«Путешествие по материкам»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Панькина Ирина Витальевна

Урок географии 5 класс "Путешествие по материкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_po_materikam.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Путешествие по материкам»

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

  1. Углубить и развить знания обучающихся о материках.

Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях каждого материка нашей планеты Земля: Евразии, Африке, Северной Америки, Южной Америки, Австралии, Антарктиды, Островах.

Развивающая: развивать умение работать с контурными картами и атласом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение обучающихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к Планете Земля.

  1. Беседа.
  2. Фронтальная работа.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Исследовательская деятельность.
  5. Работа в парах, группах

Задачи урока 

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Время реализации урока (мероприятия, занятия):40 минут

  1. Актуализируют:
  • знание о материках и о особенностях каждого материка
  1. Приобретают:
  • умение работать с источниками информации и географическими картами
  1. Закрепляют:
  • умение выделять особенности, анализировать, обобщать

Необходимое оборудование и материалы

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Проектор.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

  1. Учебник География 5 класс авторы И. И. Баринова, А.А. Плешакова.
  2. Географическая карта.
  3. Электронное пособие к учебнику география издательства «Дрофа».
  4. Собственная презентация.

Список учебной и дополнительной литературы

  1. http://www.post.ch/post-k-mm11-neuerscheinungen1-download/ph-2011-1-50-jahre-wwf-100.jpg
  2. http://unusualplaces.aggress.ru/wp-content/uploads/2011/05/Wawona_Big_Trees_Yosemite_Valley_Cal
  3. http://static.newsland.ru/news_galleries/91/91159_0.jpg
  4. http://vizor.ucoz.ru/_ph/1/710056725.jpg

Технологическая карта урока географии

Личностные УУД

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

- работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы: Фронтальная. Работа в группах. Индивидуальная

Ресурсы: Учебник, атлас, контурные карты

Технические средства обучения: Компьютер. Медиапроектор.

Дидактические задачи этапов урока

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать обучающихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Технологическая карта урока.

Вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о материках и особенностях каждого материка. 

Слайд. № 3- Слушают музыку, называют из какой она передачи, про что передача клуб путешественников, вспоминают, кто её ведёт, про что передача.

Предлагает обучающимся прослушать фонограмму мелодии из Клуба путешественников. Ребята, Вы знаете эту мелодию? Из какой она передачи? Показать портрет Юрия Синкевича, кто это? Про что он рассказывает в своей передаче?

Ребята, у нас мало времени и мы должны отправляться в путешествие. Я предлагаю сформировать  6 групп. И за каждый правильный ответ команда получает жетон. Но это не все у каждого из вас на столе должна быть контурная карта и атлас. Во время путешествия мы с вами будем наносить на карту те объекты про которые сегодня узнали. И у нас получится карта путешествия по материкам.

Слайд №4,5,6. Ответьте на вопросы

Сколько материков? А сколько частей света? А чем часть света отличается от материка?

И первую остановку назовете мне вы отгадав загадку:

Здесь горы-великаны –

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас ...

Правильно это ЕВРАЗИЯ

Слайд №7

Вы давно знаете природу своего края, не раз читали и слышали о тех животных, которые у нас обитают. (Белка, лиса, волк, медведь и другие животные).

Поэтому, сегодня мы отправимся с вами в Азию и узнаем о том, какие интересные животные там обитают.

«Отгадай по описанию»

1. Бывает амурский, уссурийский, бенгальский. Полосатая шкура помогает ему маскироваться в зарослях и нападать внезапно. Обитает в Китае, Индии и на Дальнем Востоке России. (тигр – слайд)

2.Живёт в горах Китая. Почти вся шкура белая и только ноги, уши, «очки» вокруг глаз и кончик хвоста – чёрные. Питается в основном листьями бамбука, которые жуёт до 14 часов в сутки. (панда – слайд)

На старт! Поехали!

Слайд №8

Читают текст учебника с 105 п.1 Евразия и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах  

Слайд № 9

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

«Продолжаем путешествие»

Следующая остановка э-э-э-э…….А вот какой материк мы с вами посетим следующим, вы сейчас определите сами.

Итак, 1 команда, определите: «Это самое крупное сухопутное животное, ростом до 4 метров, а весом 4 – 6 тонн.» (Слон)

2 команда, определите: «Это самое высокое животное в мире ростом до 5,5 м» (Жираф)

3 команда: «Это самая крупная из современных птиц: высотой до 270 см и массой до 156 кг» (Страус)

4 команда: «Это самая большая сухопутная улитка в мире, отдельные экземпляры длиной более 20 см» (Ахатина)

5 команда: «Это самое толстое дерево на нашей планете. Ствол его похож на бочку. Его мягкая древесина, как губка может накопить за сезон дождей до 120 тонн воды. А в засушливое время дерево немного «худеет», после дождей снова «полнеет». (Баобаб)

6 команда: «У листьев этого растения есть одна удивительная особенность - способность впитывать влагу. На рассвете на пустыню Намиб накатывает туман, и в это время растение буквально всасывает влагу из воздуха, словно губка» (Вельвичия)

Что же это за материк?

