«Ориентирование на местности». Практическая работа №1 по теме «Определение с помощью компаса сторон горизонта».
план-конспект урока по географии (5 класс)

Тема урока: «Ориентирование на местности». Практическая работа №1 по теме «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели урока: сформировать знания о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться; ввести понятия «ориентирование», «стороны горизонта», «румбы», «компас».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 5 классе.

Учитель: Гольцева Надежда Викторовна

Тема урока: «Ориентирование на местности». Практическая работа №1 по теме «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цели урока: сформировать знания о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться; ввести понятия «ориентирование», «стороны горизонта», «румбы», «компас».

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть значение терминов, сформировать представление об ориентировании на местности, умения работать с измерительными приборами, на основе полученных знаний изучить правила работы с компасом.

Развивающие: развивать умения работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, способствовать формированию географической культуры.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, самостоятельность и ответственность, устойчивый интерес к предмету.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования, овладение навыками пользования компасом.

Метапредметные: развивать умения взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: развитие навыков коммуникативной компетентности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Основные понятия: «ориентирование», «стороны горизонта», «румбы», «компас».

УМК: Домогацких Е.М. География. Введение в географию.: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенских, А.А. Плешаков. – 2-е изд.  – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. – 160с.: ил – (ФГОС. Инновационная школа)

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, компас.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

(1 минута)

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. А знаете, что нужно сделать, чтобы настроение было хорошее и на душе было тепло и спокойно?

Нужно улыбнуться!

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Этап проверки домашнего задания, актуализация опорных знаний и способов деятельности.

(10 минут)

Ребята, я знаю, что вы любите играть в различные игры.

Я предлагаю вам, поиграть в игру на физической карте мира вы видите цифры. Вам необходимо подойти к карте выбрать любую цифру, назвать географический объект, и ответить на вопрос.

Вопросы игры.

1.Что такое глобус?

2.Что такое географическая карта?

  1.  Что обозначается на географической карте оттенками синего цвета?
  2. Что обозначается на географической карте оттенками зелёного  и жёлтого цвета?
  3. Что обозначается на географической карте оттенками коричневого цвета?
  4. Чем отличается глобус от географической карты?

  1. 7. Почему на географической карте отражено больше разной информации, чем на глобусе?

  1. 8. Как с помощью физической карты можно изучать историю географических открытий?
  2. 9. Почему на карте появляются искажения изображений земной поверхности?

Ребята, во время игры мы вспомнили такие географические термины, как «глобус» и «карта», чем отличается глобус от карты.

А сейчас закройте глаза и представьте, что мы идем в поход.

Как человек ориентируется в незнакомой местности?

А какие вы знаете местные признаки, которые позволяют человеку ориентироваться на местности?

СЛАЙД 2,3,4

Все ваши примеры являются определёнными ориентирами.

Выбирая географический объект, отвечают на вопросы:

1) глобус – модель земного шара.

2) географическая карта – чертёж, изображающий поверхность Земли в уменьшенном виде.

3) моря, реки и океаны.

4) это равнины.

5) коричный цвет – показывает горы.

6) глобус – это модель земного шара, а карта – плоский чертёж земной поверхности.

7) на географической карте могут быть изображены совсем небольшие участи местности, зато очень подробно.

8) на ней изображены все материки и все океаны.

9)Земля имеет форму шара, и изобразить её на бумаге без искажений невозможно.

По местным признакам.

Ветки гуще растут с южной стороны дерева, мох растёт с северной стороны, муравейник всегда находится с южной стороны дерева.

Познавательные:

Общеучебные – умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические – анализ, синтез; выбор оснований для анализа.

Регулятивные: контроль, коррекция учебного материала.

Личностные: действие смыслообразования.

3. Постановка цели и задач урока.

(2 минуты)

Ребята, давайте определим тему нашего урока.

