятельность, направленная на применение, углубление знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование учебника, карт, статистических материалов,  географических моделей и приборов и т.д.)

Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Выполнение практических работ на географическом материале способствует развитию общеучебных умений как компонентов стандарта по географии – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать умозаключения. Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТИПОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по использованию для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов. Определяется  это   разнообразие   прежде всего особенностями содержания изучаемого материала. Используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьников.

По источникам используемой географической информации:

 -карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, видеофрагмент, фотография, интернет-ресурс и др.

По форме фиксации результатов:

 -в тетради в виде схемы, таблицы, описания;

 -на контурной карте;

 -подготовка реферата, заполнение  дневника во время экскурсии;

- фотографии, видеоматериалы;

- мультимедийные продукты;

 -построение плана местности и др.

В зависимости от соответствующей компетенции:

- практические работы, предназначенные для освоения методов и приемов, умений и навыков;

- практическая работа по закреплению и применению знаний;

-  практические работы с целью оценки знаний, умений и навыков;

- практическая работа проектирования и исследований.

По содержанию:

 -определение географического положения объекта, расстояний, географических  координат и другое;

 -характеристика компонента природы, природного комплекса, отрасли хозяйства;

 -оценка природных ресурсов территории, условий жизни и деятельности человека;

 -объяснение закономерностей размещения полезных ископаемых, отраслей хозяйства, населения, влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

  -прогнозирование последствий влияния деятельности человека на природу.

По уровню самостоятельности:

 -работа в классе под руководством учителя;

 -работа в группе с помощью одноклассников;

 -работа в классе или дома с использованием инструктивных карточек, памяток, приемов;

 -самостоятельная работа дома в классе или на местности;

По форме организации деятельности учащихся:

 -индивидуальная работа дома, в классе или на местности (музее)

 -групповая работа в классе

Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы. 

Каждый учитель, учитывая конкретные условия класса и даже отдельные группы учащихся, разрабатывает свою систему работ, ориентированную на выполнение требований ФГОС.

Согласно новым требованиям к результатам обучения, практические работы по географии ориентированы на формирование умений:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  • находить и анализировать в разных источниках географическую информацию (для изучения объектов, явлений, территорий, их обеспеченность ресурсами, хозяйственный потенциал, экологические проблемы);
  • приводить примеры географических объектов, явлений и процессов(использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям  окружающей среды на формирование культуры народов; районы специализации, центры производства различной продукции, основных коммуникаций, их узлов; разноуровневое связи России, крупных регионов и стран мира);
  • Составлять географическую характеристику территорий на основе различных источников географической информации;
  • определять на местности, плане, карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
  • выявлять эмпирические зависимости.

Система практических работ, предусмотренных стандартом, располагает большими возможностями для более полного ознакомления и овладения школьниками методами географической науки (традиционные – картографический, описательный, сравнительно – географический, новые и новейшие – статистический, моделирование, прогнозирование, геоинформационный, геоэкологический мониторинг; методы полевых исследований). Вместе с тем наиболее важным является значимость практических работ в формировании умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, например, проведения наблюдений за объектами, процессами, явлениями, их изменениями в результате природного и антропогенного воздействия, оценка последствий такого воздействия; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практические работы, формируют умения, необходимые в дальнейшем изучении географии, они рассматриваются как путь получения новых и совершенствования имеющихся знаний учащихся. Обязательное условие успешного выполнения практических работ - это наличие специально разработанной системы заданий: постепенное нарастание трудностей заданий и увеличение степени самостоятельности при выполнении работ. Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.

У школьников возникают проблемы при выполнении практических работ,  и связаны они,  прежде всего с тем, что учащиеся многие действия выполняют неосознанно,  на основе подражания, копирования. Все это приводит к перегрузке, к низкой успеваемости по предмету. Чтобы избежать  этого,  желательно выполнять  общие требования к организации практических работ:

  1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты обучения, которые должны способствовать не только познанию методов географической науки, но и практическому овладению ими;
  2. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу
  3. Знакомить школьников с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения ее результатов;
  4. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
  5. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний должен не только учитель, но и учащиеся самостоятельно, необходимо помнить, что наличие оборудования должно отражать не только цели практической работы, ее содержание, применяемые приемы и методы, но и конкретные условия, включая интеллектуальный уровень класса.
  6. Использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий. Записи инструктивного характера способствуют закреплению знаний.
  7. С целью становления субъектности учащихся к процессу реализации практической направленности использовать современные технологии и подходы обучения, например, технологию дифференцированного обучения, проблемно диалогический метод обучения, проектно - исследовательский.
  8. В зависимости от цели практической работы следует рассматривать роль и функции учителя. Если в процессе обучающей работы учитель чаще всего учебный процесс организует со всем классом, в процессе тренировочной работы - занимается индивидуально с теми учащимися, которые еще слабо усвоили практические навыки работы с источниками географических знаний, то итоговые практические работы целесообразно проводить на более высоком уровне самостоятельности.
  9. Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения;
  10. Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу школьников, а предлагать им различные пути достижения намеченной цели;
  11. Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работы (по желанию школьников).

