Программа элективного курса по географии на тему "Моя малая Родина"
элективный курс по географии (9 класс)

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность   познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами в изучении родного села. Данный курс является междисциплинарным, т.к. содержит круг вопросов историко-географического характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina_attestatsiya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

    Рассмотрено                          Согласовано                Утверждена приказом  

на заседании ШМО          «___» ________20__г.          от  «___»______20_г.

     учителей                      Заместитель директора          № ______

   естественно-                        по УР                                   Директор школы

математического                   Галактионова О. С.                 Алексеева Н. В.

         цикла

Протокол №_____

от «___»_______20__ г.

Руководитель ШМО

  Маркова С. Л.

Рабочая программа

 элективного курса

по географии на тему «Моя малая Родина»

на  2019-2020 учебный год

 

 Рабочую программу составил

учитель географии

Пастухова Ирина Васильевна

Велиж

2019

 

Программа курса

    «МОЯ   МАЛАЯ РОДИНА»

(17 ч.)

       Главной целью курса является ориентирование учащихся в выборе    профиля через углубленное изучение систематизированного, целостного представления о Малой Родине (село, поселок, межселенная территория)

 

Курс «Моя малая Родина» обеспечивает:

  • Создание образных представлений о взаимодействии природы и общества;
  • Выявление оценки явлений социальной и экономической жизни общества;
  • В процессе изучения ближайшего окружения (села) способствовать      формированию учащихся грамотного поведения в природе и обществе, как социального и личностно-значимого компонента образования человека;
  • Развивать умения оценивать различные источники информации;

     

      Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность   познакомить учащихся с интересными вопросами, подходами в изучении родного села. Данный курс является междисциплинарным, т.к. содержит круг вопросов историко-географического характера.  

        Средством воспитания и образования служит участие учащихся в индивидуальной и групповой исследовательской - поисковой деятельности, освоение проектного способа преобразования своей жизни и окружающего сообщества – малой Родины, поэтому программа предусматривает значительно количество практических работ исследовательского характера, что позволит развить у учащихся познавательные коммуникативные умения и навыки.

           

        Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве. Выбор методических приёмов обусловлен осознанием необходимости мотивационно - целевого управления процессом познания: малая дискуссионная группа, работа с документом, беседа, интервью, практическая работа, экскурсии.

      Итогом курса является включение учащихся в разнообразные учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини-исследовательских     проектов, предполагает   личный вклад   каждого учащегося в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых   полезных для Велижского района дела. Таким образом, содержание курса раскрывает   широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на жизнь в своем  родном Велижском районе, сельской территории.

       Курс предназначен для предпрофильной подготовки 9 класса, реализует компонент регионального образования, может быть рекомендован для изучения учащимися социально-экономического, гуманитарного профилей.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п

Наименование тем

курса

Всего

часов

Практические

работы

1.

Введение

3

1

  2.

Тема 1

Истоки  города, население.

6

3

  3.

Тема 2.

Хозяйство города

    4

            2

4.

Тема 3

Социально-культурное

развитие города

3

 3

  5.

Итоговое занятие

     1

             -

Итого

17

9

СОДЕРЖАНИЕ (17 ч.)

 Введение (3 ч.)      

     

        Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов.

       Социально-географический портрет города. Особенности социально-экономического развития города, его место в экономике Смоленской области.

Тема 1.     Истоки города, население (6 ч.)

      Летопись города, истоки.  Изучить историко-географические особенности развития села.  Содержание лекции должно отражать следующие вопросы:

  • Страницы исторического развития?
  • Почему наше село так называется?
  • Когда село празднует свой год рождения?
  • Кто были первыми поселенцами?
  • Родословная моей семьи, родословная города. Проведение мини-переписи   населения. История происхождения улиц города.

Тема 2.  Хозяйство города (4 ч.)

     

          Знакомство с экономикой села и разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными предприятиями.  Показать, чем живет город сегодня. Экскурсия на предприятия города, предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя). Изучение местного предприятия.

Тема 3.  Социально-культурное развитие города (3 ч.)

     

       Развитие городского поселения – непрерывный процесс, все в городе взаимосвязано, имеет свои корни, причины и следствия, Узнать о них можно,  если внимательно изучать географические, исторические, экономические источники – продукты деятельности человека и человечества во времени и пространстве. Рассмотреть традиции разных поколений, представить и реализовать свой вклад в историю современности.