Тема урока: «Ориентирование на местности». СЛАЙД 5

Работая с планом на слайде, сформулируйте вопросы – понятия к теме урока, которые будут отражать цель урока?

План: СЛАЙД 6.

  1. Ориентирование.
  2. Стороны горизонта, какие они бывают.
  3. Компас и как с ним работать.

Учащиеся определяют тему урока, записывают в тетрадь.

Определяют цель урока.

- Что называют ориентированием?

- Что понимают под сторонами горизонта, какие они бывают?

- Что представляет собой компас и как с ним работать?

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: логические – постановка и формулирование проблемы, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

4. Первичное усвоение новых знаний.

(5 минут)

5. Первичная проверка понимания изученного.

(5 минут)

Так что же  такое ориентирование? Ребята попробуйте дать определение понятию, опираясь на ваш жизненный опыт.

Давайте сравним ваше определение с определением учебника на странице 29-30 раздел ориентирование.

Что такое ориентирование?

СЛАЙД 7.

Ориентирование – в переводе с латыни «ориентс» означает «восток». А как вы думаете: при чём тут восток?

Что необходимо знать, для того чтобы ориентироваться на местности?

Какие вы знаете стороны горизонта?

 

Ребята, прочитайте на странице 30 абзац, который начинается со слова «румбы» и ответьте на вопрос: - Что такое румбы и назовите промежуточные румбы.

СЛАЙД 8.

Ребята, у вас на партах вы видите  задания к практической работе.

Практическая работа №1 по теме «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. На изображённой схеме, обозначьте основные стороны горизонта буквами красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – буквами синего цвета.

СЛАЙД 9.

Посмотрите внимательно на слайд,  что значит обозначение ЮЮВ, ВСВ.

СЛАЙД 10.

Выполняем   Задание 2.

Сокращённые названия сторон горизонта.

Полные названия сторон горизонта.

СВ

ЮЗ

ССВ

ВЮВ

Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

СЛАЙД 11.

Ребята, как называется прибор, с помощью которого можно ориентироваться?  СЛАЙД 12.

Скажите, а кто знает, где был изобретён компас?

Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам необходимо  прочитать правила пользования компасом. Стр. 30 – 31 учебника.

Выполняем задание №3 в практической работе

Дополните утверждения «Правила пользования компасом»:

1. Установить компас на ___________ поверхности.

2. Подождать, пока стрелка _______, её синий конец (или остриё) будет показывать на ________.

3. Медленно, стараясь не потревожить стрелку, _______ компас, пока синий конец (или остриё) стрелки не будет указывать __________ на шкале.

СЛАЙД 13.

Отвечают на поставленный вопросы.

Работа с учебником ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

В древности люди наблюдали за солнцем  за восходом солнца, началом нового дня. Отсюда и слово восток.

Стороны горизонта.

Север, юг, запад, восток.

Румбами называются стороны горизонта, есть 4 промежуточных румб – это северо-восток (СВ), северо-запад (СЗ), юго-восток (ЮВ) и юго-запад (ЮЗ).

Работают с заданиями отмечают стороны горизонта.

ЮЮВ - так обозначается направление между южным и юго-восточным, а ВСВ - это направление между восточным и северо-восточным

Работают с заданиями заполняют таблицу

Компас.

в Китае.

Работая с заданием дополняют утверждения.

1. Установить компас на горизонтальной поверхности.

2. Подождать, пока стрелка остановится, её синий конец (или остриё) будет показывать на север.

3. Медленно, стараясь не потревожить стрелку, вращать компас, пока синий конец (или остриё) стрелки не будет указывать на букву «С» или «N» на шкале.

Познавательные: логические – умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные – знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Коммуникативные: учебное сотрудничество со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать сои мысли.

Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание; логические – построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

6. Этап первичного закрепления изученного.

(8 минут)

Ориентируем  компас.

Выполняем задание №4 С помощью компаса определите стороны горизонта – заданных в таблице объектов в нашем кабинете, и заполните табличку.