Раскалена от жара.

Пустынная Сахара.

Зато среди саванны

Слоны и обезьяны,

Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ... Африки         

Слайд №10

Читают текст учебника с 106 п.2 Африка и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах.

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

Следующая остановка. Северная Америка.

Слайд №11

Конкурс «Отгадай, что лишнее»

1 вопрос: Северный олень, лось, зебра, россомаха, ленивец

2 команда: Тигр, овцебык, гепард, койот, скунс

Молодцы все эти животные живут в СевернойАмерике

Слайд №12

Читают текст учебника с 106 п.3 Северная Америка и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах.

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

Слайд №13

Южная Америка.

Южная Америка – самый влажный материк Земли. Здесь выпадает столько осадков, что образовалась самая полноводная река планеты – Амазонка. Южная Америка – материк загадок! Приготовьтесь отгадывать! (Загадки задаются по очереди каждой команде)

Стая рыбок нападёт
И бедняга пропадёт!
От неё сам крокодил
Удирает что есть сил.
Я забыл её названье,
Подскажи, дружок
…(Пиранья)

Ара, лори и жако -
В жарких странах. Далеко!
Да и резвых какаду
В магазине лишь найду.
Видов много. И пускай!
Это яркий
……..(Попугай) 

Очень шустрые, смешные
И такие озорные.
По деревьям и лианам,
Без опаски скачут рьяно.
Видов много, их не счесть
Всех размеров они есть.
(Обезьяны)

Читают текст учебника с 107 п.4 Южная Америка и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах.

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

Мне в руки попало письмо. Но брызги от морских волн попали на бумагу и я не смогла прочитать, куда и кому нужно было отправить это письмо. Помогите мне восстановить текст письма и определите кому оно предназначалось.

1 письмо

Куда …………………..

Кому ………………….

«Здравствуй, дорогой ……………….! Как ты поживаешь? Я надеюсь, что ты по-прежнему занимаешься спортом, ведь ты так хорошо прыгаешь. Как растёт твой детёныш? Наверное, он уже не помещается в ………… на твоём животе?»

2 письмо

Куда …………………..

Кому ………………….

«Здравствуй, дорогой ………………...! Как ты поживаешь? Я недавно показывал твою фотографию своим друзьям. Ты им очень понравился! Мои друзья считают, что ты похож на маленького плюшевого мишку, который живет на …………… и питается его листьями.»

Действительно, ребята, мы с вами в Австралии. Это не только самый маленький, но и самый сухой материк на Земле. И, конечно, животные и растения здесь необычные. Кому предназначалось письмо 1 команды? (Кенгуру). Кому предназначалось письмо 2 команды? (Коала)

В Австралии в большом количестве водятся попугаи: крупные какаду и небольшие волнистые попугайчики.

«Верю – не верю». Верите ли вы, что в Австралии есть зверек, который откладывает яйца, как птица и выкармливает своих детенышей молоком, как млекопитающее?

Да, такие животные есть и даже двух разных видов. Это ехидна и утконос. Помимо своего необычного внешнего вида, эти животные являются яйцекладущими млекопитающими!

«Верю – не верю».  Верите ли вы, что в Австралии есть дерево- аптека, которое лечит от простуды, с разноцветной, словно радуга, корой?

Да, такое растение есть. Это австралийский эвкалипт. У эвкалиптов гладкая кора, иногда разноцветная, словно радуга, и из его листьев делают лекарства от кашля.

Слайд №13

Читают текст учебника с 107 п.5 Австралия и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах.

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

Это самый суровый материк Земли. Он весь покрыт льдом и даже летом здесь температура воздуха ниже нуля. Мы добрались к (Антарктиде)

Конкурс «Найди ошибку»

Мы подплыли к берегам Антарктиды. Над берегом летали пингвины и буревестники. В водах моря плавали тюлени. На берегу бродили белые медведи. Береговые скалы покрывали мхи и лишайники.

Читают текст учебника с 107 п.4 Южная Америка и выписывают (можно сразу обозначать) те названия географических объектов, которые есть в учебнике и обозначают их в контурных картах.

Давайте проверим все ли вы географические объекты отметили?

Осмысление

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

Изучение материков, выделение особенностей материка, знакомство с географическими объектами, работа с картой.

Рефлексия

Рефлексия и оценка работы (10 минут)

Как вы думаете почему мы поделились на 6 команд? Сколько материков столько и команд. И сейчас мы подведем итоги. Каждая команда составит отчет что она узнала о материке. У вас у каждого лежит листочек с названием материка. На подготовку 2-3 минуты и мы слушаем отчеты о материках.