При организации практических работ  важно помнить, что программа задает лишь общее направление работы, а конкретизирует содержание, определяя конкретную территорию, объем  задания, учитель.

Планируя каждую практическую работу, важно учитывать и фактор времени, которое придется затрачивать на ее выполнение. Если надо усложнить работу, можно предложить несколько вариантов заданий с нарастанием сложности и количества или предложить взаимопроверку работ для тех, кто выполнил работу быстро и правильно.

 Все практические работы должны быть оценены. Важно чтобы итоги работы были оценены объективно. При оценивании практических работ учащихся необходимо учитывать следующие характеристики выполненной работы:

Характеристика ответа

Кол-во баллов

1

Практическая работа выполнена в полном объеме и в соответствующей последовательности. Учащийся/учащиеся работают самостоятельно, в т.ч. при определении алгоритма действий и анализа источников информации. Продемонстрировали необходимые теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, оптимально зафиксированы результаты и сделаны необходимые выводы.

5

2

Работа выполнена в полном объеме, самостоятельно. Возможны отклонения от необходимой последовательности в работе, нарушения в логике выполнения задания (например, перестановка пунктов плана характеристики объекта или явления), если это не повлияло на конечный результат, на вывод к результатам работы. При этом были использованы необходимые источники информации (карты, таблицы Приложения учебника и т.д.).

4

3

Возможны неточности в полученных результатах и сделанных выводах, если при этом работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями и навыками (УУД), необходимыми для самостоятельного и осознанного выполнения работы. Допускаются неточность и определенная небрежность при оформлении результатов работы.

3

4

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или других учеников. Работа потребовала больших временных затрат, но осталась незаконченной. Учащиеся показали владение теоретическим материалом, но испытывали затруднения в ходе их прикладного использования.  Работа представлена фрагментарно. Отсутствует логика в действиях. Нет выводов и обобщений. Не владеет теоретическим материалом в пределах школьной программы.

2

5

Работа не была представлена.

1

В зависимости  от имеющихся в школе учебно-методических комплектов по разным курсам географии, от особенностей национально-регионального содержания, от методического стиля учителя и особенностей подготовки класса  предложенные варианты практических работ могут корректироваться и изменяться.

Важно помнить, что процесс формирования географических знаний и умений – очень длительный и кропотливый, требующий постоянной тренировки, отработки, совершенствования и расширения не только от темы к теме, от раздела к разделу, но и от класса к классу.

При изучении курса «География России. VIII – IX класс» важно вновь обращаться к определению географических координат, абсолютных высот и глубин, составлению описания географического положения объектов, измерению расстояний по карте России.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

(ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Для проведения практической работы не всегда необходим целый урок. Например, для обучающихся и тренировочных работ бывает достаточно выделить от 5 до 7 минут, а на проведение итоговой работы – от 15 до 20 минут учебного времени.

В 8-м классе учащимся предстоит продолжить изучение географии. За предыдущий период обучения им стали известны почти все основные физико-географические понятия и закономерности. У восьмиклассников есть большой объем фактических знаний и представлений о Земле и ее регионах, как на примере материков и океанов, так и на примере отдельных районов и государств мира. В 5-7-м классах ученики работали  с  общегеографическими и тематическими  картами, которые отличаются от тех,  что будут использоваться в 8-м классе, в большей степени охватом территории и проекциями, но не собственно способами передачи содержания. Этот капитал знаний и умений необходимо использовать; именно его наличие является условием успешной реализации комплексного подхода к изучению географии России.

При проведении практической работы пользуюсь инструктивными карточками, в  которых описаны все задания,  которые необходимо выполнить школьнику. Остановлюсь на примере практических работ, которые провожу в 8 классе.   

УМК Сферы "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс" предлагает выполнение следующих практических работ в теме «Внутренние воды и водные ресурсы»:

  1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
  3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практическая работа № 7 : Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Цель: Составить развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.

Оборудование: инструктивная карточка, климатические карты России, физическая карта России,  карты атласа, с. 10–11, 16–17, 22–23, учебник

Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознание особенностей внутренних вод и рек России.

Метапредметные: проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе анализа источников информации, работать по алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Предметные: решать учебные задачи на определение падения и уклона рек, выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам, сравнивать реки по объёму годового стока, составлять характеристику одной из рек с использованием различных источников информации.