Точка наблюдения

Сторона горизонта

Объекты

Парта № ____

Ряд № ____

Доска

Окно 2

Шкаф

Дверь

Компьютер

СЛАЙД 14.

Рассказ учителя (во время выполнения задания)

Лучшими картографами прошлого были голландцы. С давних пор существует традиция называть румбы по-голландски: север – норд, юг – зюйд, восток – ост. Запад – вест. Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено буквой «N», а южное – «S».

Ориентируют компас.

Выполняют задание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция.

Познавательные: умение выражать свои мысли.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

(3 минуты)

Беседа по вопросам:

  1. Что такое ориентирование?
  2. Как называются основные стороны горизонта?
  3. Что такое румбы?
  4. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
  5. Где был изобретён компас?
  6. Что такое Зюйдвестка?

Отвечают на поставленные вопросы.

1) ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

2) север, юг, восток и запад.

3) румбами называют стороны горизонта.

4) компас.

5) в Китае.

6) брезентовая шляпа моряков.

Познавательные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

8. Этап информации о домашнем задании.

(1 минута)

СЛАЙД 15.

Используя текст параграфа 6 выполнить задания в рабочей тетради стр.16-18.

Слушают, записывают д/з

Личностные: осознание ценности географических знаний.

9. Этап подведения итогов учебного занятия.

(2 минуты)

А сейчас давайте вернёмся к цели нашего урока, ребята мы ответили на все наши вопросы?

СЛАЙД 16.

Выставление оценок за урок, их аргументация.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение.

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения, определение степени успешности.

11. Этап рефлексии.

(2 минуты)

Продолжите фразу

  • Сегодня на уроке я узнал………….
  • Сегодня на уроке мне стало понятно………….
  • Сегодня на уроке я испытывал трусости ……, потому что…

СЛАЙД 17.

Отвечают на поставленные вопросы, высказывают своё мнение.

Регулятивные: осознание самого себя, своей способности к преодолению препятствий и самокоррекция.

Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. На изображённой схеме, обозначьте основные стороны горизонта буквами красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – буквами синего цвета.

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Сокращённые названия сторон горизонта.

Полные названия сторон горизонта.

ССВ

ЗСЗ

СВ

ВЮВ

Задание 3. Наблюдения в классе.

Точка наблюдения

Сторона горизонта

Объекты

Парта № ____

Ряд № ____

Доска

Окно 1

Шкаф

Дверь

Компьютер

Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. Изобразите схему и на схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта.

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Сокращённые названия сторон горизонта.

Полные названия сторон горизонта.

ССВ

ЗСЗ

СВ

ВЮВ

Задание 3. Наблюдения в классе.

Точка наблюдения

Сторона горизонта

Объекты

Парта № ____

Ряд № ____

Доска

Окно 1

Шкаф

Дверь

Компьютер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глазомерная съёмка местности (практическая работа).

План  урока географии в 6 классе Тема урока: Глазомерная съёмка местности (практическая работа на местности).   Цель: Обучение учащихся умению составлять простейший план местности способо...

Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Выполнение практической работы «Расчет и табличное определение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании».

Сделать расчеты режимов резания при сверлении ( с использованием таблиц нормативов), определить мощность резания (Nрез.), определить основное время (То)....

Практическая работа №3 по теме Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Предназначена для учителей и учащихся работающих по программе Н.И. Сонина к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова Общая Биология 10-11 кл, базовый уровень....

Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)

Построение профиля своей местности. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ...

технологичесая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».

Технологическая карта урока «Ориентирование на местности. Практическая работа № 5».Класс:  5.Тип урока:  Урок актуализации знаний и умений, урок-практикум.Цель урока: Формировани...

Проектная деятельность. №2 Практическая работа №1 "Формирование цели, определение задач, выбор темы". Для группы МЖКХ-3 за 24.10.20

Задание:1. Выбрать тему индивидуального проекта.2. Обосноваь актуальность выбранной темы....