Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."
учебно-методический материал по географии (8 класс)

Шугарова Елена Ивановна

Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_relef_rossii.docx25.95 КБ
Файл 8_klass_0.pptx2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии 8 класс

МБОУ Стодолищенская СШ учитель Шугарова Е.И.

Общая часть

Тема урока

Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России.  

Тип урока

Комбинированный урок.

Цель

Создать условия для формирования представления об особенностях строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых на территории России.

Формировать умения работать с тектонической картой и геохронологической таблицей.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Помнить базовые правила и определения.

Усвоить методы решения задач.

Помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

Формирование успешности самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компетентности. Отбор информации, необходимой для выполнения заданий.

Опираясь на личный опыт ученика, включить его в процесс решения задач.

Способствовать привитию культуры умственного труда.

Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция памяти, объёма внимания. Учить анализировать различные карты атласа,  учиться делать вывод.

Основные понятия и термины

Платформа, складчатые пояса, геохронологическая эра

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Презентация, учебник, карты атласа, раздаточный материал

Методы обучения

Частично-поисковый, словесный, самостоятельная работа, ИКТ

Организационная структура урока

Этапы.

Основные виды

 деятельности учителя

Основные виды

деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

1.Организационный

Приветствие. Проверяю готовность рабочего места и комфортность.

Проверяют готовность своего рабочего места

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 Определение темы урока

У моей России горы величавы
Вот седой Урал-весь порос травою, 
А Кавказ высокий укрылся снежной мглою.

У моей России бескрайние просторы, 
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. 
Отправляйся в горы, пройдись по равнине- 
Все, что ты увидишь - все моя Россия.

Горы-к небу, вдаль-равнины, 
Дюны, впадины, барханы 
И овраги, и вулканы- 
Все это  …………?……… России.

1) Заканчивают предложение

Называют тему урока

2) Высказывают свои предположения

 

Личностные: привитие умственного труда.

Регулятивные: целеполагание; планирование.

Познавательные:

логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

3.Создание мотивационной установки

Какую цель мы поставим перед собой?

Ставят цели и определяют задачи

4. Актуализация знаний.

Выявляет уровень знаний по новой теме.

Определяет типичные недостатки.

Отвечает на вопросы учителя по теме.

Личностные: привитие культуры умственного труда.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника

5. Первичное усвоение новых знаний и способов деятельности.

Современный рельеф планеты -  это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних, внешних и человека. Геологическую историю земли изучает наука геология. Результатом ученых является геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы  Земли

и образование полезных ископаемых на разных этапах.

Объяснение работы по таблице

Работает с геохронологической таблицей. Выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карты и таблицы.

Личностные: осознание своих возможностей.

Познавательные: извлекать необходимую информацию, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные: давать определения новым понятиям темы.

6. Первичная проверка понимания

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Выполняет

практические задания по тектонической карте.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.

Познавательные: применять полученные знания

7. Первичное закрепление изученного

Беседа- формирование умений читать тектоническую карту. Выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карты и таблицы.

Слушает и задает вопросы.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.

Коммуникативные: слушать и слышать собеседника Познавательные:  понимание  взаимозависимости тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

Понимание  новых географических терминов. Социализация темы.

8.Усвоение новых знаний и способов деятельности

Предлагается алгоритм выполнения работы

Осуществляют учебные действия  с  заданиями разного уровня.

Отвечает на вопросы учителя по пройденной теме ;  работа по картам атласа;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из полученного знания.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

9.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Консультирует, советует, помогает

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Предъявляют результаты самостоятельной работы

 10.Этап рефлексии деятельности

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Какова была ваша учебная задача? Чему вы научились на уроке? Где можно применить полученные знания?

Рефлексия

Учащиеся отвечает на вопросы

сегодня я узнал (а) …

было интересно…

было трудно…

я понял (а), что…

теперь я могу…

я научился (научилась) …

у меня получилось …

меня удивило…

урок дал мне для жизни

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

11.д/з

&.15 школа географа-исследователя стр 88

Записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У моей России горы величавы Вот седой Урал-весь порос травою, А Кавказ высокий укрылся снежной мглою. У моей России бескрайние просторы, Не окинешь взглядом, не объедешь скоро. Отправляйся в горы, пройдись по равнине- Все, что ты увидишь - все моя Россия. Горы-к небу, вдаль-равнины, Дюны, впадины, барханы И овраги, и вулканы- Все это …………?……… России .

Слайд 2

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

Слайд 3

Цель урока и задачи урока Выяснить условия формирования особенностей строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых на территории России. Формировать умения работать с тектонической картой.

Слайд 4

Что мы знаем о рельефе Р оссии ?