 Итоговое занятие (1 ч.)

       Группы учащихся представляют результаты исследовательской деятельности по курсу «Моя малая Родина». Обмен мнениями.  

        

Практические  работы:

Практическая работа №1 Создание проекта своего герба города Велижа.

Практическая работа №2 (1 ч.) Учащимся предлагается выполнить на выбор одну практическую работу «Родословная моей семьи» или « Родословная города» (проект).

Практическая работа № 3 (1 ч.)     «Происхождение названий улиц города»

 Выяснить происхождение названий основных улиц города,

Создать видео ролик, или фотомонтаж или стендовую экспозицию «Улицы города».

Практическая работа №4 (1 ч.)  «Население города».

Использовать доступные формы учета населения провести мини-перепись населения города. Проведение мини - переписи населения. Представить полученные результаты в формате программы Microsoft Excel .

Практическая работа №5 (2 ч.)     «Изучение местного предприятия»

Экскурсия (1ч.)  

 на предприятия города, предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя).  

Практическая работа №6 «Традиции разных поколений» (1 ч.)

Практическая работа №7 «Мой вклад в развитие города» (1ч.)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Планируемая дата

Примечание

Введение(3 ч.)

1.

Социально-географический портрет города.

2.

Особенности социально-экономического развития города.

3.

Велижский район – частица России. Практическая работа №1. Создание проекта герба своего города

Тема 1. Истоки города. Население (6 ч.)

4.

Летопись города. Истоки.

5.

Практическая работа №2. Родословная моей семьи или родословная города (на выбор)

6.

Народонаселение города.

7.

Практическая работа №3. Происхождение названий улиц города.

8.

Улицы города (защита проекта).

9.

Практическая работа №4. Население города

Тема 2. Хозяйство города (4 ч.)

10.

Хозяйство города, специализация.

11.

Проблемы развития хозяйства.

12.

Обзор местных предприятий.

13.

Практическая работа №5. Изучение местного предприятия

Тема 3. Социально-культурное развитие города (3 ч.)

14.

Практическая работа №6. Традиции разных поколений.

15.

Практическая работа №7. Мой вклад в развитие города

16.

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование.

17.

Итоговое занятие.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Существенные признаки понятий: экономико-географическое положение территории, воспроизводство, естественный прирост, половозрастной, национальный состав населения, трудовые ресурсы и занятость населения, специализация территории;
  • Национальные традиции и обычаи, культурно-исторические особенности народов. Религии, трудовые навыки своей местности;
  • Главные черты хозяйства сельского поселения, историко-географические            особенности развития города, ведения хозяйства формы  повседневной жизни, обычаи,  правила поведения в обществе.

Учащиеся должны уметь:

  • Выдвигать гипотезы – версии названий улиц города, подтверждать или      опровергать их на основе собранных фактов;
  • Согласовывать правила ведения учебной дискуссии, участвовать в дискуссии;
  • проводить маршрутную съемку местности;
  • Развивать простейшие навыки интервьюирования, проводить интервью, обрабатывать данные;
  • Работы в текстовом редакторе Word: набирать текст объёмом до 70 слов, редактировать его, сканировать фотографии и размещать их в тексте;
  • Уметь ставить задачи, договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать вклад своего участия в экскурсиях, дискуссиях, на уроке в групповой работе, на основе анализа своих затруднений в способах работы и интересующих вопросов.

Методические рекомендации

 Введение (3 ч.)

   Вводная лекция (1 ч.)

Цель: Введение в предмет, задачи: вызвать интерес к способам работы и изучаемому кругу вопросов.

 Социально-географический портрет нашего города.

 Особенности социально-экономического развития города, его место в экономике Смоленской области.

Практическая работа №1 «Создание проекта герба своего города»

Методические рекомендации:  

        В рамках данного курса, учитывая его краткосрочный характер, целесообразно проведение вводного (организационного занятия), на котором учащиеся  знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами деятельности, требованиями.

      Для  реализации программы данного курса целесообразно  познакомить учащихся на первом занятии с общей социально-географической характеристикой села, показать своеобразие географии, экономики. Предусмотрена часовая практическая работа по составлению проекта своего герба города Велижа.

Тема 1.     Истоки города, население (6 ч.)

