Рабочая программа внеурочной деятельности "Живая инновация. Мышление XXI века"
рабочая программа по географии (7, 8 класс)

Рашевская Светлана Николаевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Живая инновация. Мышление XXI века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

        РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ___________Нуждин В. Ю.

Протокол №1  от

27. 08. 2021 года

       СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по ВР      _________Муслимова М.П.

Протокол №1 от 31.08.2021

              УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №7

_______________ А. А. Шалев

приказ № 335 о/д от

31. 08. 2021 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Живая инновация. Мышление XXI века»

Направление деятельности  общеинтеллектуальное

Возраст учащихся 13-14 лет

Количество часов по учебному плану всего 70 час., в неделю 2  час.

Составитель рабочей программы  учитель географии высшей кв.категории Рашевская С. Н.

                                                                                                                

г. Бугульма, 2021 год

  1. Основные цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности

Цели курса:

  • формирование активного  интереса к новаторству
  • воспитание чувства ответственности за  Россию и ее будущее
  • овладеть инновационным мышлением

Задачами курса являются:

  • предоставить возможность учащимся  наиболее полно раскрыть себя
  • проявить творческие способности, быть активным, самостоятельным,
  • иметь высокий уровень развития информационной культуры, современного мышления
  • дать основу для размышлений и выработки решений
  •  стимулировать дискуссию

Актуальность  заключается в том, стремление современного  общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможность это сделать в силу несовершенства образовательной системы традиционной школы,  не создаёт оптимальных   условий для   развития  инновационного мышления учащихся, а материалы,  предоставленные в пособии заставляют задуматься  о необходимости формирования инновационного мышления у  молодого поколения.

Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности, направленной на актуализацию знаний по основным темам курса.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Занятия, где организована работа с компьютером, формируют у учащихся более высокий уровень самообразовательных

навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому важное значение играют занятия с использованием компьютерных презентаций по темам, привлечение данных сети Интернет. Активное обсуждение проблем межличностных отношений, общественного развития, диспуты будут способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции.)

  1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности

«Живая инновация. Мышление XXII века»

Личностные результаты:

1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

участие в школьном  самоуправлении  и  общественной  жизни  в  пределах  возрастных компетенций  с  учётом  региональных,  этнокультурных,  социальных  и экономических особенностей.

2.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на  основе  личностного  выбора,  формирование  нравственных  чувств  и нравственного  поведения,  осознанного  и  ответственного  отношения  к собственным поступкам.

3.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  детьми  старшего  и  младшего  возраста,  взрослыми  в  процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

1. владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений  и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2. умение  определять  понятия,  создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии, классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания  и  критерии  для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

3. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

4. умение организовывать  учебное сотрудничество  и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение  и  разрешать  конфликты  на  основе  согласования  позиций  и  учёта интересов; 5.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

5. умение  осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии  с  задачей коммуникации  для  выражения  своих  чувств,  мыслей  и  потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

6. формирование  и  развитие  компетентности  в  области  использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

7. использовать  основной  алгоритм исследования  при  решении  своих  учебно-познавательных задач;

8. использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни

Предметные:

По окончании курса учащийся научится:

 разрабатывать кейсы в зависимости от поставленной проблемной задачи;

 применять метод кейсов как метод изучения предмета путем использования определенного количества кейсов, позволяющих рассмотреть ключевую проблему с разных точек зрения;

 методологическим основаниям научной деятельности и научных методах, применяемых в инновационной деятельности;

 дискутировать об инновациях в различных сферах жизнедеятельности общества (о новейших разработках в области науки и технологий);

 правилам и законам, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

 использовать информацию о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов

Содержание программы внеурочной деятельности

 «Живая инновация. Мышление XXII века»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Основные тезисы

1.

Инновация – дело государственное.

4ч.

Или  могут  ли  инноваторы  жить  как  в шоколаде.  Инновации  в  государственной политике. Основные понятия: Инновация,  инноватор,  инновационный класс, изобретательство, инновации в эпоху Петра Великого, инновационная экономика, инновационный путь развития государства, государственная поддержка инновационных проектов, шоколад как инновация.

2.

Инновация «Космический проект».

4ч.

Или должен ли инноватор пропагандировать своё изобретение. Инновации в космической отрасли. Основные понятия: Венчурный  бизнес,  поддержка  инноваций, лидерство в мировой космонавтике, ракета с ядерной  боеголовкой,  первый  земной спутник, испытательный центр, быстрота –характерная   часть   инновационной экономики,  инновационные  центры,  лифт как инновация.

3.

От центрифуги к нанотехнологиям.

4ч.

Или  почему  нам  лучше  удаются  самые сложные   проекты.   Инновации   и нанотехнологии. Основные понятия: Технопарки,  инновационное  плавание, российские    ядерные    технологии, центрифуга, обогащение  урана, шариковая ручка как инновация

4.

Регистрация и защита инноваций законом.

4ч.

Регистрация и патентная защита изобретений и авторских прав в РФ; экономика без инноваций неконкурентоспособна.  Защита интеллектуальной собственности в РФ. Как оформить изобретение в России.

5.

Инновации и медицина.

4ч.

Инноватор – конструктор и создатель нового. Современные медицина и здравоохранение – возможности и недостатки. Главные ожидания людей от достижений медицины в современных условиях. Идеальная модель медицинского обслуживания для различных групп потребителей.

6.

Инновация «Атомный проект»

4ч.

Возможности использования подводных лодок в мирных целях. Почему мы строим атомные лодки, но не можем выдумать игрушку.

7.

Инновация в области химии и фармакологии

4ч.

Неактуальность хранения и применения химического оружия; достижения химии в 20в., принципиально изменившие жизнь современного человека.  Химические преобразования и возможности синтетического вещества. Химия в создании продуктов питания. Химические источники альтернативной энергии. 