Слайд 5

В рельефе России преобладают равнины

Слайд 6

Территория России имеет общий уклон к северу

Слайд 7

Высочайшая точка России

Слайд 8

Самая низшая точка России

Слайд 9

Самые протяженные горы

Слайд 10

Рассмотрим зависимость рельефа от строения земной коры, т.е. тектоническое строение

Слайд 11

Земля образовалась около 4,6 млрд.лет назад из плотного облака космической пыли и газа. Несколько сотен млн.лет провела в виде холодного безжизненного скопления космического вещества.

Слайд 12

Постепенно она начала разогреваться, это привело к изменению вещества из которого она состояла. На поверхности остались лёгкие соединения, а тяжёлые опустились на глубину. Так появились мантия и ядро.

Слайд 14

По теории литосферных плит В краевых частях литосферных плит образовались складчатые пояса , они соответствуют горным сооружениям Устойчивые, малоподвижные участки земной коры- это платформы, они соответствуют равнинам

Слайд 15

Работа с тектонической картой

Слайд 16

Раскрывая и расшифровывая историю нашей планеты, геологи сталкиваются с увлекательным и динамичным сценарием. Каждый пласт, каждый слой земной коры представляет собой как бы страницу огромной каменной книги, на которой в виде отпечатков растений и остатков животных записаны события , происходившие на Земле.

Слайд 17

Геологическая эра – промежуток времени, отвечающий продолжительному этапу развития земной коры и органического мира Эры развития Земли: ? (древнейшая эра) ? ( эра ранней жизни ) ? ( эра древней жизни ) ? (эра средней жизни ) ? ( эра новой жизни)

Слайд 18

Архейская эра Продолжалась ? В то время поверхность Земли напоминала собой современный лунный ландшафт . Следов органической ж изни практически нет. Породы органического происхождения указывают на существование бактерий и водорослей.

Слайд 19

Протерозой Эра ранней жизни длилась примерно ? В протерозойских отложениях остатки организмов встречаются всё чаще – это в большинстве своём круглые одноклеточные бактерии и водоросли, но среди них уже существовали и примитивные многоклеточные организмы: водоросли, кишечнополостные, черви

Слайд 21

Мезозой Продолжался 163млн.лет В мезозое появились первые, а затем и высшие млекопитающие, н астоящие костистые рыбы, настоящие птицы. В растительном мире господствуют ?

Слайд 23

Кайнозойская эра Эра новой жизни наступила 67 млн.лет назад . Вымирают крупные пресмыкающиеся. Среди животных господствуют ? и птицы, в растительном мире – ? растения . 1,8 млн.лет назад появился ? Животный и растительный мир принял современный облик.

Слайд 25

Работа с геохронологической таблицей Как правильно читать геохронологическую таблицу Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей. Назовите самую короткую и самую длинную эру. Прочтите названия периодов каждой эры. Прочтите таблицу по горизонтали. Какие события геологической истории в ней отражены? Какие горные породы образовались в разные эры? Как изменялся климат, растительный и животный мир? Какие периоды в истории Земли были влажными? Когда на Земле появились птицы? Когда появились пустыни? Как называется эра и период, в котором мы живём?

Слайд 26

пауза Упражнения для глаз: Закрыть-открыть глаза; Посмотреть вправо-влево; Закрыть глаза, посчитать до пяти, открыть глаза.

Слайд 27

Закрепление материала : Работа с тектонической картой Горы-тектоническая структура (складчатость, платформа)-возраст-полезные ископаемые Например, Уральские- герцинская складчатость-300млн.лет- железные руды. Восточно-Европейская равн ина- Русская платформа- 2млрд.лет.-бурый и каменный уголь, нефть, известняки….

Слайд 28

Форма рельефа Тектонич . структура Время образов. Возраст Полезные ископаемые Урал Восточно-Европейская равнина Среднесибирское плоскогорье Западно-Сибирская равнина г. Хибины Кавказ Алтай Г.Бырранга хр.Черского хр.Верхоянский Сихотэ-Алинь

Слайд 29

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России. Обощающий урок. 8 класс.

Итоговый урок по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России". Цели и задачи: 1) определить уровень знаний обучающихся основных понятий, закономерности размещения крупных равни...

Урок географии в 8 классе "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России" в форме игры КВН

Материал для обобщения знаний по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России"...

Технологическая карта урока географии в 6 классе «Строение земного шара»

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.Задачи:Образовательные: ознакомить детей  с ...

Урок по теме: "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Северной Америки"

Конспект урока по теме "Рельеф, геоглогическое строение и полезные ископаемые Северной Америки"...

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....

Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.

Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока:  Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...

Технологическая карта урока по теме "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"

Предмет: географияКласс: 5 классТема: Горные породы, минералы и полезные ископаемыеТип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование знаний о разнообразии горных пород и минералов...