Самостоятельная работа обучающихся как условие формирования социальных компетенций
статья по географии

Казанцева Анастасия Валерьевна

Самостоятельная работа обучающихся как условие формирования социальных компетенций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казанцева А.В.

Учитель географии

«Самостоятельная работа обучающихся как условие формирования социальных компетенций»

«Если человека постоянно приучать

усваивать знания и умения в готовом виде,

можно и притупить его природные творческие способности –

разучить думать самостоятельно».

Дистерверг

В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС-2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала. Усвоение ребенком способов практической и интеллектуальной деятельности признается ведущей целью школьного образования, а развивающий эффект учебного процесса по новым стандартам обеспечивается на основе развития самостоятельной познавательной активности обучающихся.

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет.

«Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ничто не может возместить того, что упущено в главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли». (Шаталов).

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно». (Дистерверг)

«Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности». (Гербарт)

«Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить». (Дистерверг)

Главное – приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на уроке, т.к. ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. 

Самостоятельная работа вынуждает, приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.  

Функции самостоятельной работы 

  • выработка способности работать самостоятельно;
  • развитие познавательной активности;
  • стимулирование творческого мышления;
  • повышение культуры умственного труда, интереса;
  • осмысление приобретенных знаний («что сделано самим, лучше запоминается»);
  • формирование умения планировать время;
  • выработка ответственности и инициативности.  

К.Д. Ушинский: «…дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью».

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Розенштейн.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке.

  1. Наличие конкретной цели и ученик должен знать пути ее достижения.
  2. Наличие конкретного задания.
  3. Четкая форма выражения результата, критерии оценки.
  4. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика.
  5. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.
  6. Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  7. Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача – развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели.

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

В зависимости от целей самостоятельные работы:

  • Обучающие.
  • Тренировочные.
  • Закрепляющие.
  • Повторительные
  • Развивающие.
  • Творческие.
  • Контрольные.

Планируя самостоятельную работу необходимо: 

  • предусматривать ее место в структуре урока;
  • оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности учеников и сложности изучаемого материала;
  • предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;
  • определять форму заданий;
  • устанавливать оптимальную длительность работы;
  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Далее мне хотелось бы привести примеры некоторых заданий для самостоятельной работы, которые я использую на своих уроках.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу. (Первый уровень)

 Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность

Задание №2. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить кластер:

Задание №3. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и ответить на вопрос:

Какова соленость Балтийского и Красного моря и почему? (назовите не менее 5 ответов)

Задание №4. Подписать части рисунка вместо вопросительных знаков, дать определение следующих понятий.

Задание №5. Пользуясь фотографиями рек, сравнить горные и равнинные реки, назвать не менее 3 различий.

Задание №6. Пользуясь атласом. Заполните таблицу.

Высокие горы

Средние горы

Низкие горы

Более 2000м

1000-2000 м

До 1000 м

Задание №7. Послушайте сказку и ответьте на вопрос – в каких агрегатных состояниях бывает вода?

«У матери было 3 сына. Всем хороши сыновья, только друг друга признавать не хотели. Ничего схожего между собой не видели. Уж если кого и вздумаю братом назвать, говорил 1 – то стекло. А я белому дыму брат – говорил 2. Недаром нас с ним путают. А я ни на кого не похож – говорил 3. И некого мне братом назвать, разве что слезы. Так по сей день и спорят 3 родных брата: Синий лед, Густой туман, Частый дождь. Друг друга братьями не называют, а матушку воду все трое родной зовут. бывает же такое на свете.»

Задание №8. Пользуясь интернет-ресурсами, письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие моря омывают Антарктиду и почему они так названы?
  2. Какой пролив отделяет Антарктиду от ближайшего материка? Почему он так назван?
  3. Что вы знаете о Земле Грейама?
  4. Как называются горы в Антарктиде, протягивающиеся с запада на восток?
  5. Как называется климат в Антарктиде?
  6. В чем особенность оазиса Ширмахера?
  7. Самый большой ледник в Антарктиде?

Задание №9. Пользуясь интернет-ресурсами, составьте презентацию «Национальные парки США».  

Ожидаемые результаты:

  1. Успешное обучение большинства обучающихся.
  2. Выполнение каждым обучающимся установленного стандарта.
  3. Положительное отношение к предмету.
  4. Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.
  5. Умение вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении практических работ, т. е. умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища.

Если создать условия, помогающие раскрыться потенциальным возможностям обучающихся, исключить методы принуждения, использовать разнообразные формы работы на уроке, то это облегчает усвоение обучающимся программного материала, и сделает изучаемый предмет интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов как фактор формирования общих компетенций

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы  СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного проце...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи,  приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...

Виртуальный музей педагогического колледжа как условие формирования ключевых компетенций через организацию самостоятельной работы студентов.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется ...

Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников

Для выполнения задач, поставленных реформой школы, необходимо значительное повышение эффективности обучения учащихся. В этих условиях особо важное значение приобретает проблема формирования мотивации ...