Проходят финальный этап: оформляют отчёт.

Отчеты групп. Материк Евразия состоит из двух частей света, его площадь 53,9 млн кВ км. На нём находится высочайшие горы Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест», равнины – Восточно-Европейская, Западно-Сибирская. Самая длинная река – Янцзы, самое большое озеро – Каспийское море, самое глубокое озеро мира – Байкал.

 Мы путешествовали по Африке, это второй по площади материк – 30 млн кВ км, часть света Африка, в рельефе преобладают равнины, горных цепей нет, самая высокая точка г. Килиманджаро, на севере находиться самая большая пустыня Сахара, это очень жаркий материк, летом поверхность песка в пустыне нагревается до + 70. На материке есть ещё самое солёное озеро Чад и водопад Виктория.

Мы побывали в Северной Америке, площадь материка - 24,2 млн кВ км, здесь вдоль западного побережья тянуться горные цепи – Кордильеры, самая высокая гора Мак-Кинли (6193м), самая крупная и полноводная река на материке – река Миссисипи, ещё здесь располагаются озёра: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Южная Америка относится к части света Америка, площадь- 17,8 млн кв км., на западе материка протянулись горы Анды, здесь протекает самая длинная и полноводная река планеты Амазонка, это самый влажный континент планеты.

А мы побывали в Австралии, площадь материка – 7,7 млн кв. км, здесь есть река Муррей, она самая большая на материке, есть озеро Эйр – самое крупное на материке. Здесь произрастает растение эвкалипт и очень причудливые животные- медведь коала, кенгуру, утконос. Это самый маленький материк и он самый сухой.

А мы побывали в Антарктиде и на некоторых островах. Антарктида – площадь – 14,1 млн кв. км во льдах содержится 80% запасов пресной воды. Это самый холодный материк, здесь на станции «Восток» нашими полярниками была зарегистрирована температура самая низкая на Земле – 89,2. Здесь холодно, потому что снег отражает тепло и не нагревается.

Вывод: каждый материк уникален.

Записываю домашнее задание в дневники, слушают пояснение по выполнению.

Всем спасибо за урок!

Подготовила: Панькина Ирина Витальевна, учитель географии


Приложение №1

Материк Евразия состоит из двух частей света, его площадь 53,9 млн кВ км. На нём находится высочайшие горы _______________ (гора ______________, или ______________», равнины – _____________________________________, ___________________________. Самая длинная река – _____________, самое большое озеро – ______________ море, самое глубокое озеро мира – ____________.

Мы путешествовали по Африке, это второй по площади материк – 30 млн кВ км, часть света Африка, в рельефе преобладают равнины, горных цепей нет, самая высокая точка вулкан  г._______________ , на севере находиться самая большая пустыня _______________, это очень жаркий материк, летом поверхность песка в пустыне нагревается до + 70. На материке есть ещё самое солёное озеро __________ и водопад ________________.

Мы побывали в Северной Америке, площадь материка - 24,2 млн кВ км, здесь вдоль западного побережья тянуться горные цепи – _______________, самая высокая гора ________________(6193м), самая крупная и полноводная река на материке – река _________________, ещё здесь располагаются озёра: ___________, Мичиган, Гурон, ________, Онтарио.

А мы побывали в Австралии, площадь материка – 7,7 млн кв. км, здесь есть река _____________, она самая большая на материке, есть озеро __________ – самое крупное на материке. Здесь произрастает растение _____________ и очень причудливые животные- медведь __________, кенгуру, утконос. Это самый маленький материк и он самый сухой.

А мы побывали в Антарктиде . Антарктида – площадь – 14,1 млн кв. км во льдах содержится 80% запасов ________ воды. Это самый ______________ материк, здесь на станции «Восток» нашими полярниками была зарегистрирована температура самая низкая на Земле – 89,2. Здесь холодно, потому что снег отражает тепло и не нагревается. Здесь живут удивительные птицы ______________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Путешествие по материкам"

Конкурс - игра для учащихся 7 - х классов по географии. Цель: обобщить знания по пройденному курсу географии за 7 класс....

Интеллектуальная игра "Путешествие по материкам"

Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса....

Урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка»

Обобщение знаний учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подведение итогов изучения темы. Проверка знаний учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних ...

Путешествие на материк Общения

Занятие напрвлено на развитие коммуникативной сферы учащихся....

"Путешествие по материкам"

Цели: развивать познавательные способности учащихся и интерес к предмету, формировать умение работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция...

«Путешествие по материкам

Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).2. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)3. Как называются плавучие острова льда?  (айсберг).4.Назовите самую длин...

методическая разработка урока естествознания "Путешествие по материкам"

Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель:формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями матер...