     

       Изучение этой темы построено через изучение вопросов историко-географического содержания, показать учащимся, что развитие сельского поселения – непрерывный процесс, все в селе взаимосвязано, имеет свои корни, причины и следствия, узнать о них можно, если внимательно изучать географические, исторические, экономические источники – продукты деятельности человека и человечества во времени и пространстве.

 «Летопись города, истоки»

Содержание урока должно отражать следующие вопросы:

  • Почему наше город так называется?
  • Когда город празднует свой год рождения?
  • Кто были первыми поселенцами?

Практическая работа №2. Учащимся предлагается выполнить на выбор одну практическую работу «Родословная моей семьи» или «Родословная города». Собрать и оформить исторические источники по истории города, семьи.

Цель: Развитие простейших навыков интервьюирования, умения обобщать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы по результатам исследования.

Народонаселение города. 

 Определить особенности структуры населения города, основные         демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

  • Численность населения города;
  • Воспроизводство;
  • Половозрастной, национальный состав населения;
  • Трудовые ресурсы и занятость населения;

Практическая работа №3 (1 ч.)     «Происхождение названий улиц города»

Выяснить происхождение названий основных улиц города,

Создать видео ролик, или фотомонтаж, стендовую экспозицию «Улицы города».

Цель: Выяснить происхождение названий основных улиц города.

Обсуждение полученных материалов, защита видео ролика или стендовой презентации по теме «Улицы города»

Вопросы для обсуждения:

-  Названия, каких улиц подтверждает, что судьба города и страны -  единое целое?

 -  Какие улицы говорят о природе нашего села?

Практическая работа №4 (1 ч.) «Проведение мини- переписи населения»

Цель: Определить особенности структуры населения города, основные         демографические характеристики, продолжить развитие умений сбора данных и анализа статистической информации.

 Развитие простейших навыков интервьюирования, умения обобщать и систематизировать полученные данные, формулировать выводы по результатам исследования.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе. Научиться обобщать полученные результаты путем построения диаграммы через формат программы Microsoft Excel. формулировать выводы.

Народонаселение города.

Цель: На основе полученных исследований определить особенности структуры населения города, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе, интересно преподнести материал.

  (Обсуждение полученных результатов исследований)

 На основе полученных исследований определить особенности структуры населения города, основные демографические характеристики, продолжить развитие умений анализировать данные статистической информации.

Способствовать обучению школьников умению работать в группе, интересно преподнести материал.

Методические рекомендации:    

        В содержании урока учащимся раскрывается основные вопросы темы «Летопись города, истоки», а именно - почему наш город так называется?  Когда город празднует свой год рождения?   Кто были первыми поселенцами? Лекция  

Позволяет изучить историко-географические особенности развития города. Перед уроком целесообразно провести экскурсию в музей города, школы,

важно отметить, что при подготовке необходимо использовать фактический исторический материал, что позволит сделать лекцию более наглядной.   Для проведения практикума в этой теме (мини-переписи населения) целесообразно разделить учащихся на группы по два человека в каждой, каждая группа составляет свой индивидуальный   переписной лист с вопросами, например, сколько лет живет в городе, с какого года?  Ваш возраст ?  Пол ? и т.п.

        Практическая работа № 4 проводится в два этапа, первый – непосредственный опрос жителей   город (не менее 50 жителей) и второй – камеральный обработка полученных результатов их систематизация, построение графиков, схем, диаграмм с использованием программы   Microsoft Excel, обобщение материала, формулирование выводов.

          В тематике данной темы предусмотрено исследование, направленное на изучение вопроса «Происхождение названий улиц города» практическая работа №3, данная работа представляется учащимися на обсуждение в виде видео ролика или фотомонтажа, стендовой экспозиции «Улицы города» на семинарском занятии.

Тема 2.   Хозяйство села (4 ч.)

Познакомить с разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными предприятиями.

 Показать, чем живет город сегодня.

Экскурсия

Практическая работа № 5 «Изучение местного предприятия»

Цель: Составить комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия.

Экскурсии на предприятия села, предприятия города, где работают родители учащихся (по выбору учителя или учащихся), знакомство с профессиями жителями города.

Хозяйство города, специализация, проблемы развития.

Обсуждение полученных материалов по практической работе №5.