8.

Инновации и наземный транспорт.

4ч.

Новшества современного транспорта; развитие транспортной инфраструктуры. Наземный транспорт – развитие традиционных видов и поиск альтернатив. Идеальный современный автомобиль. Идеальный современный пассажирский поезд.

9.

Инновации в экономике.

4ч.

Инновации и их эволюция в современном обществе

10.

Инновации в самолетостроении.

4ч.

Как добиться, чтобы инновации вошли в моду

Инновации в самолетостроении.

11.

Инновация и освоение Мирового океана.

4ч.

Был ли Запад нашим сырьевым придатком.  Инновации и освоение Мирового океана.

12.

Инновации и качество жизни.

4ч.

Инновации   и   качество   жизни   (бытовые   приборы   и инфраструктура жилья). Современная бытовая техника – эффективный помощник или новые проблемы?  

13.

Инновации и альтернативная энергетика.

4ч.

Виды энергии в истории древней и средневековой. Способы экономии бытовых видов энергии в истории человечества. Развитие энергетической проблемы в различные исторические периоды. Энергосбережение сегодня и возможности оптимизации энергоснабжения школы (энергосберегающие технологии). Инновации в системах освещения помещений.

14.

Социальные инновации.

4ч.

Как государству воспитывать молодежь. Социальные инновации. Прогнозирование социальных последствий инновации. Влияние инноваций на историю человечества.

15.

Человек и его гаджет.

4ч.

Почему погибла инновация, которая могла открыть тайны Вселенной. Инновации и альтернативная энергетика.

16.

Что век грядущий нам готовит.

6ч.

Опыт региона по внедрению инновационных технологий в промышленность.  Экскурсии на промышленные предприятия города.

17

Практикум

Основными формами деятельности учащихся будут являться: 

Решение логических задач. Лекция. Дискуссия. Деловая игра. Встреча с интересными людьми. Мозговой штурм .Подготовка презентаций. Проектная деятельность.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Раздел I.

Инновация – дело государственное (4ч.)

1

Теория инновационной деятельности. Русские инновации. 

2

2

«Шоколад – самая вкусная инновация».

2

Раздел II.

Инновация «Космический проект» (4ч.)

3

Должен ли инноватор пропагандировать свое изобретение. 

1

4

«Лифт - самая ленивая инновация».

2

5

Нанотехнологии перевернут мир как, перевернули его информационные технологии.

1

Раздел III.

«От центрифуги к нанотехнологиям» (4ч.)

6

«Шариковая ручка – самая пишущая инновация». 

4

Раздел IV.

«Регистрация и защита инноваций законом» (4ч.)

7

Экономика без инноваций не конкурентоспособна. 

2

8

 «Скрепка – самая маленькая инновация».

2

Раздел V.

«Инновации и медицина» (4ч.)

9

Русские инновации. Скоро человек будет жить в 10 раз  

2

10

 «Жвачка – самая тягучая инновация».

2

Раздел VI.

Инновация «Атомный проект» (4ч.)

11

Инновация и атомная энергетика.

2

12

 «Холодильник – самая морозная инновация».

2

Раздел VII.

«Инновация в области химии и фармакологи» (4ч.)

13

Химическое оружие и  экология.

1

14

«Гильотина и электрический стул – самые гуманные инновации».

2

15

Русские инновации. Кулибин №1.

1

Раздел VIII.

«Инновации и наземный транспорт» (4ч.)

16

«Дизель – самая беспощадная инновация».

4

Раздел  IX.

«Инновации в экономике» (4ч.).

17

Как инновации помогают выжить и выйти из кризиса 

2

18

«Супермаркет – самая застенчивая инновация».

2

Раздел X

«Инновации в самолетостроении» (4ч.)

19

Как добиться, чтобы инновации вошли в моду. 

2

20

«Макдоналдс – самая съедобная инновация».

2

Раздел XI.

«Инновация и освоение Мирового океана» (4ч.)

21

Русские инновации. Россия приручает океан. 

2

22

«Кока-кола – самая жидкая инновация».

2

Раздел XII.

«Инновации и качество жизни» (4ч).

23

Новый кризис опаснее чумы и мировой войны. 

2

24

«Кукла Барби – самая женственная инновация».

2

Раздел XIII.

«Инновации и альтернативная энергетика» (4ч.)

25

Почему погибла инновация, которая могла открыть тайны Вселенной. 

2

26

«Телефон – самая разговорчивая инновация».

2

Раздел XIV.

«Социальные инновации» (4ч.)

27

Русские инновации. Гибель воздушного «Титаника» 

2

28

«Лего – самая игрушечная инновация».

2

Раздел XV.

Человек и его гаджет (4ч.)

29

Человек и его гаджет.

4

Раздел XVI.

«Что век грядущий нам готовит» (6ч.)

30

Посещение предприятий города

6

Раздел XVII.

Практикум (4ч.)

31

Смельчаки определят будущее России. 

1

32

Инновации – самый быстрый выход из кризиса.

1

33

«Хочу жить в России, чтобы продолжить дело своей жизни».

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Рабочая программа внеурочной деятельности Направление - общеинтеллектуальное «Развитие логического мышления»

Программа  предназначена для учащихся 5 классов  ФГОС.  Эта программа направлена на развитие логического мышления учащихся.Формирование логического мышления – важная составная час...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»

   Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоен...

• Рабочая программа курса «Всеобщая история. История Средних веков» для 6 класса • авторской программы М.А. Бойцова, Н.Г. Петровой «История Средних веков»,

Рабочая программа по Всеобщей истории. История Средних веков" на 2018 - 2019 гг для 6 класса по программе М. А Бойцова, Н. Г. Петровой. ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...