Рекомендации к выполнению:

1.  Учитель сообщает цель выполнения практической работы.

            2.  На основе выполнения практической работы организуется закрепление  нового материала. Работа выполняется в парах. Каждой паре обучающихся выдается инструктивная карточка с заданиями, бланк ответа и дополнительный материал (Приложение 1).  Можно дифференцировать работу, предложить её выполнение по вариантам. В каждом из них школьники выполняют одну и ту же работу, но используют разные источники информации: в первой — только план действий, во второй — более расширенный раздаточный материал.

3. Используя ранее полученные знания и навыки учебной деятельности, участвуют в учебном взаимодействии, заполняют бланк ответов.

4. После завершения работы,  обучающиеся совместно с учителем фронтально обсуждают результаты работы, сопоставляя данные. При необходимости они могут повторно выполнить отдельные этапы практической работы. По каждому пункту практической работы ученики проводят сопоставление объёма и достоверности полученной информации.

4. В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся  дополнить материал практической работы по той  реке, характеристику которой они выполняли.

На основе анализа карт получается большая по объему характеристика природных особенностей реки. На этом можно остановиться, выставить отметки за выполненную работу. Но можно размышлять дальше. Полученная характеристика — результат  самостоятельной работы учащихся, полученный на основе имеющихся знаний и умений по предмету. Однако по содержанию характеристика реки все-таки несколько общая. Поэтому можно дополнить работу другими заданиями:

1. Обозначьте на контурной карте города на берегах реки и укажите численность их населения, сравните численность населения

2. Подчеркните названия городов, являющихся центрами субъектов федерации.

3. Познакомьтесь с краткими сведениями о возникновении городов.

4. Определите географическое положение городов.

5.  Сравните климатические условия, в которых живет население городов, расположенных в нижнем и верхнем течении

6. Дополните характеристику реки новыми сведениями.

Все это позволит существенно дополнить характеристику реки, получив при этом новые знания. Учащиеся получают новую информацию для размышления.

Практическая работа № 9: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Цель: закрепить знания по теме «Внутренние воды и водные ресурсы России», научиться оценивать обеспеченность водными ресурсами регионы страны; выявить причины нерационального использования водных ресурсов,  совершенствовать навыки работы с общегеографическими и тематическими картами; учить анализировать статистические данные; воспитывать грамотного, бережливого гражданина.

Оборудование: Учебник, с. 84–87; Атлас, с. 16–17, 29, инструктивная карточка, дополнительный материал

Планируемые результаты обучения:

Личностные: осознание особенностей водных ресурсов России.

Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты), проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности, работать в группе и индивидуально.

Предметные: уметь оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования, определять особенности внутренних вод и меры по их охране в регионе своего проживания, подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений (наводнения, снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.

Рекомендации к выполнению:

1.  Учитель сообщает цель выполнения практической работы.

2. На основе выполнения практической работы происходит закрепление знаний по теме «Внутренние воды России» и первичное изучение нового материала. Предлагается  организовать   групповую работу по подготовке презентации (рекламного плаката, буклета и т.д.) по теме урока. Каждая из групп работает по одной из тем:

 обеспеченность России и её крупных регионов водными ресурсами,

 использование водных ресурсов,

 опасные стихийные явления и их предупреждение,

 рост загрязнения вод,

3. Каждой группе обучающихся выдается инструктивная карточка с заданиями, бланк ответа и дополнительный материал (Приложение 2).  Используя ранее полученные знания и навыки учебной деятельности, участвуют в учебном взаимодействии. В рамках учебного взаимодействия работают с источниками информации. \

4. Первичное закрепление осуществляется на основе обсуждения результатов проектной деятельности. Организует презентацию и обсуждение результатов проектной деятельности. Презентуют и обсуждают итоги работы.

5. В качестве домашнего задания можно предложить обучающимся   с высоким уровнем мотивации составить презентацию о водных ресурсах своего региона.

ВЫВОД

Организация и проведение практических работ — «головная боль» учителей географии.  Количество работ, реализуемые с их помощью образовательные задачи, примерное содержание работ и даже поиск времени на их проведение являются предметом многочисленных дискуссий.

Основная причина затруднений – недостаток учебного времени и поэтому зачастую все сводится к простой передаче учебной информации. Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников. Непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся дает возможность вычленить наиболее трудно усваиваемые ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий.

Практика обучения указывает на необходимость совершенствования практической части программы. Наблюдается разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знаний учащихся, особенно их умений. Зная определения теоретических понятий, учащиеся испытывают серьезные затруднения в работе с картой, статистическими материалами. Вызывают затруднения задания, рассчитанные на применение знаний в новой учебной ситуации, при самостоятельном изучении новых территорий по карте.