Методические рекомендации:    

   Человек часть природы, он реагирует на её вызовы деятельностью, которая в основе своей имеет поиск человеком своей ниши. Деятельность человека обусловлена природным окружением, и своей целью имеет изменение этого окружения.   Эта деятельность – средство единения человека и природы, человека с человеком, в содержании этой темы определен основополагающий акцент на весомую долю практических исследований   и

выход на конкретный краеведческий историко-географический материал.   Перед экскурсией на предприятие проводится беседа   на уяснение ряда вопросов:

  1. Какие предприятия развиты в нашей местности;
  2. Где работают ваши родители, родственники;
  3. Как изменилось производство за годы перестройки в вашей местности;
  4. Какие предприятия закрылись, какие продолжают функционировать;

При подготовке к экскурсии учащиеся записывают     основные вопросы для изучения:

  1. Где расположено предприятие? В чем особенности ЭГП предприятия?
  2. Что производит предприятие?
  3. Какова структура предприятия?
  4. Особенности технологических процессов на предприятии?
  5. Производственные связи предприятия и производимая продукция?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

      Изучение местного предприятия позволит познакомить учащихся с разнообразными видами деятельности людей в сельской местности, основными градообразующими предприятиями.  Показать, чем живет город сегодня.

   

Тема 3. Социально-культурное развитие города (3 ч.)

Практическая работа №6 «Традиции разных поколений» (1 ч.)

     Познакомит с традициями разных поколений в семье, селе.

Цель: Выяснить какие традиции чтят жители города, в вашей семье, и их истоки.

               

Практическая работа № 7 «Мой вклад в развитие города» (2 ч.)

  Разработать и реализовать 1-2 общественно-полезных дела.

Цель: Разработать и реализовать конкретное социально-общественное

           дело.        

Методические рекомендации:

      Данная тема является логическим завершением курса «Моя малая Родина». Центральная образовательная идея этой темы заключается в том, что жизнь отдельного человека связана с развитием своего народа, страны, села. Жизнь каждого человека ценна, так как она оказывает влияние и на окружающих людей, так и человечество в целом. Учащимся предлагается

выполнить ряд заданий практикума, рассказать о своей семье, её традициях, представить материал в различной форме, как мини-сочинение на тему:       «Моя семья в традициях культуры», фото или видео материал.

   Одним из законов человеческого бытия является -  память. О человеке судят по его поступкам, деятельности, поэтому в курсе предусмотрена реальная практическая деятельность по разработке и реализации конкретного социально-общественного дела каждым учащимся, либо группой. Итоговое семинарское занятие целесообразно организовать в форме беседы, обсуждения мини – проектов, обобщить результаты изучения курса, подготовить материал для местной газеты, материал для стендовой экспозиции музея школы, города.

 Итоговое занятие (1 ч.)

   

      Группы учащихся представляют результаты деятельности по курсу «Моя малая родина», (статья, презентация стендовой экспозиции). Обмен мнениями, обсуждение полученных результатов.

        МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Атласы и контурные карты.
  4. Настенные карты.

  1.  А. П. Бордюков,  Л. А. Качулина, Н. А. Казаков. – Смоленск, 2004. – 98 с. Велиж. Страницы истории/ под ред. Н. А. Казакова.
  2.  География России: энциклопедический словарь/ под ред. А. П. Горкина. – М,1998. – 606 с.
  3. Города России: энциклопедия/под ред. Г. М. Лаппо. – 1994. – 540 с.
  4. Гроздов Б. В. Природа Смоленска и его окрестностей/ Б. В. Гроздов. – Смоленск, 1965. – 219 с.
  5. Животный мир Смоленской области/ Г.Л. Граве, М. А. Емельянов, С. А. Плющенков, Е. А. Шмидт. – Смоленск,1951. – 162 с.
  6. Казаков Н. А. Воинские захоронения. Велижский район Смоленской области/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 203. – 113 с.
  7. Казаков Н. А., Из истории Велижа и района/ Н. А. Казаков. – Смоленск, 2002.- 378 с.
  8. Красная книга Смоленской  области/ Под ред. Н. Д. Круглова. – Смоленск, 1997. – 294 с.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 
  7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...

Элективный курс для 9 класса "Топонимика малой родины"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 9 часов. Он знакомит учащихся с топонимикой родного края, формирует нравственные ценности....

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...