        Поправить сложившееся положение можно за счет усиления внимания к практическим методам обучения, за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Без продуманной системы практических и самостоятельных работ, связанных между собой по содержанию и усложняющихся по мере развития той или иной группы географических знаний и умений, решить создавшуюся проблему невозможно.

 Определенные затруднения вызывает у учителей географии оценка качества выполнения учащимися практических работ. Объективность в такой оценке работ особенно важна в том случае, когда учитель использует практические работы с целью проверки уровня сформированности у учащихся теоретических знаний и практических умений.

Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности. «Усиление» не означает увеличение количества практических работ в содержании, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи учебной информации к методике, направленной на формирование умений школьников. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения.

Таким образом, практический опыт показал:

  1. Систематически организуемая самостоятельная деятельность способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний, способствует формированию практических умений.
  2. Ученики, получая знания не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм.
  3. Организация выполнения разнообразных по цели и содержанию заданий способствует развитию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, развивают практическое мышление,  творческий потенциал учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При организации практических работ необходимо обязательно учитывать уровень подготовленности класса к выполнению. Обучающиеся должны понимать,  на каком этапе урока им предстоит выполнять практическую работу. Перед проведением знакомить обучающихся  с целью проведения каждой работы, ходом её выполнения.  Удобно работать с помощью инструктивных карточек. Необходимо использовать дополнительные источники информации (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, тематические карты, схемы, диаграммы и др.). Всё это повышает мотивацию учащихся к изучению географии, формирует умения реализовать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая направленность школьной географии – это многофункциональная и многоотраслевая методическая категория. Она проявляется не только в формировании географических знаний и умений, опыта деятельности, но и развитии познавательной и интеллектуальной сферы учащихся. Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общества, основу которой составляет позиция компетентности.

 В своей деятельности я продолжу работу по разработке инструктивных карточек к разным видам практических работ по географии и их применению на уроках.


СПИСОК ЛИЕРАТУРЫ

  1. Аргунова У.М. Проектная и исследовательская деятельность как средство повышения мотивации учащихся при изучении географии // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 4 (6). С. 298-301.
  2. Бабина Л. А. Использование технологии проектной деятельности на уроках географии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 25. – С. 251-255. URL: http://e-koncept.ru/2014/55294.htm (дата обращения: 29.01.2017).
  3. Беловолова Е.А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения, с. 47 -55 // Научно – методический журнал «География в школе». №5 - 2005 /
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2012.-48с.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [АсмоловА.Г., Карабанова О.А., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.] под ред. А.Г. Асмолова- М.: Просвещение, 2011. -159с.
  6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.-4-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 2011.79 с. (Стандарты второго поколения).

ИНТЕРНЕТ_РЕСУРСЫ

  1. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета география. ФГБУ «Российская Академия образовании», Москва https://drive.google.com/drive/folders/1f30ompcX2UqhIKWdvUol9pRoVnm1lrSR .  
  2. Преподавание учебного предмета «География» в 2017–2018 учебном году.  Методические рекомендации.  Материалы подготовлены Кузнецовой Т.С., доцентом кафедры естественно-научного образования.  http://www.spbappo.ru/images/files/metod/metod_rekom/2018/geografia_2017-2018.pdf 
  3. Лекции О.В. Крыловой "Система практических работ по географии в 6-10 классах" Лекция 4 Примерное содержание и методика организации практических работ в 8-м классе  http://geo.1september.ru/article.php?ID=200702007 
  4. УМК "География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс" .УМК Сферы  
  5. Практические работы на уроках географии с использованием современных педагогических технологий.  Статья по географии.  Автор : Шкуренко Наталья Ивановна https://videouroki.net/razrabotki/stat-ia-po-ghieoghrafii-praktichieskiie-raboty-na-urokakh-ghieoghrafii-s-ispol-z.html 
  6. Некоторые практические работы. Сайт учителя географии Котловой Л.М. – http://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154.
  7. Система самостоятельных и практических работ по географии: их роль в усилении прикладной направленности школьной географии Булгакова О.М.    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2131/Itemid,118/                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Урок географии на тему:"Внутренние воды и водные ресурсы"

Обобщить полученные знания по теме, показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии....

Урок обобщения и систематизации знаний. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы России» 8 КЛАСС

Реки – в России насчитывается 2,5 млн. рек, почти столько же озер, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водохранилища, каналы...

Тест по географии для 8 класса "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Тестовое задание для проверки знаний по географии в 8 классе по теме "Внутренние воды России"...

Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

География 8 класс.Раздел:" Внутренние воды и водные ресурсы России" Тест: " Воды России"

География  8 класс .Итоговый тест по теме :" Воды России" ....